1 июля. День в истории Смоленщины
94 года со дня рождения Владимира Иосифовича Ружо (1922-1998), художника- графика
Главным увлечением детства и юности В.И. Ружо было рисование. В 1937-1940 гг. он занимался во Дворце пионеров у художника Ф. Лабренца и выполнял рисунки для газеты «Юный пионер». В марте 1941 г. вошел в состав смоленского отделения «Всекохудожник».
Одновременно с занятием рисованием В.И. Ружо учился в Смоленском аэроклубе. С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт, окончил Борисоглебское высшее авиационное училище летчиков. В 1947 г., демобилизовавшись, вернулся к творческой работе – в Смоленское Товарищество художников. Он занимался самообразованием, писал этюды с натуры, рисовал, использовал в работе разные технические приемы. В 1948 г. впервые принял участие в областной выставке. Много сотрудничал с газетами, исполнял плакаты, графические произведения, писал пейзажи.
В 1958 г. был принят в члены Союза художников. Большой страницей в творчестве художника является книжная графика, которой он уделял особое внимание в 1950-1960-е гг. В Смоленском книжном издательстве им были оформлены произведения Н. Рыленкова, В. Шурыгина, Н. Антонова, Л. Никулина и многих др. В 1960-1970-е гг. В.И. Ружо входил в число ведущих российских художников-графиков. Он первым из смоленских художников обратился к офорту. Начав с миниатюр, в 1960-е гг. создал серию больших офортов «По Смоленску».
Параллельно художник работал и в области живописи. Основной темой творчества был Смоленск. В этом плане его можно назвать летописцем нашего города. В.И. Ружо – участник многих художественных выставок, в том числе пяти персональных.
В музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» в зале №7 находится картина В.И.Ружо «Водружение знамени Победы М.А.Егоровым и М.Кантария», в углу которой оставил свою роспись сам автор.
110 лет со дня рождения Леонида Трофимовича Булочко (1906 (по старому стилю 18 июня)-1973), смоленского художника, председателя правления Смоленской организации Союза художников РСФСР с 1950 по 1957 г.
Родился в Гродно.
В 1929 году окончил Витебский художественный техникум. В том же году был принят в члены Смоленского филиала АХРР. С 1936 года – член товарищества «Всекохудожник», а с 1939 года – член Союза художников СССР.
В годы Великой Отечественной войны работал художником в фронтовых газетах.
Вернувшись на Смоленщину, в течение 10 лет работал в газете «Рабочий путь». В 1950 году возглавил правление Смоленской организации Союза художников РСФСР, которым руководил до 1957 года.
Участвовал в областных и периферийных выставках с 1939 года. В 1956 году в Смоленске прошла персональная выставка Л.Т. Булочко.
В настоящее время его работы хранятся в собрании Смоленского объединенного музея-заповедника.
Умер 14 февраля 1973 года. Похоронен на Новом (Новодевичьем) кладбище в Смоленске.
63 года назад (1948) в Шумячском районе вступил в строй восстановленный Первомайский стекольный завод.
Наверняка в домах и квартирах многих смолян найдется что-нибудь из большого ассортимента продукции Первомайского стекольного завода, слава о котором гремела на весь союз. Вазы для цветов с романтичными названиями «Ветви», «Эхо», «Бутон», графин «Юбилейный»… — здесь ежегодно производили хрусталя и сортовой посуды на 7 миллионов полновесных советских рублей (данные за 1985 год).
История завода началась в далеком 1879-м. Если верить архивным данным, его владельцем был рославльский купец Я. М. Магидсон. Завод тогда именовался Фининский и на нем трудилось 350 человек. Предприятие специализировалось на производстве оконного листового стекла и бутылок. После всем известных событий 1917 года завод национализировали и переименовали в честь Дня международной солидарности трудящихся. Во время войны производство было полностью разрушено, однако в 1948-м году его удалось восстановить, и руководством предприятия был взят курс на стратегическое направление работы – выпуск винных бутылок. Два года спустя здесь торжественно открылся цех сортовой посуды, а в конце 1977 –го выпущено первое изделие из хрусталя. Планировалось, что хрустальные бокалы и вазы будут выпускаться на сумму в 1 миллионов рублей в год, поскольку все это пользовалось большим спросом среднестатистического советского потребителя, заставлявшего шкафы и серванты хрустальными бокалами и вазами, считавшимися символом определенного достатка.
В настоящее время предприятие находится на грани банкротства.
Текст: Семен Писарев