«Чтобы быть хорошим учителем, нужно быть хорошим человеком». Разговор с финалистом «Учителя года» Артёмом Зотиным
Сегодня состоялось награждение лауреатов всероссийского конкурса. smolensk-i.ru первым узнал результаты участия в нём смоленского учителя географии
Сегодня в Московской области завершился первый тур всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023». Лучшие педагоги со всей страны в течение недели доказывали свои компетенции и проверяли на прочность свои нервы. Смоленскую область на конкурсе представил учитель географии средней школы №2 города Смоленска Артём Зотин. Кстати, история его участия, прямо скажем, нетипичная… Но обо всём по порядку.
Если представить нашего сегодняшнего собеседника в цифрах, то получится следующая картина. Школа – вторая, детей – двое, стаж работы – 14 лет. Интересно, что связать свою жизнь с «учительством» Артём Зотин захотел не сразу.
— С 2009 года, когда я закончил СмолГУ по специализации учитель географии и биологии, меня пригласила в родную школу Валентина Иосифовна Круглова (заслуженный учитель России, она уходила на пенсию). Вот так я и пришёл на ее место. При этом, в какой-то момент мне предлагали работать в одном из смоленских издательств журналистом. Но мне просто нравилась география, путешествия. Потом я пришел в школу, начал втягиваться, мне понравилось, а теперь и вовсе считаю, что сделал правильный выбор.
Если бы не педагогика, то я бы стал журналистом, или экскурсоводом, или в театр подался бы. Сейчас я являюсь членом молодёжного театра «Пирамида», у меня есть авторские «чтецкие» программы.
Сейчас Артём Игоревич находится на площадке проведения конкурса – в гимназии Примакова. За последние несколько лет у смоленского учителя – это далеко не первый конкурса. Добавьте к этому его работу и семью, ну и хобби. Выходной? Точно не сегодня. Тем не менее, мой собеседник считает, что популярное нынче понятие «выгорание» можно легко побороть.
— Если полностью себя отдавать работе, то семья будет одинока при живом отце. У меня двое детей – дочь пошла в школу, надо уделять семье внимание. У меня есть коллеги, у которых из-за загруженности на работе не сложилось в семейной жизни. Участие в конкурсах мне помогает «перезагрузиться», попробовать новый опыт. Например, в апреле был на форуме «Машук» — там за три дня я смог «перезарядиться». Если такого опыта будет больше, то о выгорании вопрос стоять не будет.
«Мне позвонили и сказали: «Завтра утром надо быть на конкурсе».
— С «Учителем года» произошла интересная история. Дело в том, что на областном конкурсе я первое место не занял. Его заслуженно завоевал Павел Сивиков – учитель истории, очень умный и начитанный человек. Буквально за два дня до выезда он получил травму. Было мнение, что Смоленскую область не смогут представить. Но в год педагога и наставника такого быть не может. Поэтому в четверг вечером мне позвонили: «Артём Игоревич, завтра утром надо быть на конкурсе». Люди готовились по пять месяцев, у меня была на подготовку… ночь (ну и на месте пара дней). Это участие оказалось спонтанным.
Моё участие в областном и городском конкурсах – это логичное продолжение моего профессионального пути. Мне интересны конкурсы, мне хочется развиваться и учиться чему-то новому. Такие конкурсы – прекрасная возможность познакомиться с работой других профессионалов. Тут есть возможность общаться с невероятными людьми. Сейчас мы находимся в гимназии Евгения Примакова – лидера образования России. Я увидел «кухню» педагогическую, теперь понимаю, что смогу перенять для улучшения процесса в нашей школе. Таким образом, я сам себя образовываю – смотрю мастер-классы, подпитываюсь.
Во время нашей беседы оказалось, что первые результаты финала уже известны.
— К сожалению, в 15 лауреатов из 90 я не вошел. Я стал 16-м (так называют тех, кто не вошел в число лауреатов). Но мне было приятно, что регион оказал большую поддержку мне как конкурсанту – в интернет-голосовании я даже одно время держался в ТОП-5.
«Чтобы быть хорошим учителем, нужно быть хорошим человеком»
— Главный урок, я считаю, профессия мне ещё преподнесёт. Сейчас я могу с уверенностью сказать, какой урок преподнесли мне дети – они научили радоваться мелочам, которые взрослому человеку могут показаться чем-то неважным. С фразой «хороший учитель» я не согласен полностью. Для родителей «хороший» — это тот, который лишает их проблем, чтобы им было удобно. Но это не значит, что в рамках класса такой учитель – «хороший». Я думаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно быть хорошим человеком. Дальше уже может добавляться профессионализм, знание методики и умение работать с детьми. Но если этой базы нет – «быть хорошим человеком» — то ничего не получится. Это важно.
Нет права на ошибку
— Учитель – человек. Право на ошибку есть у всех. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Я считаю, что учитель точно не имеет права игнорировать ребёнка, это может иметь серьёзные последствия. А ошибку нужно признать и исправить – вот это уже высший пилотаж, это нужно уметь. Учитель – это не только знания, но и другие «тонкие материи». Это гораздо важнее, чем баллы на ЕГЭ.
География из-за четырёх стен: блиц о работе, жизни и себе
— География сейчас мало востребована среди учеников. Но её можно сделать интересной, главное – вынести её за пределы кабинета. Но это не всегда выходит. Поехать или пойти куда-то со школьниками – это средства. На уроках же удивлять становится всё сложнее. Но если есть возможность устроить, например, поход – это значительно усилит эффект преподавания.
— Вы бы хотели учиться у себя?
— Хороший вопрос. Оглядываясь назад, я понимаю, что учусь на своих ошибках (я надеюсь, что учусь, но время от времени совершаю новые). Я бы оставил, как есть, — учился бы у своих учителей.
— Школа сейчас или «раньше было лучше»?
— В разное время живут разные дети, для разного времени нужны разные школы. У нас появляются новые подходы, системы, школа переживает реформы. Насколько готовы к этому учителя? Сказать сложно. Хуже сейчас школы или лучше? Хочется, чтобы они соответствовали времени. Мы, безусловно, говорим, что советское образование было лучшим в мире. Но технологии меняются, внедряются новые, становятся частью жизни. Такого в советское время не было, а сейчас это игнорировать невозможно.
— Такие новшества – это благо для детей или, скорее, зло?
— Учитель должен помочь ученикам находить информацию, работать с ней. Игнорировать существование технологий мы не можем, но вот научиться в этом жить – мы обязаны. Знаю много взрослых людей, которые в этом цифровом мире потерялось.
Самое главное моё достижение – моя семья и мои дети. Если говорить о достижениях в профессии – это стоит спросить у учеников, они мои главные «оценщики». А сейчас я вернулся в свою школу и стараюсь делать её лучше.
upd: К концу нашей беседы Артём Игоревич сообщил, что стал обладателем специального приза «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнева за «настойчивость в достижении цели».
текст: Екатерина Добрая