Что надеть на собеседование?
«Что же мне надеть?» — этим вопросом задаются не только девушки перед свиданием, но и большинство кандидатов накануне собеседования.
Рубашка или футболка? Свитер или пиджак? Черный или красный? От правильного решения в выборе одежды часто зависит результат встречи с рекрутером, поэтому своему образу на интервью следует уделить максимум внимания.
Размышления у гардероба
Безусловно, выбор наряда для собеседования зависит и от вкуса соискателя, и от толщины его кошелька. Условно всех кандидатов можно разделить на три типа. Первые надеются поразить эйчара своим экстравагантным видом и идут на деловое рандеву в пиджаке из последней коллекции Calvin Klein, модных ботиночках из крокодиловой кожи и хипстерских очках. Вторые в качестве одежды для интервью выбирают исключительно костюм а-ля «Люди в черном». А при взгляде на третьих складывается впечатление, что на собеседование они пришли прямо со своего дачного участка: спортивные брюки, кроссовки и мятая футболка — вот и весь наряд.
Для того чтобы лучше понять эмоции рекрутера при виде очередного соискателя, представьте, что вы стоите перед витриной магазина, на которой лежат три разных шоколадки. Упаковка первой из них яркая и привлекательная, но состав продукта и срок годности практически невозможно прочитать. У второй шоколадки на обертке есть вся необходимая информация, но выглядит она очень скучно. А третья вообще не имеет упаковки — она просто завернута в пищевую пленку, на которой маркером написано «Шоколад». Какой из трех продуктов вы выберете? Скорее всего, ни один.
Как бы цинично это ни звучало, но для HR-специалиста каждый кандидат в определенном смысле тоже является товаром. Задача рекрутера — найти лучший продукт, и большую роль в его выборе играет «упаковка» — внешний вид соискателя. Поэтому перед тем как идти на собеседование, стоит задержаться у гардероба и продумать все детали своего образа.
Гений или неряха?
Самая большая ошибка соискателя на собеседовании — это полное пренебрежение своим внешним видом. «Как правило, такие люди утверждают, что их должны оценивать такими, какие они есть, тем самым демонстрируя свое нежелание подстраиваться под кого-то, — говорит Любовь Корпачева, HR-директор КА «Агентство Контакт». — Иногда работодатели действительно готовы взять на работу таких неформатных кандидатов, но только если по кривой Гаусса они входят в зону, где «живут» гении, а таких, как мы знаем, единицы. Остальные соискатели должны знать о существовании основных законов социального влияния, среди которых есть закон благорасположения, и их ключевая задача на первой встрече — расположить к себе работодателя».
В большинстве случаев рекрутер, увидев соискателя в старых джинсах, вряд ли подумает, что перед ним стоит гений, которому безразличен его внешний вид. Скорее всего, кадровик воспримет такой наряд как оскорбение. «Внешний вид является не только одной из возможностей для проявления индивидуальности, но и показателем отношения кандидата к себе и собеседнику, — говорит Анна Баданина, руководитель группы консультантов рекрутинговой компании «Бигл», — Кроме того, гармоничный, социально включенный и адаптированный человек воспринимает себя целостно, а значит, уделяет внимание не только профессиональному развитию, но и внешнему виду, который демонстрирует жизненную позицию, социальный статус и личностную уникальность соискателя. Процедура прохождения интервью относится к разряду формальных встреч, поэтому адекватный и опрятный, а в отдельных случаях — официальный стиль одежды должен быть нормой позиционирования для кандидатов, и в некоторых сферах деятельности критерием отбора для работодателя».
И в пир, и в мир
Как опытный турист перед загранпоездкой дотошно изучает местные традиции и быт, так и соискатель обязан собрать как можно больше информации о компании, в которую собирается трудоустроиться. Причем, важны не только ее история и позиции на рынке, но и корпоративные традиции, в частности, сложившийся дресс-код. На собеседовании постарайтесь выглядеть как рядовой работник организации: рекрутер невольно пытается представить соискателя в роли сотрудника и предполагает, что в этой одежде кандидат будет выходить на работу каждый день. Чем ближе ваш внешний вид к принятому дресс-коду, тем проще специалисту ассоциировать вас с уже работающей командой.
Также помните о том, что ваш внешний облик должен соответствовать уровню компании и направлению ее деятельности. «Придя на собеседование, например, в банк в фривольной или суперсовременной одежде, кандидат, скорее всего, не понравится эйчару, — говорит Любовь Корпачева. — Люди, которые приходят брать кредиты или вкладывать свои деньги, ожидают устойчивости, камерности и низкой толерантности к риску с вложенными средствами, поэтому к консерватизму в одежде персонала финансовых учреждений клиенты относятся позитивно».
Иначе обстоит дело при приеме на работу представителей творческих профессий: дизайнеров, рекламщиков, журналистов. Креативщик, одетый в костюм-тройку, будет странно будет выглядеть на интервью. Поэтому при собеседовании на подобные позиции допускаются небольшие вольности в гардеробе. «Такой стиль одежды — прекрасная возможность подчеркнуть свою индивидуальность, креативность, динамику образа, — считает Анна Баданина. — Однако следует делать различия между ярким индивидуальным стилем, который сопровождает соискателя каждый день, и тщательно продуманным образом для конкретного собеседования».
Тем не менее всегда существует вероятность того, что за ярким творческим образом рекрутер не сможет разглядеть в вас профессионала. Чрезмерный макияж, кричащие цвета одежды, резкий запах туалетной воды — все эти мелочи отвлекают внимание эйчара и мешают ему сконцентрироваться на ваших профессиональных качествах. Не стоит расценивать принятые ограничения как ущемление свободы соискателя в угоду лояльности кадровика. Правила дресс-кода едины для любых деловых
переговоров, к которым также относится собеседование.
Алексей Киндялов — эксперт «Работа.Ру»
Фото: explorebromley.blogspot.ru