24 ноября. День в истории Смоленщины
115 лет со дня рождения Федора Трофимовича Зорина (1901-1930), талантливого скульптора-самоучки. Родился в д. Холмец Сычевского уезда
Зорин Федор Трофимович (24.ХI.1901, дер. Холмец Сычевского уезда Смоленской губернии – 9.VI.1930, Ленинград), художник.
Зорин – человек необычной жизненной и творческой судьбы. С 17 лет он участвует в гражданской войне. Тяжелое ранение позвоночника, ампутация обеих ног приковали его к постели. После госпиталя его приняла к себе ленинградская семья. Он занялся резьбой по дереву, скульптурой. Будучи от природы одаренным человеком, Зорин быстро находит свою манеру резьбы, грубовато-обобщенную, одновременно позволявшую ему своеобразно передавать национальные черты своих персонажей. Чурбаки, поленья превращались в жанровые композиции, фигуры, портреты, составившие серии — воспоминания о родной деревне, о войне («Дед Пахом», «Странники», «Косец», «Жница», «Монах», «Раненый», «Буденовец», «Матрос»).
Скульптура-самородка консультируют, морально поддерживают ленинградские художники. Зорин много занимается самообразованием, один год даже учится во ВХУТЕМАСе. В его творчестве появляется тематика, рожденная новой действительностью: «Рабочий», «Делегатка», «Председательница», «Слушающий радио», «Член женсовета» и др. В конце 20-х гг. Зорин – экспонент ряда художественных выставок. В 1927 г. он участвовал на Юбилейной выставке изобразительных искусств в г. Ленинграде. На следующий год экспонировался на двух выставках. Несколько скульптур было приобретено коллекционерами в Англию. В настоящее время большое число работ скульптора находится в смоленском музее-заповеднике, а также в Государственно Русском музее.
97 лет со дня рождения Георгия Трофимовича Рябкова (1919-1993), историка, доктора исторических наук, профессора. Автор многих работ по истории Смоленского края. Уроженец дер. Окрутово ныне Монастырщинского района
Рябков Георгий Трофимович (24.ХI.1919, дер. Окрутово Монастырщинского района Смоленской области – 12.II.1993, Смоленск).
Учился на историческом факультете Смоленского педагогического института, из-за начавшейся войны не закончил, диплом получил в Московском педагогическом институте. После тяжелого ранения на фронте под Москвой работал учителем в Сибири.
После освобождения Смоленщины от немецко-фашистских оккупантов – учитель, директор школы, заведующий районо в Монастырщинском районе, секретарь обкома ВЛКСМ. В 1949-52 гг. учился в Академии общественных наук. Вернувшись в Смоленск, заведовал отделом в обкоме КПСС, одновременно преподавал в педагогическом институте. С 1957 г. – на постоянной работе в педагогическом институте, был заведующим кафедрой истории СССР, деканом исторического факультета, проректором по научной работе.
В 1970 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук. Профессор. Специалист по истории сельского хозяйства и крестьянства России феодальной эпохи, которые разрабатывал на материалах западного региона, преимущественно Смоленской губернии.
Автор книг «Крестьянское движение в Смоленской губернии в период разложения крепостничества. Конец ХVIII – первая половина ХIХ в.» (1957 г.) и «Смоленские помещичьи крестьяне в конце ХVIII — первой половине ХIХ в.» (1991 г.), научный редактор и соавтор справочников-путеводителей по Смоленску (1-е издание: Смоленск. 1957 г., последнее — под названием «Город-герой Смоленск».- М., 1988), автор многих научных и научно-популярных статей. Инициатор и организатор изданий в помощь краеведам («Краеведческие походы и экскурсии по Смоленской области», 1967 г. и др.), соавтор ряда книг по истории родного края («Смоленск социалистический», 1956 г.; «Живет в веках твой подвиг благородный», 1967 г.; краеведческого учебного пособия для учащихся школ Смоленской области «Смоленский край в истории СССР», 1971 г., 1973 г., 1984 г.). Рябков – организатор и первый председатель (до 1972 г.) Смоленского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, делегат учредительного и следующих 4-х съездов ВООПиК, член его Центрального Совета. В течение 70-80-х гг. руководил историко-этнографической экспедицией «Смоленская деревня».
57 лет со дня смерти Бориса Михайловича Эйхенбаума (1886-1959), доктора филологических наук, литературоведа и критика. Родился в п. Красном Смоленской губернии
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886-1959) — историк и теоретик лит-ры, критик. Окончил историко-филол. ф-т Петербург, ун-та (1912). Проф. Ленингр. унта (1918-49) и Гос. ин-та истории искусств (1920-31). Видный представитель рус. формальной школы.
До 1918 (время вступления в ОПОЯЗ) Э. выступал как критик эстетико-филос. направления, печатался в периодич. прессе Петербурга, преподавал в гимназии. Принятие осн. положении формалистич. науки определило поворот к «конкр. филологии», открывшей возможности дальнейшей плодотворной научной деятельности, к первому периоду к-рой относятся труды по поэтике — книга о мелодике рус. стиха, и особенно важные новаторские работы о сказе (в частности, классич. формалистская работа «Как сделана «Шинель» Гоголя», 1919), где явление сказа — теор. открытие, тесно связанное и с историей, и с совр. состоянием лит-ры. Одновременно выходят исследования, посвященные молодому Л. Толстому (первая книга трилогии о Толстом), Лермонтову, Ахматовой. Э. активно участвует в полемике о формальном методе, отстаивая научную ценность исследований, независимых от идеол. установок. В это же время появляются работы, посвященные теории кино и киноэстетике.
В к. 20-х-ЗО-е гг. Э., развивая теор. положения формализма и одновременно следуя своему собств. увлечению историей культуры, выдвигает концепцию «лит. быта», направленную на последоват. изучение историко-лит. явлений в связи со своеобразной «социологией лит-ры», отвечающей на вопрос: «Как быть писателем» в ту или иную эпоху, и связанной с тем же вопросом относительно совр. положения писателя («О лит. быте», 1927). Написанные в этом ключе, по-новому использующие биогр. материал книги и статьи о Л.Толстом, Лермонтове, Некрасове и др., составляют второй период развития Э. как ученого.
В поел. годы Э. много внимания уделял текстологич. работе (в большой степени историко-культурной по духу), являясь редактором и комментатором собр. соч. Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Лермонтова, Некрасова, Л. Толстого.
Существеннейшая для рус. формальной школы проблема совмещения в культурной деятельности теор. и практического (научного и худож.), весьма убедительная для Э., наложила особый отпечаток на его отношение к собств. работе. Прирожденный исследователь, талантливый педагог, автор многих оригинальных идей и подходов и замечат. мастер живого, изящного и выразит. научного изложения, Э. не мог рассматривать эти достижения как достаточные и испытывал постоянные сомнения относительно их ценности в связи с тем, что они не дополняются должным образом достижениями в области худож. практики (опыты беллетристич. и своеобр. научно-беллетристич. жанра, напр. «Мой временник», 1929, не порождали должной перспективы). В истории рус. культуры «высокие стремления» к целостному стилю культурной деятельности, свойственные творчеству Э. — еще один вариант «победы лит-ры над наукой» (М.0. Чудакова), к-рая определила судьбу всей рус. формальной школы и явилась в культурологич. смысле доминантой ее истор. опыта.
Также в этот день 96 лет со дня рождения Анатолия Наумовича Малихова (1920 — 1944), Героя Советского Союза (посмертно). Родился в пос. Красный и 103 года со дня рождения Вячеслава Петровича Винокурова (1913-1942), Героя Советского Союза, танкиста. Погиб в бою в районе д. Киткино Сычевского р-на.
текст: Семен Писарев