Битвы современности: Смоленск избавляется от идеологического мусора, искажающего историю

Сергей КОЗЫРЕВ

Общественники и историки выступили с инициативой о переименовании «польского костела» в Смоленске

5 декабря в Смоленске на Валутиной горе прошли памятные мероприятия, посвящённые осаде 1632–1634 годов. Инициатива, организованная местным отделением Российского военно-исторического общества, краеведами и общественниками, напомнила о воинской доблести наших защитников и о трагических страницах в истории нашего любимого города.

Участники возложили цветы к памятнику героям русско-польской войны, после чего в пространстве «Эпицентр» развернулись дискуссии о судьбоносных для Смоленска событиях.

Мероприятие заставило присутствующих не только вспомнить о том, как город пережил польскую оккупацию и отстоял свою историю, но также задуматься о новых вызовах – современных идеологических битвах, связанных с искажением исторической памяти.

Забыть нельзя!

Историки акцентировали внимание на тяжелом периоде польско-литовского господства (1611-1654 гг.), последовавшем после взятия Смоленска войсками Сигизмунда III. Этот период был отмечен не просто иноземным управлением, а системным давлением на православное большинство.

Закрывались и передавались католическим орденам православные монастыри, в том числе один из духовных центров — Смоленский Авраамиев монастырь. Город, и без того истощенный долгой обороной 1609-1611 годов, стремительно терял коренное население: многие погибли в ходе боев, эпидемий и репрессий, другие бежали. К моменту осады войском воеводы Михаила Шеина в 1632 году Смоленск представлял собой опустевший, разоренный город с резко сократившимся числом жителей.

Возвращение

Та попытка воеводы Шеина хоть и оказалась неудачной, однако стала предвестником освобождения. Уже в 1654 году, в результате блестяще проведенной военной операции русской армии, Смоленск был возращен в состав Русского государства.

Важнейшим моментом, который подчеркивают историки, стала мирная сдача города и добровольная присяга местной шляхты (в том числе польского происхождения) царю Алексею Михайловичу.

Этот акт позволил избежать новых кровопролитий и положил начало гармоничной интеграции смоленских земель в общегосударственное пространство. Польская знать, оставшаяся в городе, получила права и статус, сравнимый с русским дворянством, что обеспечило долгий период мирного развития.

Новый фронт: битва за историю и память

Как отметили собравшиеся, военное противостояние за Смоленск давно завершилось, но сражение на историческом и идеологическом фронтах неожиданно возобновилось.

В последние годы Польша все активнее продвигает тезис о своих «восточных кресах» (окраинах), в число которых уже привычно включает и смоленские земли. Эта ревизионистская историческая политика не обошла стороной и конкретные памятники.

Ярким примером стал так называемый «польский костёл» в Смоленске (храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии). Стоит напомнить, что само слово «костёл» (от латинского «castellum» — укрепление, крепость) исторически означало тип укрепленного здания.

Костёл в Смоленске, построенный в неоготическом стиле в конце XIX века, является ценным образцом архитектуры Смоленщины и памятником федерального значения, отражающим характерное для того периода зодчество.

И вот как раз этот уникальный памятник архитектуры в Смоленске уже многие годы не дает Польше покоя. В период бездумной любви к западу, которая накрыла «дорогих россиян» в лихие 90-е, польская сторона и вовсе заговорила о том, что костел надо им «вернуть». И — не поверите — настаивала на «возвращении» этого смоленского памятника долгие десятилетия. В обмен они обещали отремонтировать костел, чтобы там потом проводить свои службы. К счастью (несмотря на обычай того безумно-бездумного периода безвременья на всех «хотелки» запада говорить: «Да»), дело до абсурдной «передачи Польше» смоленского костела все-таки не дошло. Но промывка мозгов исторически неправильным названием — «польский костел» до сих пор работает.

Несмотря на положительную инициативу руководства Смоленской области, поддержанную правительством России, по восстановлению костела, в Польше и среди отдельных представителей польского сообщества началась кампания по присвоению ему исключительно «польской» идентичности.

Это происходит вопреки историческим фактам: здание строилось на средства и усилиями жителей Смоленской губернии разных национальностей — русских, белорусов, литовцев, немцев и поляков. Ярлык «польский» закрепился за ним лишь в советских документах XX века по административному недоразумению.

Таким образом, в Смоленске начался новый бой — за объективную историческую память, против политизированных трактовок.

Просто исправить недоразумение

В ходе дискуссии общественники и краеведы предложили закономерное решение для деполитизации вопроса: рассмотреть возможность возвращения костёлу исторически корректного и нейтрального названия — «Смоленский костёл».

«Это подчеркнет его географическую и культурную принадлежность к многонациональной истории Смоленска, а не к интересам одного современного государства», — отметили общественники.

Участники мероприятий озвучили идею о том, что региональным органам власти стоит обратить особое внимание на эту ситуацию и подключиться к всестороннему изучению исторического вопроса о наименовании храма.

Такое взаимодействие общества и власти позволит выработать взвешенное, основанное на документах решение, которое защитит наследие города от современных спекуляций.

На пути к очищению от «мусора»

Сегодня идет полномасштабная идеологическая война против России во всех ее проявлениях и методах, практически по всем направлениям (культура, образование, религия, безопасность, СМИ и т.д.) Это долгосрочный процесс, который движется уже не одно десятилетие, и сегодня очень важно «очистить» от западных сакральных идеологических идолов нашу героическую Смоленскую землю.

Сейчас вопрос стоит очень важный — сохранение нашего культурного, генетического русского кода.

И надо понимать, что на пути к очищению нашей истории от идеологического «мусора», который мы долгие годы «не замечали», мы будем постоянно наблюдать, как беснуются «наши западные партнеры».

Стоит нашей стране совершить какое-нибудь действие, направленное на восстановление исторической справедливости (а всевозможных «косяков» нам в наследство и от советских времен безоговорочной «дружбы народов», и от горбачевско-ельцинского «покаяния» осталось пруд пруди), как немедленно со стороны Варшавы девятым валом несутся вопли и проклятия. Все эти многословные тирады можно кратко выразить четырьмя словами: «А нас за что?!»

Вот совсем недавно в Катыни удалили антироссийскую символику в виде барельефов польских крестов Virtuti militari и «Крест Сентябрьской кампании». Заметьте, мы не демонтировали мемориал. Не внесли в него каких-то антипольских «переделов».

Мы просто убрали с русской земли два откровенно враждебных знака. Реакция была незамедлительной. Письма разгневанные польские активисты писали даже министру Лаврову.

А сколько памятников советским солдатам-освободителям было снесено, уничтожено, взорвано, разбито в этой «цивилизованной европейской стране» за последние годы? Около 500! А поставлены были эти памятники в память о почти полумиллионе воинов Красной Армии, погибших при освобождении Польши в 1944-45 годах. Как-то понять, осознать все это нормальный человеческий ум просто не в состоянии.

Зато Польша все время требует от России покаяния. Неважно за что, но кайтесь! Молите нас, вельможных панов, о прощении. Собственно повод вообще неважен. Каяться требуют за более чем вековую сытую практически самостийную жизнь в составе Российской Империи. За Октябрьскую революцию, давшую Польше независимость и государственность. За 39-й год, когда Красная Армия спасла от физического уничтожения гитлеровцами русскоязычных жителей Западной Белоруссии и Украины. За катынскую трагедию, из которой просто неприкрыто лезут «геббельсовские уши». За социалистический лагерь, когда поляки имели откровенно привилегированную жизнь по сравнения с народами СССР. За гибель польского президента под Смоленском, произошедшую из-за откровенной глупости и надменности польского руководства.

И гневно жалуются во всевозможные инстанции. В Еврокомиссию, в Европарламент, президенту США, в ООН. Прилетели бы инопланетяне, они бы и им пожаловались, что «русские дикари» не желают каяться.

Не сносить, а консолидироваться и пресекать идеологические диверсии

Возвращаясь к озвученной инициативе возвращения костелу названия «Смоленский костел», отметим следующее: не надо искать в ней каких-либо антипольских настроений. Нет. Речь идет лишь об исправлении ошибки, которая стала поводом для регулярных спекуляций со стороны польской стороны.

Впервые официально этот вопрос был поднят в сентябре 2025 года, когда в Смоленске проводился Международный исторический фестиваль «Смоленск — город-щит. 1654 год», посвященный освобождению Смоленска от польско-литовской оккупации войсками царя Алексея Михайловича.

Напомним, тогда в ходе круглого стола заместитель директора по науке Смоленского государственного музея-заповедника, доктор исторических наук Анастасия Тихонова привела неопровержимые архивные доказательства в пользу переименования.

«Я хотела бы обратить особое внимание на то, что вместе с восстановлением здания нам необходимо вернуть и его историческое имя. Жители нашего города часто называют его „польский“, но это наименование не является исконным. Документы Государственного архива Смоленской области однозначно подтверждают, что это всегда был римско-католический костел. Приставка „польский“ — это топоним, появившийся лишь после 1945 года для обозначения здания. Возвращение названия «Смоленский костел» — это вопрос восстановления исторической правды», — подчеркнула Анастасия Тихонова.

Действительно, упоминания костела как «польского» появляется в таких документах, как, например, письмо начальника управления НКВД по Смоленской области председателю Смоленского облисполкома от 28 марта 1945 года, где Смоленский храм ошибочно назван «бывшим польским костёлом». Так ошибка и закрепилась в названии.

«Идеологическое замыливание, искажение с помощью различных «мирных «методов. Учебники, брошюры, экскурсии — все это идеологическая война за умы и разум. Сейчас вопрос стоит очень важный — сохранение нашего культурного, генетического кода, — заявил руководитель Смоленского отделения РВИО Дмитрий Самохвалов. — Подобные мероприятия — не просто дань прошлому. Это наш вклад в защиту правды сегодня, — отметили организаторы. — Они помогают смолянам бережно хранить свою подлинную историю, сопротивляться ее искажениям и передавать следующим поколениям не мифы, а факты. Смоленск был, есть и будет русским городом с богатым, неделимым наследием.

Я не призываю сносить памятники, монументы, глумиться над памятью павших поколений, и переписывать историю, как это делают на Западе. Нет. Мы должны юридически грамотно, исторически выверенно наводить порядок в нашем историческом пространстве, которое достаточно долго насаждалось исторической ложью и подлогом. Сегодня необходимо консолидироваться и пресекать, не допускать различных идеологических диверсий, которые нацелены на уничтожение нашего Отечества».

С этими словами трудно не согласиться. Мы не воюем с памятниками и памятью. В Москве по сей день работают Киевский и Рижский, а в Санкт-Петербурге Финляндский вокзалы. В российской столице есть памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (поляку) и Варшавское шоссе.

В Смоленске никому и в голову не придет переименовывать Киевское шоссе и магазин «Житомир». Да что там говорить! В нашем городе уже много лет самыми популярными сортами черного хлеба являются «Украинский», «Литовский» и «Рижский».

Но на буханке хлеба провокацию не устроишь. А вот на чувствах верующих изощренным политиканам сыграть легче легкого.

Так что пусть костел в Смоленске будет Смоленским костелом. Замечательным памятником-музеем архитектуры и зодчества. Так оно справедливее будет. И спокойнее.

620423620423