11 октября. День в истории Смоленщины
168 лет со дня рождения Александра Парфеньевича Бородина (1848-1898), инженера, ученого в области ж/д транспорта. В 1874-1877 гг. был управляющим ж/дорогой (Ряжско-Вяземской). Линия Вязьма-Елец
Из дворян Екатеринославской губернии. Родился в семье военного.
В 1870 году окончил Технологический институт, а в 1872 году Санкт-Петербургский институт путей сообщения. По окончании института, по рекомендации профессора механики И. А. Вышнеградского был назначен заведующим подвижным составом и водоснабжением Ряжско-Вяземской железной дороги; в 1877 году стал управляющим Киево-Брестской железной дороги; в 1879 году А. П. Бородин — главный инженер службы подвижного состава, тяги и мастерских Юго-Западных железных дорог, а с 1889 года — управляющий; с 1895 года, после передачи Юго-Западных железных дорог в казну — их начальником.
В 1880—1882 годах на базе Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги А. П. Бородин создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов (в пути). Совместно с инженером путей сообщения Л. М. Леви разработал методику линейных испытаний паровозов.
В 1882 году по проекту Бородина был построен паровоз серии П с 4-х цилиндровой машиной тандем-компаунд
А. П. Бородин был бессменным председателем съездов инженеров службы тяги железных дорог России.
Он неоднократно выступал за улучшение условий труда и механизации на железнодорожном транспорте.
А. П. Бородин являлся одним из основателей журнала «Инженер», с 1885 года — его редактором.
Он принимал активное участие в работах Русского технического общества: с 1880 по 1896 годы — член Киевского отделения общества, в 1892 году он возглавил механико-строительный отдел этого общества. Русским техническим обществом была учреждена золотая медаль имени Бородина, которой награждались изобретатели и рационализаторы сделавшие большой вклад в области железнодорожного транспорта.
Умер от воспаления лёгких, находясь на лечении в Мерано (Италия). Похоронен на Аскольдовой могиле на берегу Днепра в Киеве. Могила не сохранилась, в настоящее время на месте кладбища разбит парк.
282 года со дня смерти Алексея Григорьевича Долгорукова (?-1734), государственного деятеля, светлейшего князя, действительного тайного советника, наместника Смоленской провинции Рижской губернии в 1713-1723.
В 1700—1706 годах жил в Варшаве при отце.
Благодаря значению при дворе отца и дяди Якова Фёдоровича быстро продвигался по службе: в 1713 году был губернатором в Смоленске, в 1723 году — президентом главного магистрата, в 1726 году, по ходатайству Меншикова, возведён Екатериной I в звание сенатора и назначен гофмейстером и вторым воспитателем великого князя Петра Алексеевича. Его сын, князь Иван Алексеевич, был определён к великому князю гоф-юнкером.
12 октября 1727 награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
При Петре II Алексей Григорьевич был назначен членом Верховного Тайного Совета. Старался восстановить Петра против Меншикова и, наконец, добился ссылки последнего в Берёзов Тобольской губернии.
Стремясь подчинить себе Петра II, отвлекал его от занятий, поощрял страсть к охоте и другим удовольствиям и беспрестанно увозил в своё подмосковное имение Горенки, где около него находились только члены семьи Долгоруковых. Здесь он познакомил 14-летнего императора с одной из своих дочерей, княжной Екатериной, которая и была обручена с Петром II.
По смерти Петра II он был единственным членом Верховного тайного совета, подавшим голос против избрания Анны Иоанновны. После её воцарения со всей семьей был сослан в Берёзов, где и умер.
Дети Долгорукова после его смерти продолжали содержаться в ссылке. В 1738 году начато расследование условий содержания Долгоруковых в Берёзове. По результатам следствия И.А. Долгоруков казнен, а другие дети Долгорукова переведены в разные места.
текст: Семен Писарев