Что скрывают полки магазинов: Сбер и ЦРПТ создадут сервис для мониторинга продовольственных товаров
Новый сервис для анализа и мониторинга ассортимента поможет лучше понимать ситуацию в разных отраслях

Смоленск, 20 июня. Сбер и Центр развития перспективных технологий (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на создание сервиса для анализа и мониторинга в секторе FMCG.
Подписи под документом на полях ПМЭФ-2025 поставили заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов и председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.
Совместный продукт ЦРПТ и СберАналитики получил название «Аналитика ассортимента». Сервис позволит изучить потребительское поведение, отслеживать отраслевые тренды и конкурентов, составлять маркетинговую стратегию, анализировать спрос, объём производства и поставки маркируемых товаров. Пилотным проектом станет анализ молочной отрасли, которая сейчас сталкивается с серьезными вызовами, связанными со сложностями в мониторинге потребительских трендов и меняющимися условиями коммерческой среды
Анатолий Попов, заместитель председателя правления Сбербанка:
— На фоне постоянно меняющейся ситуации на рынке только точные данные могут помочь бизнесу развиваться в правильном направлении, а вот их отсутствие может привести к значительным финансовым потерям. Продукт «Аналитика ассортимента» объединяет обезличенные транзакционные и фискальные данные, что позволяет лучше понять потребителя, предсказать его поведение, снизить отток клиентов, выявить спрос на товарные позиции, развивать ассортимент и принимать более обоснованные стратегические решения.
Аналитики уже приступили к исследованию. Согласно первым результатам, продажи молочной продукции в России в 1-м квартале 2025 года выросли по сравнению с тем же периодом 2024 года на 19,2% в денежном выражении и на 3,8% в количественном.
Сильнее всего выросли продажи мороженого — на треть в денежном выражении и на 9,4% в количественном. На втором месте — молоко с показателями 28,1% и 3,6% соответственно. Топ-3 замкнули молочные десерты: продажи увеличились на 27,8%, а количество покупок — на 4,6%.
Растёт и разнообразие продукции. Артикулов молочных коктейлей стало на 4,6% больше, а брендов — на 10%. Молочные десерты показали рост на 22,1%, по брендам — на 6,3%. Ассортимент сливок расширился на 13% по артикулам и на 4,8% по брендам.
Вместе с тем количество брендов сливочного масла уменьшилось на 1,1%, артикулов — на 1,6%. Снижение наблюдается и в кефире — на 0,7% по артикулам. Однако при этом кефирных брендов стало на 3,6%.
Михаил Дубин, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий:
— Молочная отрасль — это наш пробный шаг. Успешная реализация этого проекта позволит нам подключить другие отрасли промышленных и продовольственных товаров, включая БАДы и лекарственные препараты, в качестве новых модулей «Аналитики ассортимента». Это сотрудничество даст производителям возможность получать точные аналитические данные о спросе и предпочтениях покупателей, а также оценивать эффективность своих продуктов на рынке.
В основе продукта агрегированные и обезличенные данные СберАналитики о 111 млн физических лиц по всей России, система покрывает 7,7 млн торговых точек в 1,1 тыс. городов с населением от 50 тыс. человек. А также данные о продажах продовольственных и непродовольственных товаров, подключенных к системе «Честный знак».