«Большая перемена» директора Жойкина

Евгений ВАНИФАТОВ

Экскурсия по новой пристройке школы №33 и беседа с её директором обо всех насущных проблемах смоленского образования

Cверкающая на солнце жёлто–бордовая красавица–пристройка к смоленской школе № 33, а также возводящаяся школа в микрорайоне «Соловьиная роща» — это примеры масштабных объектов, которые обязаны своим появлением на свет национальному проекту «Образование». Они — одни из многих итогов данного нацпроекта, которые можно увидеть собственными глазами и потрогать собственными руками. Финансирование только этих двух строек в совокупности составляет более миллиарда рублей.

Что касается пристройки к школе № 33, то ей, возможно, больше подойдёт название «новая школа», поскольку её общая площадь гораздо больше, нежели площадь старого здания школы (более 8 тыс. кв.м против 6 тыс. кв.м.). Если посмотреть сверху, то пристройка выполнена в форме латинской «W» — такая конфигурация обеспечивает максимальное количество солнечных классов.

По словам директора школы № 33 Сергея Жойкина, после открытия пристройка даст ученикам и педагогам «большие возможности для того, чтобы не просто разгрузить школу, но и разнообразить и обогатить образовательный процесс». И действительно, там есть, на что посмотреть и чему удивиться. Об этом мы можем говорить с полной уверенностью после небольшой экскурсии по зданию пристройки, которую провёл нам Сергей Жойкин в середине августа.

Поднимаясь с первого на четвёртый этаж, мы попутно расспросили директора Жойкина о том, когда же всё–таки в этих стенах зазвучит детский гул голосов, как школе удаётся держать высокую планку лауреата ТОП–100 лучших в России, чему не удивляются современные старшеклассники и чему удивился был он сам (попади юношей в современную школу), а также — как коронавирус повлиял на школьников и педагогов и что за новшества ожидают учащихся в новом учебном году.

В форме «W»

— Сергей Александрович, у завершившейся стройки — четырехлетняя история. Однако у проблемы перегруженности школы № 33 история, наверное, куда обширнее. Когда впервые в «летописи» вашей школы была озвучена необходимость расширения её площадей?

— Первое такое упоминание в нашей «летописи» датируется еще, пожалуй, периодом перестройки. Наша школа всегда работала в сверхуплотненном режиме. Было время, когда в ней учились более двух тысяч человек, тогда для нас спасением было соседнее здание ЦНТИ — город оплачивал аренду помещений, и часть начальных классов обучалась там (заходя в собственно здание школы только на обед в столовую).

Это было в конце 1990–х — начале 2000–х годов. Но и сейчас мы тоже работаем в сверхуплотнённом режиме. Ежегодно количество обучающихся увеличивается на 50–70 человек (при всех попытках сдержать этот процесс). Прошлый учебный год мы закончили с количеством обучающихся 1790, а 1 сентября ожидаем, что в школу придут 1842 ученика. При предельной вместимости основного здания школы в 1100 мест.

С первой инициативой расширения школы вышла в своё время Лидия Алексеевна Кудинова — заслуженный учитель Российской Федерации, отличник образования СССР, лидер смоленской системы образования, возглавлявшая школу на протяжении двадцати четырех лет. Она не единожды озвучивала данную проблему на разных уровнях.

В 2012 году я согласовал первый вариант проекта пристройки к школе № 33, однако тогда он не был реализован. Начало строительства было положено в конце 2016 года. Первые средства выделялись в рамках госпрограммы по созданию новых учебных мест и переводу школ в односменный режим обучения. Работы велись первым застройщиком ООО «Консоль» до февраля 2018 года. Затем они были приостановлены по различным причинам. Далее несколько месяцев проходили новые аукционы на строительство на общую сумму более 300 миллионов рублей. Первые аукционы не состоялись. Тогда силами губернатора был найден новый застройщик ООО «СтройАктив», который и завершил строительство объекта.

Второй этап строительства пристройки уже полностью сопряжен с нацпроектом «Образование» — реализацией национальных целей и стратегических задач, определенных указом президента Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Согласно нацпроекту, каждый регион, в том числе и Смоленская область, разработал свои соответствующие региональные проекты. У нас одним из таких проектов является проект «Современная школа». И пристройка достраивается в рамках этого проекта на федеральные средства при региональном софинансировании.

Основные строительные работы завершены в феврале текущего года. Тогда же пристройка официально введена в эксплуатацию, перестав быть строительным объектом. Однако это не говорит о её готовности принять учеников. Для этого необходимо внести изменения в лицензию на осуществление образовательной деятельности, так как этот объект получил новый юридический адрес (отличный от адреса самой школы), став корпусом 1 школы № 33. Это сложная работа, в которой задействованы органы власти всех уровней — и региональной, и городской. Сейчас для лицензирования все усилия направлены на получение положительных заключений надзорных органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора.

— Ну у вас же всё готово к визиту пожарных и Роспотребнадзора?

— Строительные работы закончены, учебные кабинеты готовы, мебель и оборудование в них расставлены. На завершающем этапе — работы по укладке нового напольного покрытия в большом спортивном зале. В рамках договоров с обслуживающими организациями завершаются работы по приведению здания пристройки в соответствие современным требованиям пожарной безопасности. В общем и целом, подчеркну, здание пристройки готово. Однако завершить строительство объектов уличной спортивной инфраструктуры и благоустройство территории школы еще только предстоит.

Что же внутри?

— Конечно, очень логично (и не менее символично), чтобы пристройка распахнула свои двери для школьников в День знаний. Однако если этого не случится 1 сентября, можно ли говорить о том, что она откроется, скажем, 15 сентября? Или 25-го? Или 3-го октября?..

— Все усилия администрации Смоленской области, администрации города Смоленска и администрации школы нацелены на то, чтобы 1 сентября пристройка к школе заработала. Для этого, повторюсь, необходимо получение двух положительных заключений от Госпожнадзора и Роспотребнадзора, которые позволят в итоге получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в новом здании. А после открытия пристройка даст ученикам и педагогам большие возможности для того, чтобы не просто разгрузить школу, но и разнообразить и обогатить образовательный процесс.

Пристройка рассчитана на 575 мест, но уже сейчас мы изменили функциональное назначение нескольких помещений (перепрофилировав их под учебные классы), чтобы как можно большее количество детей могло учиться в первую смену.

Пристройка имеет класс робототехники и проектной деятельности, класс для занятий хореографией, оборудованный зал для занятий фитнесом и лечебной физкультурой, новый современный класс для занятий ИЗО и работы ИЗО-студии (во внеурочное время), актовый зал, отдельные помещения для школьного музея и информационно-библиотечного центра. Восемь помещений оборудованы для начальных классов, остальные — для основной и старшей школы. Есть отдельный медицинский блок (оснащённые современным оборудованием кабинеты врача, стоматолога, прививочный и процедурный). Есть и зимний сад — рекреационная зона для отдыха учеников, а также два больших компьютерных класса.

— После открытия пристройки ваша школа перейдёт на обучение в одну смену?

— К сожалению, нет. Но не потому, что она не вмещает всех учеников. А потому, что мы не сможем ресурсами действующего пищеблока питать всех учеников в одну смену. В последнем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин поставил задачу — обеспечить обязательным горячим питанием всех учеников 1–4 классов. Мы всегда питали 1–4 классы в две смены, и питать их силами имеющегося пищеблока (рассчитанного на 250 мест) в одну смену не сможем. Вот это главная причина, которая не позволяет при запуске пристройки перейти на обучение в одну смену.

Вообще же такая задача — переход на одну смену — перед нами стоит. Это мечта всего школьного коллектива, всех детей, их родителей и всего микрорайона. Мы вообще планировали осуществить переход в односменный режим в этом году. Есть даже отдельный проект реконструкции пищеблока, для его претворения в жизнь необходимо дополнительное финансирование в размере 53 миллионов рублей. И у нас уже сейчас разработан проект распределения классов в условиях одной смены. Надеюсь, в самом ближайшем будущем при поддержке региональной и городской администрации нам удастся реализовать и этот проект.

Лучшие из лучших

— Ваша школа неоднократно попадает в ТОП–100 лучших школ России. Простая математика показывает, что в России гораздо больше ста городов, следовательно, далеко не в каждом из них есть школы, сравнимые в этом плане с вашей. С какого года вы держите «пальму первенства»?

— Начиная с 2013 года, наша школа ежегодно попадает в ТОП–100 лучших школ России. Этот конкурс проводится профильными комитетами Совета Федерации и Госдумы, а его главный организатор — Международная академия качества и маркетинга. Каждый год мы подаем документы на участие в рейтинге по различным направлениям.

— Вы — единственная школа Смоленска, которая попадала в ТОП–100?

— Нет. Кроме нас, лауреатами конкурса в разные годы становились школы № 32, № 37, № 40, а также гимназия имени Пржевальского. Но стоит отметить, что мы ежегодно с 2013 года участвуем в данном рейтинге (и во всех остальных) и становимся лауреатами в различных номинациях. Так, в 2019 году стали лауреатом в номинации «Современная школа — территория инноваций и развития».

— Есть ещё рейтинг ТОП–500. В нём школа № 33 тоже была неоднократно замечена.

— Рейтинг ТОП–500 проводился с 2013 по 2017 годы. Критериями для попадания в него были два показателя: результативность ЕГЭ и результативность участия учеников в областном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно от Смоленской области в ТОП–500 традиционно попадали три–четыре школы, в том числе и мы.

Есть ещё один рейтинг, наиболее важный для нас — это рейтинг школ, проводимый агентством РАЭКС–Аналитика. Критерии для попадания в него — процент количества выпускников, которые поступают в ТОП–50 вузов России. В течение двух последних лет мы входим в 200 лучших школ Центрального федерального округа, в десятку лучших в регионе школ и занимаем второе место в этом рейтинге (после лицея имени Кирилла и Мефодия).

Куда уйдем со школьного двора

— Вы знаете статистику распределения ваших выпускников по вузам Смоленска и в целом по России?

— Конечно. Собрать такую статистику в год выпуска несложно. Хотя отследить дальнейшую судьбу наших учеников (кто доучился до диплома, а кто ушел из вуза) — уже сложнее. По поступлениям могу сказать, что в Смоленске на первом месте — наш традиционный партнер — Смоленский филиал энергоинститута. Это понятно и очевидно. У нас давно действует договор о сотрудничестве и сетевой форме реализации образовательных программ с этим вузом, мы дружим уже несколько десятилетий.

— Ну да, школа № 33 всегда считалась школой, которая готовит студентов для энергоинститута.

— Да, и в своё время так оно и было. Когда ещё не было ЕГЭ, выпускные экзамены в нашей школе являлись для учеников одновременно вступительными экзаменами в энергоинститут. Но потом ЕГЭ внёс в этот процесс свои коррективы.

— В МЭИ больше поступают в московский, головной вуз или в наш смоленский филиал?

— В смоленский филиал, конечно, больше. Есть и такие студенты, кто поучился в МЭИ и в Смоленске, и в Москве. И они, между прочим, говорят, что в нашем филиале готовят лучше. При том, что диплом МЭИ что в Москве, что в Смоленске — «одинаковой пробы», за подписью ректора вуза.

Также ежегодно наши выпускники поступают в МГУ имени Ломоносова, СПбГУ и ВШЭ (Высшую школу экономики). За последние годы всё больше намечается тенденция поступления именно в ВШЭ, поскольку она даёт возможность учиться на экономических и управленческих специальностях на бюджетной основе. (В других вузах эти направления, как правило, полностью платные.) Выпускники естественнонаучных классов нашей школы поступают, например, в Сеченовский Университет, Менделеевку — Российский химико–технологический университет и, конечно, в Смоленский государственный медуниверситет. В целом, как видите, география поступления достаточно большая.

При этом год от года всё большее количество выпускников гуманитарных классов поступает на платное высшее образование. И причина этого — вовсе не ухудшение результатов ЕГЭ, а, как я уже упомянул выше, платность экономических специальностей во многих вузах. Но абсолютное большинство выпускников технологических и естественнонаучных классов продолжает учиться бесплатно.

Кузницы педагогических кадров

— Возвращаясь к разговору о рейтингах школ Смоленска, можно сделать вывод, в частности, о том, что наши педагоги показывают себя на очень достойном уровне, поскольку даже несколько школ Смоленска попадают в «самые ТОПы». Соответственно, можно говорить о высоком качестве образования главных кузниц педагогических кадров: СмолГУ и педколледжа?

— В своё время в Смоленской области работала единая линия подготовки учительских кадров: педагогический лицей, педагогический колледж и педагогический институт. Сегодня остался педколледж, который по–прежнему готовит воспитателей для детских садов и учителей начальных классов. И, конечно же, главной кузницей педагогических кадров остается СмолГУ — моя альма–матер. Несмотря на то, что этот вуз уже давно стал классическим, количество педагогических специальностей в нём достаточно большое.

Последние годы меня приглашают в члены государственной экзаменационной комиссии на родной факультет истории и права СмолГУ (а в этом пригласили стать её председателем). Несмотря на то, что в 2020 году ГЭК проходил в дистанционном формате, могу отметить достаточно высокий уровень профессиональной компетентности выпускников по программам бакалавриата. При этом выпускников не много (когда я выпускался в 2003 году, у нас был курс более восьмидесяти человек; в этом же году менее двадцати человек на очном отделении).

— Меньше студентов, которые идут по специальности учителя?

— Совершенно верно. Всё больше идут на юридические, экономические, управленческие специальности. Учителей выпускается меньше, чем, скажем, десять лет назад. И только единицы из них пойдут работать в школу. Впрочем, эта ситуация для меня неудивительна. Со своей стороны, как работодатель я уже три года в аттестационной комиссии озвучиваю выпускникам предложение пойти работать либо в нашу школу, либо в другие. Три года назад таким образом я уже трудоустроил пятерых выпускников по разным школам, как в Смоленске, так и в районах. Хотя не все из них остались работать в школе три года спустя. В этом году я с радостью взял на работу выпускницу факультета истории и права СмолГУ, с начала учебного года она будет преподавать историю в школе №33. Ранее у нас два года отработала другая выпускница истфака, сейчас она переезжает в Москву, где продолжит свою педагогическую деятельность.

Однако сказать о том, что СмолГУ сегодня полностью удовлетворяет потребности рынка труда, я не могу. Свободные вакансии есть. И самая дефицитная должность — это учитель математики. Он требуется практически каждой школе Смоленска. В этом году ситуация немного упрощается: внесены изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым работодатели имеют право трудоустроить старшекурсников. В данной связи я уже провел несколько собеседований со студентами, перешедшими на пятый курс, и взял на работу на должность учителя математики нашего выпускника 2016 года.

— Как, на ваш взгляд, их привлечь?

— Это системная проблема. Для обеспечения молодых педагогов высокой зарплатой одного желания директора муниципальной школы недостаточно. Хотя, например, в нашей школе система финансирования молодых специалистов отличается от других. Кроме обязательной для всех молодых специалистов выплаты (3 тысячи рублей каждый месяц в течение первых пяти лет получают выпускники с дипломом с отличием, 2 тысячи — выпускники с обычным дипломом), из надтарифного фонда в нашей школе производится хорошая ощутимая надбавка. Это изысканные внутри образовательной организации ресурсы, позволяющие оказать дополнительную адресную поддержку молодому учителю.

 Но, по моему глубокому убеждению, одним лишь материальным стимулированием учителей в школу не привлечешь. Для этого необходимо как минимум в общенациональном масштабе повысить престиж профессии педагога. На достижение этой стратегической задачи ориентирован национальный проект «Образование» в целом и федеральный проект «Учитель будущего» в частности.

Роль личности в истории

— Вы же ещё и директором года неоднократно становились. В чём секрет вашего успеха и успеха вашей школы?

— В теории управления есть разные подходы к оценке роли руководителя. Один из них, питерской школы управления, состоит в том, что главный из десяти факторов — это лидерство руководителя. Я не склонен считать этот фактор самым главным. Мне повезло, что директором нашей школы на протяжении двадцати четырех лет была лидер смоленской системы образования — Лидия Алексеевна Кудинова. Она всегда занимала особе место среди руководителей школ и целенаправленно повышала престиж профессии учителя, ценность образования и, безусловно, престиж школы №33. Главные достижения в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» были достигнуты школой под её руководством. Первая версия этого нацпроекта была запущена в 2006 году, и уже тогда в федеральном конкурсе лучших школ мы заняли первое рейтинговое место. И выиграли свой первый миллион рублей, на который приобрели интерактивные доски и другое компьютерное и мультимедийное оборудование. В 2009 году школа № 33 повторно стала лучшей, а в 2012 году — стала лучшей в третий раз. Таким образом, мы — единственная в Смоленской области школа, которая трижды побеждала в конкурсе лучших школ, внедряющих инновационные образовательные программы.

В 2012 году мы приняли участие в последнем грантовом региональном конкурсе для школ и выиграли уже два миллиона рублей, на которые оборудовали современный конференц–зал.

Возвращаясь к вопросу «о роли личности в истории», уверен, что быть лидером без слаженной работы коллектива невозможно. Важен командный фактор. За девять лет моего руководства школой практически не поменялся административный корпус. И это не случайно. Все мои заместители — это очень опытные, преданные своей работе люди, мне оставалось лишь объединить общей стратегической целью их управленческий опыт, профессиональные компетенции и направить на реализацию новых задач развития школы, в том числе в свете нацпроекта «Образование». Например, в составе нацпроекта есть отдельный проект — конкурс лучших учителей. Без ложной скромности могу сказать, что за последние годы наибольшее количество победителей этого конкурса является нашими учителями. Были годы, когда из шести победителей на областном уровне трое были учителями школы № 33. Сегодня 24 педагога из 115 учителей нашей школы являются победителями и лауреатами этого конкурса. Дважды лауреатами этого конкурса являются заслуженные учителя Российской Федерации Ирина Алферова, учитель истории и права, и Наталия Семенцова, учитель физики.

Всё это доказывает, что мне в профессиональном плане повезло: работоспособный, нацеленный на созидание и творчество коллектив — залог общешкольного успеха. Опять же в рамках нацпроекта «Образование», задолго до внедрения Национальной системы учительского роста, мы разработали свой проект «Модель профессионально–карьерного творческого роста учителя», по условиям которого каждый педагог получает стимулирующие надбавки за тот или иной имеющийся у него набор профессиональных статусов. Данная система внутришкольной мотивации реализуется нами в течение трех лет.

— Это на уровне вашей школы?

— Да. Хотя данный проект был замечен и на городском уровне, и ряд школ города Смоленска сегодня его тоже реализуют.

— То есть ваши новации востребованы на уровне города?

— Да. Уже второй год работает городская проблемная группа во главе с заместителем директора, заслуженным учителем Российской Федерации, кандидатом педагогических наук Ларисой Куришкиной (автор проекта), она координирует реализацию описанного проекта по школам–участникам проекта. Педагог начальных классов, кандидат педагогических наук Наталья Филатова руководит городской проблемной группой по формированию метапредметных образовательных достижений обучающихся начальных классов. Научный тьютор школы, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук Раиса Тагинцева осуществляет научно-методическое сопровождение управленческой деятельности коллектива по достижению целевых показателей национального проекта «Образование». Безусловно, этот опыт востребован в школах Смоленска и Смоленской области.

Могу с уверенностью сказать, что союз науки и практики является важным ресурсом и драйвером развития современной школы.

Школа: 25 лет спустя

— Мы с вами примерно одного возраста, получали аттестат зрелости лет двадцать пять назад. Давайте сравним: если бы вы тогда попали в старшие классы сегодняшней школы, чему бы сильно удивились? Что даёт нацпроект «Образование» ученикам?

— Принято говорить, что 90–е годы были периодом максимальной свободы для учителей и директоров школ. Я с этим полностью согласен. В 90–е годы в разных школах были уникальные учебные планы, которые очень сильно отличались друг от друга. Например, в учебном плане педагогического лицея были риторика, социальная философия, политология, история мировых цивилизаций и ряд других интересных дисциплин. Сегодня не в каждой школе есть такие планы…

Но, если бы выпускник 1998 года сегодня попал в 10–й или 11–й класс любой современной школы, он бы действительно очень сильно удивился. Не столько образовательная среда стала иной, сколько увеличились возможности для получения среднего общего образования. В целом, спектр образовательных программ сегодня гораздо шире, чем это было 20–25 лет назад.

Наша школа, как и многие другие школы, участвует во многих региональных проектах, созданных в рамках нацпроекта «Образование», и мы реализуем большое количество различных профессиональных практик.

Проект «Современная школа», направленный на создание инновационной инфраструктуры и внедрение новых методов обучения. Проект «Успех каждого ребёнка» — выявление талантов у детей и молодёжи. Смоленская область запускает новую схему получения детьми дополнительного образования под названием «Навигатор дополнительного образования»: каждый родитель будет получать специальный сертификат на обеспечение своего ребенка услугами дополнительного образования. Не оставлены без внимания и сами педагоги — с целью их профессионального роста предусмотрен отдельный проект «Учитель будущего».

В плане компьютеризации и развития информационно–образовательной среды здесь тоже очень много нового. Надеюсь, что в рамках нацпроекта «Образование» вся наша школа, включая пристройку, будет обеспечена локальной сетью с высокоскоростным интернетом.

— А этого ещё нет?

— Точка доступа к сети Интернет у нас есть. На данный момент мы — единственная школа в Смоленске, которая подключена по каналу 100 Мбит/с. Однако локальной сети, связывающей все помещения и все компьютеры, в большинстве школ по-прежнему нет. Директора стараются своими усилиями (через вай–фай и т.п.) обеспечить интернетом каждый этаж. А нацпроект «Образование» предполагает, чтобы все школы были обеспечены именно высокоскоростным интернетом и локальной сетью. При поддержке региональной администрации уже есть договоренность о том, что в течение 2020–2021 учебного года будет протянута локальная сеть в пристройке с интернетом в каждом помещении и в основном здании школы.

Еще одно очень важное отличие современной школы — это уникальный спектр возможностей для ученика от сотрудничества в системе «школа–вуз». Двадцать пят лет назад точно не было такого количества возможностей поступления в вузы, как сегодня. Например, уже с 9–го класса победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников автоматически могут обеспечить себе место в вузе. Так, ученица 9–го класса, получив диплом призера всероссийской олимпиады школьников по праву, уже может быть зачислена в любой (!) юридический вуз страны. Можно ли было мечтать о таком лет двадцать назад?.. А сегодня у нас в условиях пандемии выпускница 9–го класса уже приглашена на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе в следующем 2021 году…

За годы действия нацпроекта «Образование» десять выпускников нашей школы становились лауреатами, дважды лауреатами и даже трижды лауреатами премии президента по направлению «Поддержка талантливой молодёжи», обеспечивая себе автоматическое поступление в вуз.

Это, безусловно, уникальные возможности. Дай Бог, чтобы такие возможности сохранялись и приумножались.

Продержаться три года

— А для педагогов что поменялось? Например, всем знаком хрестоматийный образ учителя, который вечерами проверяет тетрадки. Ведь наверняка и сейчас то же самое?

— Да. Оптимальная учебная нагрузка для педагога составляла и составляет 18 часов в неделю (с учётом всех психофизиологических затрат). Но сегодня вы, пожалуй, не найдёте педагога, который работал бы только с нагрузкой 18 часов в неделю. Многие работают на 30 и более часов — практически на две ставки.

— Исключительно по финансовым соображениям?

— Не только. Также по соображениям кадрового дефицита. В последние годы в России наблюдается большой демографический прирост, количество первоклассников год от года увеличивается, а количество учителей начальных классов, напротив, уменьшается.

Вот вы говорите про вечернюю проверку тетрадей… Периодически я со своими педагогами разговариваю на предмет кратности проверки тетрадей. Если, допустим, в пятом классе тетради по русскому языку и математике нужно проверять каждый день, то в девятом классе таких требований нет. Не было их и в советское время. Однако педагоги моей школы по–прежнему это делают. На мой вопрос: «Зачем?» они отвечают так: «Если мы не будем проверять, дети не будут выполнять домашнее задание».

Такая ставка на результат, конечно же, оправдана, когда мы видим конечный результат. Но трудозатрат для этого приходится приложить больше. Если посмотреть на упражнения для пятого класса и для девятого, понятно, что в последнем случае времени на проверку уходит существенно больше. Не каждый молодой педагог способен на такие дополнительные трудозатраты. У нас даже действует такое негласное правило: если в течение трех лет молодой педагог проработал в школе и не ушёл, значит он останется в профессии навсегда. Поэтому мы стремимся, чтобы в нашей школе молодой педагог отработал три и более лет, создаём для него все возможные условия.

Коронавирус и новый учебный год

— Вспоминая конец прошлого учебного года, эпидемию коронавируса, вы не вздрагиваете от того форс–мажора, в котором пришлось работать и педагогам, и ученикам? Ведь ничего же не было понятно, всех ото всех изолировали, никто не был готов к дистанционному обучению…

— Вы правы, система общего образования оказалась в очень сложной ситуации. Ещё не были внесены изменения в федеральное законодательство о «легализации» дистанционного обучения, но вместе с тем, когда в условиях изоляции нас обязали организовать образовательный процесс с использованием дистанционных технологий, мы первым делом провели мониторинг наличия доступа к интернету у каждой семьи. Из 1790 учеников обнаружились такие семьи, в которых два–три ребёнка и всего лишь один гаджет для выхода в интернет. Таким семьям мы выдали по ноутбуку (под расписку и гарантии сохранности), чтобы они не шли на дополнительные финансовые траты.

К сожалению, не было достаточно времени на системное переобучение педагогов. Но переход на дистант совпал с продлёнными каникулами, и мы провели педсовет и несколько обучающих семинаров на тему «Возможности дистанционного обучения в современных условиях».

Координирующую работу проводила администрация школы. Предварительно системный администратор подготовил восемь кабинетов в надежде на то, что нам разрешат из школы проводить видеоуроки. После введения режима самоизоляции был проведён мониторинг всех имеющихся образовательных ресурсов. Ряд школ пошёл по пути выбора какого–то одного ресурса, к которому прикрепляли всех учеников. Мы же дали нашим педагогам полную свободу действий. Они изучили ресурсы и выбрали самый, по их мнению, удобный, на котором зарегистрировали себя и своих учеников. В процессе погружения в дистанционный режим некоторые поменяли эти ресурсы.

Многие из начальной школы остановились на платформе Учи.ру. Более половины учеников школы вместе с учителями были зарегистрированы на ЯКлассе. Я и сам отказался от ряда платформ и в итоге перешел на ЯКласс. На мой взгляд, это очень удобная платформа, которая позволяет загружать свои задания, прикреплять собственные образовательные продукты и вести необходимый контроль.

Конечно, сказать, что все сто процентов педагогов проводили видеоуроки — я не могу и не буду. Руководитель, который заявляет подобное, выдает желаемое за действительное. Из всех педагогов школы №33 100 штатных сотрудников были включены в дистанционное обучение, 37 педагогов каждый день проводили онлайн–уроки. Если же говорить об охвате электронным обучением, то сто процентов учителей работали по такой схеме.

— Учебный план прошлого года был выполнен?

— Да. Основная образовательная программа по всем предметам учебного плана была освоена полностью. Другое дело, что каждый педагог, освоивший ту или иную тему в дистанционном формате, осознает отдельные педагогические лакуны, «белые пятна», понимает, какие дидактические единицы нужно повторить или закрепить в начале нового учебного года. Кроме этого, современные образовательные стандарты дают возможность учителю поменять изучаемые блоки материала. С данной целью программа, например, по математике разрабатывается сразу на 10–й и 11–й классы. Конец 10–го класса — это по традиции изучение темы «Производная». Однако, понимая всю сложность и важность этой темы, учителя математики приняли решение в условиях пандемии коронавируса перенести её изучение на начало 11–го класса.

В целом, видя результаты промежуточной аттестации, видя достаточно высокие результаты ЕГЭ–2020, я прогнозирую, что больших проблем в новом учебном году быть не должно. Но, зная трепетное отношение наших учителей к результату, думаю, что интенсивность учебного процесса в первой четверти будет несколько выше, чем обычно. В том числе и потому, что решением Минпросвещения России ученикам 5–9 классов в этом году предстоит написать не одну серию всероссийских проверочных работ (ВПР), а две, поскольку во время дистанционного обучения они их не писали. Нынче они напишут ВПР в сентябре–октябре, по итогам прошедшего года, и ещё несколько — весной.

— А формат учебного процесса будет классический?

— С точки зрения содержания образовательного процесса мало что поменяется. А с точки зрения необходимости выполнения рекомендаций Роспотребнадзора, ожидаются изменения. Здесь я, правда, хочу поддержать своих коллег, которые со страниц «Учительской газеты» (и не только) говорят о невыполнимости таких требований. Речь идёт о том, чтобы дети как можно меньше контактировали друг с другом, чтобы отменить кабинетную систему (не дети ходят по школе, а учителя ходят к детям; за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет; если для начальных классов это не проблема, то для старших — фактор, создающий угрозу для углубленного изучения предметов и полноценного профильного обучения).

Есть ещё одна рекомендация, которая для большинства массовых школ и нашей школы в частности невыполнима, — давать звонки начала уроков и их окончания для разных классов в разное время (чтобы перемены у разных классов не совпадали). Как сделать такой скользящий график звонков, ума не приложу. С одной стороны, мы говорим о желаемом переходе в односменный режим, однако введение такого скользящего графика приведёт к тому, что школа из двухсменки должна будет перейти практически в трёхсменку.

Но мы всё же сохраняем надежду на то, что выйдем на обучение в обычном формате при сохранении привычного расписания уроков и звонков. И даже надеемся на проведение традиционной праздничной линейки 1 сентября. Особенно хочется, чтобы такая линейка состоялась для будущих первоклассников, которых ожидают новые кабинеты в пристройке к школе № 33, возведенной в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».

беседовал Евгений Ванифатов

350090350090