13 мая. День в истории Смоленщины
74 года со дня гибели Владимира Тимофеевича Куриленко (1924-1942), Героя Советского Союза (посмертно), партизана-подрывника. В г. Смоленске установлен памятник В. Куриленко (скульптор К. Б. Пастернак, архитектор С. В. Шестопал).
Владимир Куриленко родился 25 декабря 1924 года в деревне Бабиничи Витебского района Витебской области Белорусской ССР (ныне Белоруссия) в семье учителей. По национальности русский. Проживал в деревне Поречено Смоленского района Смоленской области, учился в школе № 1 города Велижа, 9 классов которой окончил в 1941 году. Мечтая стать моряком, отправил документы для поступления в Ленинградское военно-морское училище, но с началом войны оказался в оккупации.
В июле 1941 года комсомолец Владимир Куриленко зачислен подрывником в партизанский отряд И. Р. Шлапакова, который действовал на территории оккупированной гитлеровскими войсками бывшего Касплянского района Смоленской области. На боевом счету Куриленко четыре пущенных под откос эшелона противника, взорванный железнодорожный мост, около тысячи солдат и офицеров противника. 13 мая 1942 года, при возвращении с боевого задания, в деревне Саленки группа подрывников была окружена. Владимир Куриленко был смертельно ранен и по дороге в отряд скончался (по одним данным 13 мая, по другим — 14 мая).
За те недолгие 10 месяцев, что довелось прослужить Владимиру Куриленко в отряде, им было подорвано несколько автомашин, два орудия, пущено под откос четыре вражеских эшелона с живой силой и боевой техникой.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в тылу врага и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками партизану-подрывнику Куриленко Владимиру Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1947 году прах Героя-комсомольца перезахоронен на Аллее героев у крепостной стены в городе Смоленске, где горит Вечный огонь.
117 лет назад (1899) впервые в Смоленске был отмечен праздник 1 Мая. (По воспоминаниям первую маевку провели 1 мая по старому стилю – 13 мая по новому стилю).
Первомай в современном виде возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Вначале с этим требованием выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным. По образцу рабочих Австралии 1 мая 1886 года анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций.
В Российской империи Первое мая как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тысяч рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и других городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками.
В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистические войны!».
В 1918 году в РСФСР этот праздник стал государственным под названием День Интернационала. Название праздника было изменено в 1972 году на День международной солидарности трудящихся — Первое Мая.
1 мая 1990 года последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация. 1 мая 1991 года на Красной площади состоялся митинг, организованный Московской федерацией профсоюзов и Ассоциацией свободных профсоюзов, против повышения цен (на трибуне Мавзолея присутствовали М. Горбачёв, А. Лукьянов и другие).
В 1992 году праздник был переименован в «Праздник весны и труда».
В этот день в 1524 году состоялась закладка собора Смоленской иконы Богоматери — главного храма московского Новодевичьего монастыря, построенного в память об освобождении в 1514 году старинного русского города Смоленска от господства Литвы.
По преданию, икона Смоленской Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) была написана самим евангелистом Лукой. С нее существует множество списков, в том числе 30 чудотворных. Именно в центральном соборе Новодевичьего запечатлена память о выдающемся событии русской истории — успешном Смоленском взятии.
Идеологически этот факт стоит в том же ряду, что и собор Василия Блаженного, который фиксирует Казанское и Астраханское взятие середины 16 века. Главный престол собора освящен в честь одной из величайших святынь древней Руси — Смоленской иконы Богоматери, именуемой «Одигитрия», северный придел храма — в честь апостолов Прохора, Тихона, Пармена и Никанора, на день памяти которых приходился штурм города.
текст: Семен Писарев