25 мая. День в истории Смоленщины

Олеся Томашова

105 лет назад (1911) в Смоленске состоялся первый полет самолета на ипподроме за Молоховскими воротами. Пилотировал самолет Александр Алексеевич Васильев, один из первых русских авиаторов.

726039_283aaa57e805981508c2aa8a506adbef

О том, как проходил первый показательный полет самолета в небе Смоленска, было описано в газете «Смоленский вестник» за 1911 год. Выдержки публикации приводятся и в статье Александра Школьникова «Впервые в небе Смоленска», опубликованной в 2006г..

Согласно предварительному объявлению в «Смоленском вестнике,» полеты авиатора Васильева планировались на беговом ипподроме. Он располагался на месте нынешнего стадиона Смоленского института физкультуры. А вокруг был пустырь. Город фактически оканчивался каторжной тюрьмой, впереди и слева от которой (если ехать из города по Киевской дороге, ныне — проспект Гагарина) и был ипподром. Пилот должен был выполнить несколько полетов на аэроплане «Бле-рио» (скорее всего, это был «Блерио-XI»). Народу скопилось множество. Места, отведенные для зрителей, были все заняты. Но «…многочисленная публика в значительной своей части расположилась за ипподромом, так сказать вне пределов платности.»

Начало полетов планировалось на 7 часов вечера, но аэроплан, доставленный в Смоленск по железной дороге, собрали только к 8 часам.

«В 8 часов 3 минуты Блерио после небольшого разгона взвился и сделал три красивых круга на высоте 350 — 400 метр., плавно спустившись на месте подъема после 9-минутного полета.» По другим источникам — полет продолжался 6-7 минут. Летчик больше не летал, хотя ранее обещал показать несколько «фигурных полетов и спусков».

Прекращение полетов авиатор объяснил скоплением публики, исключающим благополучную посадку в случае отказа мотора и «неблагоприятными воздушными течениями». Смоленский краевед С.М.Яковлев в свое время утверждал, что во время этого полета среди заинтересованной публики находились и два смоленских мальчика, два брата — Александр и Борис Туржанские, в будущем известные советские летчики, одни из основоположников боевого применения авиации, в частности для штурмовки наземных войск противника. А Борис Александрович Туржанский еще и Герой Советского Союза, первым из смолян удостоенный этого высокого звания, к тому же первый гражданин СССР, получивший это звание за боевые заслуги.

Авиатору Васильеву было предложено выполнить полеты на лагерном поле за Покровской горой, но тот отказался и в тот же день уехал в Москву. Аэроплан был разобран и на платформе отправлен также в Москву. А.А.Васильев в Смоленске вообще больше не летал. Перед отъездом из Смоленска он обещал через несколько дней вернуться для повторных полетов, а также обещал пригласить с собой другого авиатора, А.М. Габера-Влынского, тоже очень известного тогда в России.

По мнению «Смоленского вестника», авиатор Васильев отказался от продолжения полетов по причине малого денежного сбора (около 2000 рублей).

 

 

96 лет со дня рождения Александра Константиновича Морозова (1920-1997), изобретателя и рационализатора, Героя Социалистического Труда (1971), ветерана войны, почетного гражданина Смоленска.

morozov_ak_foto3

Александр Морозов родился 25 мая 1920 года в посёлке Колодня в семье железнодорожника.
В 1940 году Морозов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Проходил службу в Литовской ССР, в пулемётной роте 336-м стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии.

С первых дней Великой Отечественной войны — на её фронтах. Принимал участие в приграничных боях в Прибалтике, сражениях под Полоцком, Дриссой, Идрицей, битве за Москву. За отличие в одном из этих боёв Морозов был награждён медалью «За отвагу».

Во время боя за город Зубцов Калининской области Морозов получил тяжёлое ранение осколками немецкого снаряда. Один из этих осколков остался в его теле навсегда. Больше месяца он пролежал в госпитале, но, едва встав на ноги, вновь изъявил желание вернуться в свою часть.

Морозов принимал участие в боях на Среднем Дону, в районе станицы Донской Ростовской области, под городом Миллерово, освобождении Донбасса, форсирования Северского Донца. Когда погиб начальник полковой радиостанции, Морозов был назначен на его должность, освоив радиодело за месяц. В одном из боёв Морозов вновь отличился и был награждён второй медалью «За отвагу».

В ноябре 1943 года полк Морозова отличился в ходе битвы за Днепр. Морозов одним из первых переправился на западный берег реки в районе города Лоева Гомельской области Белорусской ССР. Находясь в самой гуще боя, он обеспечивал бесперебойную связь в тяжелейших условиях встречного боя. За отличие в том бою Морозов был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и знаком «Отличный связист».
Принимал участие в освобождении Бреста, Люблина. Был награждён орденом Красной Звезды.

Участвовал в Параде Победы. Когда по пути в Москву он проезжал через разрушенный войной Смоленск, он дал себе слово сделать всё для его восстановления. В 1946 году он был демобилизован и вернулся в Смоленск. Более 30 лет Морозов был бригадиром слесарей треста «Дорстрой». Принимал активное участие в восстановлении железнодорожного вокзала, ДК железнодорожников и ряда других смоленских зданий; строительстве депо в Рославле, Вязьме, Минске, Великих Луках, Ржеве, Москве. В 1966 году Морозов отметил 50 лет на одном рабочем месте и был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за трудовую доблесть Александр Морозов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
5 мая 1988 года за «ратные и трудовые подвиги, большие заслуги в восстановлении разрушенного военного города, большой личный вклад в развитие его народного хозяйства» Александру Константиновичу Морозову было присвоено звание Почётного гражданина Смоленска.

Скончался 26 июля 1997 года. Похоронен на Гурьевском кладбище Смоленска.

187 лет со дня рождения Ивана Петровича Белавенца (1829-1878) — русского учёного-моряка, родоначальника отечественной научной школы компасного дела, участника обороны Севастополя, капитана 1-го ранга

belavenec

Иван Петрович Белавенец родился 25 мая (6 июня) 1829 года в Поречье (ныне г. Демидов) Смоленской губернии. Представитель русского дворянского рода Белавенцов.

Поступил в Морской кадетский корпус, который окончил 1846 году и был выпущен в гардемарины. 10 июня 1848 года был произведён в мичманы и оставлен в офицерском классе. С 1848 по 1851 годы служил на Балтийском море на линейных кораблях «Березина», «Кацбах» и «Ретвизан», фрегатах.

7 августа 1851 года был произведён в лейтенанты флота. В 1852—1854 годах принимал участие в кругосветном плавании на фрегате «Паллада» и шхуне «Восток». Провёл в походе важные исследования и магнитные наблюдения, определял девиации магнитных корабельных компасов, принимал участие в гидрографических исследованиях восточного берега Корейского полуострова, одна из высоких гор которого была названа его именем — горой Белавенца.

В 1855 году, во время Крымской войны, подал рапорт о направлении в Севастополь, где по указанию П. С. Нахимова командовал 11-пушечной батареей на четвёртом бастионе (самый опасный участок обороны), который располагался на Театральной площади.

За участие в обороне Севастополя был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а также серебряной медалью на георгиевской ленте с надписью: «За защиту Севастополя».

В 1855 году опубликовал первую в России обстоятельную работу по девиации компасов (отклонение магнитной стрелки компаса от линии магнитного меридиана вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел), что приобретало большое значение для мореплавания в связи с переходом в эти годы к строительству броненосных судов. В 1856—1859 годах И. П. Белавенец был командирован в Америку, где наблюдал за постройкой и штурманским вооружением построенного для России винтового фрегата «Генерал-Адмирал». Изучив особенности магнитного поля фрегата, Белавенец выбрал наилучшие места для установки компасов, что позволило обеспечить проводку корабля из Нью-Йорка в Кронштадт всего за 18 с половиной ходовых дней.

Впервые в мировой истории мореплавания И. П. Белавенец уменьшил магнитное поле корабля, разработав способ уничтожения девиации с использованием метода противоположных курсов.

В 1865 году Ивана Петровича основал в Кронштадте первую в России и вторую в мире компасную обсерваторию. 15 марта 1865 года был назначен её начальником. Провёл работы по установке компасов и определению девиации на всех судах флота.

Пожалован золотым компасом, осыпанным 32 алмазами, с надписью: «за полезные, и ученые труды капитан-лейтенанту Белавенцу» (данный компас стал главной фигурой герба, который был пожалован И. П. Белавенцу 29 октября 1867 года).
В 1873 году И. П. Белавенец изобрёл уникальный прибор для устранения девиации и усовершенствовал многие морские инструменты.

За свой ратный и научный труд Беловенец был награждён российскими орденами: Святой Анны 3-й степени (1854), Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1855), Святого Станислава 2-й степени (1859), Святой Анны 2-й степени (1867) и прусским орденом Красного Орла 3 степени (1867).

Скончался Иван Петрович Белавенец от разрыва сердца 22 февраля (6 марта) 1878 года в своём доме в Кронштадте.

 

текст: Семен Писарев

155317155317