10 ноября. День в истории Смоленщины

127 лет со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева (1889-1957), советского ученого, специалиста в области аэродинамики, основоположника советского вертолетостроения.

boris_nikolajewitsch_jurjew

Родился в Смоленске.

В 1898 году семья Юрьевых переезжает в Коломну. После двух лет обучения в местной гимназии, в 1900 году Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который окончил в 1907 году — пятым из 45, с похвальным листом и наградой.

С 1907 года учился в Московском техническом училище, где стал активным членом воздухоплавательного кружка Жуковского. В мае 1911 года Б. Н. Юрьев руководил подготовкой полётов аэроплана, построенного кружковцами. В том же 1911 году, в журнале «Автомобиль и воздухоплавание», появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней впервые был употреблён термин аэробус. В этом же году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы[1] по, ставшей позже — классической, схеме одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом. В газетах «Новое время» и «Русский инвалид» в 1912 году появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: «Студент Императорского технического училища Юрьев изобрёл геликоптер, то есть вертикальный винт для аэроплана. Этот винт даёт возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Модель вертолёта в натуральную величину, которая демонстрировалась на международной выставке воздухоплавания и принесла автору золотую медаль за разработку проекта.

С началом Первой мировой войны Юрьева отправили служить в крепость Новогеоргиевск, затем — в эскадру тяжелых самолетов «Илья Муромец». Летом 1915 года при обороне крепости Новогеоргиевск он попал в плен. После возвращения в Россию в декабре 1918 года Юрьев работал над проектом «Четырёхмоторный тяжёлый самолёт», который защитил как выпускной, 5 мая 1919 года. Жуковский оставил его в училище лаборантом, а осенью он начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме, затем в техническом училище, а с 1920 года — в созданной Жуковским Военно-воздушной академии.

В 1919 году Юрьев возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу.

В 1926 году была организована группа для разработки геликоптера по схеме, предложенной Юрьевым. В результате были определены три наиболее перспективные схемы: одновинтовой аппарат с рулевым винтом и автоматом-перекосом, двухвинтовой и восьмивинтовой. Эти исследования дали возможность построить геликоптер «ЦАГИ 1-ЭА» (ЭА — экспериментальный аппарат); 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик А. М. Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.

Б. Н. Юрьев участвовал в организации МАИ (где преподавал в 1930—1940 годах). Он — основатель кафедры экспериментальной аэродинамики и гребных винтов (позднее — аэродинамики) МАИ и первый её заведующий (1930—1939)[2].

В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР. Летом 1941 года эвакуировался с военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации он занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.

В 1944—1950 годах — председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 года — заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН СССР. Вошёл в Первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956)

За свою жизнь Б. Н. Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов, 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений — ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.

Урна с его прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 

95 года со дня рождения Дмитрия Тихоновича Прудникова (1921-1943), Героя Советского Союза, лейтенанта, летчика

 prudnikov_dmitriy_tihonovich

Дмитрий Тихонович Прудников родился 10 ноября 1921 года в деревне Щербино Ельнинского уезда Смоленской губернии. В родной деревне окончил начальную школу. Восьмилетнее образование завершал в Москве, куда семья Прудниковых переехала в 1934 году. По окончании школы Дмитрий Тихонович работал на заводе и одновременно учился в аэроклубе.

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии Д. Т. Прудников был призван военкоматом Ленинградского района города Москвы осенью 1940 года и направлен в Балашовскую военную авиационную школу. В октябре 1941 года Дмитрий Тихонович завершил обучение на бомбардировщике СБ и получил сержантское звание, но был оставлен в лётной школе для дальнейшего обучения на штурмовике Ил-2. В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант Д. Т. Прудников с 6 сентября 1942 года на Сталинградском фронте в должности лётчика 944-го штурмового авиационного полка 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Боевое крещение принял в Сталинградской битве.

В середине декабря 1942 года 226-я штурмовая авиационная дивизия была выведена на переформирование. Дмитрий Тихонович прошёл переаттестацию и получил звание лейтенанта, после чего его направили для прохождения дальнейшей службы в 505-й штурмовой авиационный полк. В двадцатых числах декабря лейтенант Д. Т. Прудников участвовал в отражении танкового удара группы армий «Дон», пытавшейся деблокировать окружённую в Сталинграде 6-ю армию Ф. Паулюса. 2 января 1943 года 226-я штурмовая авиационная дивизия в составе 8-й армии была передана Южному фронту и поддерживала наступление его наземных войск во время Ростовской наступательной операции, по завершении которой была выведена в резерв.

Приказом НКО СССР № 128 от 18 марта 1943 года за отличие в Сталинградской битве дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию, а 505-й штурмовой авиационный полк стал 75-м гвардейским.

5 июля 1943 года гвардии лейтенант был назначен исполняющим обязанности командира 1-й авиационной эскадрильи 75-го гвардейского штурмового полка.

В ходе начавшейся в августе 1943 года Донбасской операции эскадрилья Прудникова оказывала непосредственную штурмовую поддержку наступающим частям 5-й ударной армии, совершая до трёх вылетов в день. 21 августа 1943 года Дмитрий Тихонович со своими лётчиками разбомбил немецкую танковую колонну в районе Горяны. 23 августа 1943 года группа из 12-ти Ил-2, ведомая гвардии лейтенантом Д. Т. Прудниковым, оказала наземным войскам действенную помощь при овладении сильно укреплённым опорным пунктом немцев селом Кринички, ракетно-бомбовым ударом подавив огневые средства неприятеля и повредив 8 танков. 25 августа 1943 года Дмитрий Тихонович поднял в воздух шестёрку Илов. В районе реки Мокрый Еланчик лётчики заметили как группа из 12-ти немецких самолётов Ю-87 бомбит боевые порядки советских наземных войск. Несмотря на полную бомбовую нагрузку, Прудников принял решение атаковать врага. В завязавшемся воздушном бою советские лётчики сбили 5 Ю-87, а остальных обратили в бегство. При этом находившаяся на подходе вторая волна немецких бомбардировщиков общим числом до 20 самолётов не решилась вступить в схватку, и сбросив бомбы куда попало, легла на обратный курс. Блестящая воздушная победа советских лётчиков вызвала большое воодушевление в наземных войсках, наблюдавших за ходом боя.

Всего к концу августа 1943 года гвардии лейтенант Д. Т. Прудников совершил 78 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника, его резервов и объектов военной инфраструктуры и нанёс большой урон врагу, уничтожив 14 танков, 19 автомашин с войсками и грузами, 5 артиллерийских, 4 зенитных и 1 миномётную батареи, 1 цистерну с горючим и до 125 солдат и офицеров вермахта. В результате ракетно-бомбовых ударов им создано на объектах противника 6 крупных очагов пожара и уничтожен склад с боеприпасами и 8 вагонов с военным имуществом.

29 августа 1943 года командир 75-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Н. Ф. Ляховский представил гвардии лейтенанта Д. Т. Прудникова к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 4 февраля 1944 года уже после гибели Дмитрия Тихоновича.

В роковой день 21 октября 1943 года погода была малопригодной для полётов. Высота облачности не превышала 200 метров, а видимость — 1 километра. Но советские лётчики хорошо понимали, что без их поддержки наземным войскам будет крайне тяжело взломать глубоко эшелонированную оборону противника. Дмитрий Тихонович вёл шестёрку Ил-2 в составе группы из 12-ти самолётов на штурмовку опорных пунктов немцев в районе станции Тащенак. Лётчикам пришлось вести боевую работу на высотах от бреющего полёта до 150 метров в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии неприятеля. Тем не менее, они в течение двадцати пяти минут утюжили немецкие позиции, сделав 14 заходов на цель. Благодаря смелым и решительным действиям штурмовой авиации наземные части овладели первой линией обороны. Однако брошенные в прорыв танки вскоре столкнулись с хорошо организованной противотанковой обороной. Поэтому группа после дозаправки и пополнения боезапаса вновь направилась в этот район для штурмовки артиллерийских и миномётных позиций противника. При заходе на цель Ил-2 гвардии старшего лейтенанта Д. Т. Прудникова был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Первоначально лётчика похоронили возле станции Тащенак. Позднее его тело было перевезено в Москву и захоронено на Ваганьковском кладбище столицы.

 

 

 

183 года со дня рождения Николая Николаевича Оболенского (1833-1898), князя, участника Крымской войны, обороны Севастополя. Родился в с. Кощино Смоленского уезда.

obolenskij_nikolay_nikolaevitch

Представитель княжеского рода Оболенских. По матери — внук генерала Н. М. Свечина, правнук В. В. Энгельгардта. Родился 10 ноября 1833 года. Образование получил в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании курса наук в которой 13 августа 1853 года был выпущен в прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк.

В 1854 году Оболенский находился в составе войск, назначенных для обороны побережья Балтийского моря от возможной высадки англо-французского десанта, и принимал участие в отражении налёта флота союзников на Кронштадт. 22 августа 1854 года он был произведён в подпоручики и 30 августа 1855 года в поручики.

Произведённый 17 апреля 1862 года в штабс-капитаны, князь Оболенский в 1863—1864 годах принимал участие в походах против польских инсургентов, за отличие в 1863 году получил орден св. Станислава 3-й степени и 30 августа 1864 года произведён в капитаны.

Продолжая службу в лейб-гвардии Преображенском полку князь Оболенский в течение чуть более трёх лет командовал ротой и почти четыре года — батальоном. За это время он получил чин полковника (31 марта 1868 года) и ордена св. Анны 3-й степени (в 1865 году), св. Станислава 2-й степени (в 1869 году) и св. Владимира 4-й степени (в 1872 году). 6 августа 1866 года он был назначен флигель-адъютантом.

5 января 1874 года князь Оболенский был назначен командиром лейб-гвардии 2-го стрелкового батальона и в 1875 году был награждён орденом св. Анны 2-й степени, а 1 ноября 1876 года он получил в командование лейб-гвардии Преображенский полк.

После начала в 1877 году русско-турецкой войны, Оболенский, вместе со всем Гвардейским корпусом, выступил на Балканы. Под его командованием Преображенский полк принимал участие в бою при занятии Искерского ущелья и Этрополя, причём за отличие был 1 января 1878 года произведён в генерал-майоры Свиты (со старшинством от 12 ноября 1877 года). Затем в декабре совершил переход через Балканы и с отличием участвовал в сражении под Ташкисеном и наконец 23 декабря занял Софию. 3 января 1878 года князь Оболенский был ранен в ногу в деле у Филиппополя, 25 января он вместе с полковником Каульбарсом прибыл в Константинополь, для согласования нейтральной полосы для Албании и Герцоговины.

За отличия во время русско-турецкой войны князь Оболенский был в 1878 году награждён орденом св. Владимира 3-й степени с мечами и 13 января 1879 года получил золотую саблю с надписью «За храбрость». 30 марта 1879 года он был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени

Последующие девять лет князь Оболенский продолжал командовать Преображенским полком и последовательно получил ордена св. Станислава 1-й степени (в 1880 году), св. Анны 1-й степени (в 1883 году) и св. Владимира 2-й степени (в 1886 году). 26 февраля 1887 года он оставил должность полкового командира и был назначен состоять в распоряжении главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, после чего 16 сентября того же года получил в командование 1-ю бригаду 1-й гвардейской пехотной дивизии. 20 января следующего года он был назначен командиром гвардейской стрелковой бригады, 30 августа 1888 года произведён в генерал-лейтенанты и 11 сентября 1889 году был назначен начальником 1-й гвардейской пехотной дивизии. В 1891 году награждён орденом Белого Орла.

Пожалованный в 1896 году званием генерал-адъютанта, князь Оболенский 29 марта 1897 года был назначен командиром Гвардейского корпуса, однако в следующем году скоропостижно скончался.

123 года со дня рождения Александра Николаевича Лявданского (1893-1937), археолога. Проводил исследования на территории Смоленщины. Репрессирован и расстрелян в г. Минске.

 

текст: Семен Писарев

176378176378



Комментировать