22 ноября. День в истории Смоленщины

Олеся Томашова

148 лет назад (1868) открылась первая железная дорога, прошедшая через Смоленск

15d90052202d85a660238e80576d4d34

Первой через Смоленск в 1868 году прошла ветка Риго-Орловской железной дороги. Эта казенная железная дорога проходила по территории Лифляндской, Витебской, Курляндской, Ковенской, Могилёвской, Смоленской, Орловской губерний России и связывала центр страны с Балтикой.

Смоленский губернатор 1871—1880 годов Александр Григорьевич Лопатин активно содействовал превращению города в крупный транспортный узел. Именно при Лопатине в 1870 году через Смоленск прошла вторая ветка железной дороги от Москвы до Смоленска, которая получила название Московско-Брестской, а в 1878 году она продолжилась до Бреста.

Проектирование этой ветки началось еще в 1867 году, когда Смоленское земство получило «высочайшее повеление» провести исследование местности между Смоленском и Москвой «для соединения городов сих железною дорогою». В Смоленске изыскания проводились за счет частных лиц. 15 декабря 1868 году концессия на строительство Московско-Смоленской дороги была утверждена императором Александром II.

На первом этапе строительства дорога называлось Московско-Смоленской. Ее строительство велось одновременно из Москвы и из Смоленска. Подвижной состав был заказан в Западной Европе. 9 августа 1870 года первые рабочие поезда прошли от Смоленска до Гжатска (ныне — Гагарин). Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года.

В честь столетнего юбилея войны 1812 года эту железную дорогу переименовали в «Александровскую». В августе 1922 года Александровская и Московско — Балтийская железные дороги были объединены в Московско — Белорусско — Балтийскую ветку.

Интересно, что в первые годы своего существования нынешний Белорусский вокзал в Москве назывался Смоленским, а сама станция и сегодня официально называется Москва-Пассажирская-Смоленская.

На рубеже XIX – XX веков через Смоленск проходила и третья железная дорога, которая называлась Рязано-Уральской. Ее название произошло от её крайних пунктов: Рязани на северо-западе и Уральска на востоке. Строительство ветки на Смоленск от станции Данков в Липецкой области началось в 1897 году. В Смоленске эта ветка была тупиковой, имела общую пассажирскую станцию с Риго-Орловской железной дорогой. Товарная станция Смоленск Рязанско-Уральской железной дороги была расположена в Заднепровском районе города.

В 1953 году по решению Совета Министров СССР в стране произошло укрупнение дорог. Рязанско-Уральская и Сталинградская железная дорога были объединены в одну дорогу, которая названа Приволжской дорогой.

 

 

текст: Семен Писарев

177902177902