1 октября. День в истории Смоленщины
98 лет назад (1918) в г. Смоленске открылась народная консерватория (размещалась по ул. Б. Советская, 24)
В октябре 1918 года создана народная консерватория. Деятельность её видна из августовского отчёта совета народной консерватории. Смоленская народная консерватория основана по инициативе местного подотдела оркестрантов, внешкольного подотдела городского совета народного образования и группы местных музыкантов-специалистов, которыми и выработана программа и конституция народной консерватории. Насколько велика была потребность в ней, свидетельствует то обстоятельство, что для приёма поступило свыше тысячи прошений…
Совет консерватории стремится как можно чаще давать учащимся слушать музыку. С этой целью еженедельно устраивались для учащихся концерты, которым предшествовали краткие биографические сведения об исполняемых композиторах. Таких концертов в стенах консерватории было дано семь. С 30 марта эти концерты переносятся во Дворец труда, чтобы посещать их имели возможность широкие массы рабочих и красноармейцев. Началу концерта предшествует лекция. Кроме того, консерваторией дано было пять летучих концертов в селениях: Новый Двор, Талашкино, Кощино, Вонлярово и Кардымово.
Летучие концерты предшествуются также лекцией. Всего бесплатных концертов дано 23. Задача консерватории — насаждение музыкального просвещения в рабочей среде, а также подготовка специалистов-регентов, которые в течение трехлетнего курса должны ознакомиться со всеми деталями техники управления хором и составлением программ для народных концертов. Особое внимание обращается на изучение ими русской народной и художественной песни.
79 лет со дня рождения Андрея Юрьевича Мдивани (1937), композитора. В 1961-1963 гг. работал зав. музыкальной частью в Смоленском драматическом театре
Композитор Андрей Мдивани начал заниматься музыкой рано, в 4 года, профессиональный же интерес сформировался поздно, в 24 года.
Будущий композитор родился в семье грузинских интеллигентов: дед был юристом, окончившим московский университет, отец — преподавателем русского языка и литературы в школе.
Школу Андрей Мдивани закончил в Витебске, где продолжил свое увлечение геологией: за коллекцию песков р. Витьбы его наградили «Медалью ВДНХ «Юном участнику». Не забыта была и музыка: когда в школу №1 привезли пианино, Андрей организовал оркестр и стал играть на всех вечеринках и концертах.
А затем был Смоленск, где было принято решение возвратиться в музыку: вопреки всем ожиданиям (думали, что он поступит в горный институт), Андрей успешно сдал экзамены в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Здесь же обнаружилась тяга к сочинению музыки. Первыми произведениями стали пьесы для фортепиано и опера (по Бомарше). В 1961 году Мдивани досрочно заканчивает училище и его приглашают на работу в Смоленский драматический театра на должность заведующего музыкальной частью. Там он написал музыку к целому ряду спектаклей. Среди них — знаменитый «Денис Давыдов»(по одноименной пьесе Вл. Соловьева), который был поставлен почти во всех крупных театрах Советского Союза. В то время в драматических театрах был оркестр (а не фонограмма), который исполнял музыку, написанную композитором специально для спектаклей. Дирижировал оркестром и Андрей Мдивани, снискав уважение у музыкантов. Затем были театры Кирова, Дзержинска и, наконец, Минска (театр им. Янки Купалы).
В Белорусскую консерваторию он был принят в класс композиции знаменитого Анатолия Васильевича Богатырева, создав уже на ІІІ курсе симфоническую поэму «Фрески». По этом поводу Учитель написал: «Андрей Мдивани вошел в белорусскую музыку с симфонической поэмой «Фрески». В этом первом крупном сочинении сказались впечатления детства — грузинская певческая культура, православные песнопения, вольный дух кавказских гор. В дальнейшем эти соприкосновения получили развитие.
С тех пор он — рыцарь музыки, служа ей верно и честно, не зная ни одной свободной минуты. Среди семантических приоритетов творчества композитора выделяются историческая тема, образы нетленной Красоты и Гармонии. Его музыка звучит в Беларуси и в странах Ближнего и Дальнего зарубежья. Особенно запоминающейся была поездка в Москву в 2001 году: «Дни культуры Беларуси в России» открывались его балетом «Страсти» (Рогнеда).
Среди семантических приоритетов творчества композитора выделяются историческая тема, образы нетленной Красоты и Гармонии. За успехи в области музыкального искусства ему были присуждены две Государственные премии Республики Беларусь(1988, за симфонии «Память земли» и «Полоцкие письмена»; 1996, за балет «Страсти») и звание «Заслуженного деятеля искусств».
128 лет со дня рождения Владимира Федоровича Штраниха (1888-1981), народного художника СССР. Отец и дед Штраниха родом со Смоленщины. Сам Владимир Федорович после революции учительствовал в Смоленске, руководил студией пролеткульта
Родился в семье, ведущей свою родословную от обрусевших ливонский рыцарей Штранихов. В двенадцатилетнем возрасте поступил в Строгановское художественное училище в Москве. По его окончании работал декоратором в Большом Театре под руководством Константина Коровина, которого всегда называл своим основным учителем.
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Первые послереволюционные годы проводит в Смоленске. Принимает активное участие в общественно-культурной жизни города, руководит художественной студией Пролеткульта.
С 1922 года жил в Москве. Известен как один из ведущих московских живописцев того времени.
Народный художник СССР (1978). Член-корреспондент Академии художеств СССР.
Приобрёл известность как автор работ, посвящённых военно-морскому флоту («Перед регатой», «На страже Родины», «Уголок Мурманского порта»).
В 1959 г. в Смоленске состоялась большая персональная выставка художника. Работы В. Штраниха представлены в Смоленском государственном музее-заповеднике.
Также в этот день 94 года назад (1922) в Смоленске был открыт строительный техникум, а 86 лет назад (1930) в Сычевке был открыт сельскохозяйственный техникум.
текст: Семен Писарев