В Смоленской области начала действовать новая система налогообложения
Региональный центр «Мой бизнес» проконсультировал смоленских предпринимателей о плюсах и минусах АУСН

С 1 октября смоленские предприниматели получили возможность применять новую систему налогообложения — АУСН. Эта аббревиатура расшифровывается как «автоматическая упрощенная система налогообложения». Как следует из названия, она должна упростить (автоматизировать) некоторые бухгалтерские процессы. Однако главный ее профит для ИП или ООО — законная возможность освобождения от уплаты НДС.
Использовать АУСН можно только в случае полного соответствия всем условиям ст. 3 ФЗ № 17–ФЗ от 25.02.2022 г. «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Это значит, что совокупный доход ИП или ООО за календарный год не должен превышать 60 миллионов рублей, средняя численность работников (резидентов РФ) — не более пяти человек, заработная плата — в безналичной форме. Кроме того, не допускается совмещение АУСН с иными режимами налогообложения.
Еще одно требование — счета и корпоративные электронные средства платежа должны быть открыты в уполномоченных кредитных организациях, включенных в перечень ФНС, а также реестр операторов электронных площадок. Эти реестры ФНС России ведет и размещает на своем официальном сайте.
Несмотря на то, что эксперимент по внедрению АУСН в России начался еще в 2022 году, информации по ряду важных моментов ее использования практически нет. В Смоленске на базе регионального центра «Мой бизнес» уже прошел ряд консультаций смоленских предпринимателей, желающих перейти на новую систему налогообложения: на многочисленные вопросы отвечала руководитель компании «Бухгалтерия просто» Юлия Прохорова.
В интервью журналу «О чем говорит Смоленск» Юлия Прохорова «по горячим следам» рассказала о том, кому выгодна АУСН, а кому нет, каковы ее преимущества и недостатки, а также какое будущее ждет институт самозанятых.
— Юлия, в различных регионах России АУСН вводилась в разное время. Какая логика в такой поэтапности, почему одни регионы начали работать с АУСН уже давно, а Смоленская область — лишь с 1 октября текущего года?
— Три года назад, в 2022–м, АУСН была введена лишь в четырех регионах. Видимо, за прошедшее время она показала свою успешность, и с 2025 года региональные власти начали внедрять АУСН по своему усмотрению. Разные регионы имели разную степень подготовки (в том числе, административной) к ее внедрению, отсюда и различия в сроках. В целом, с начала текущего года более пятидесяти регионов заявили о готовности к внедрению АУСН.
— Лично вы как давно узнали о том, что Смоленская область с 1 октября присоединится к АУСНщикам?
— Честно говоря, узнала об этом недавно. Еще летом Смоленской области не было в списках АУСНщиков–2025, по крайней мере, я не могла найти такую информацию.
— То есть, к настоящему моменту опыта применения АУСН в Смоленской области нет?
— Нет.
— С какого момента возникает право перехода на АУСН у смоленских ООО и ИП?
— Насколько мне известно, перейти на АУСН можно с начала каждого месяца. А вот вернуться после этого обратно на другую систему налогообложения получится лишь с начала года, следующего за годом перехода на АУСН.
— А где можно подать заявление о переходе на АУСН?
— Можно через банк, можно через личный кабинет вашего банка в смартфоне, можно через личный кабинет налоговой.
— Если предприниматель подал уведомление на переход на АУСН, но по какому–то из критериев не прошел (об этом мы поговорим ниже), на какой системе он окажется?
— Если после отказа на переход на АУСН такой предприниматель не подал никакого иного заявления на переход на спецрежим в установленный срок (например, для перехода на УСН необходимо подать уведомление не позднее 31 декабря 2025 года), он окажется на ОСНО. Впрочем, аналогичная ситуация и при открытии ИП или ООО — автоматически на «упрощенку» новичок не попадет. Автоматически можно попасть только на ОСНО.
— Какие преимущества (и, возможно, недостатки) вы видите у АУСН? Кому из смоленских предпринимателей она будет интересна?
— На мой взгляд, преимущество для предпринимателя должно быть прежде всего в экономии. И, конечно, в меньшем объеме бухгалтерской работы. Что касается последнего — АУСН однозначно позволит уменьшить такой объем. В случае работы индивидуального предпринимателя на АУСН он, в принципе, сможет обойтись вообще без бухгалтера. Если же на АУСН переходит ООО — это разгружает работу бухгалтера. В том смысле, что исчезают зарплатные отчеты. Сейчас отчеты сложные, особенно если много сотрудников. Декларацию по доходам по УСН предприниматель может заполнить сам. А вот разобраться с зарплатной отчетностью, на мой взгляд, тяжело.
Минус АУСН при переходе на нее ООО — в том, что она не освобождает организацию полностью от ведения бухгалтерского учета.
В плане налоговой нагрузки АУСН — тут тоже нужно смотреть индивидуально. Система АУСН заменяет сразу несколько налогов: НДФЛ, налог на прибыль, НДС, УСН, а также страховые взносы. Вместо этого предприниматель платит один единый налог по фиксированной ставке: 8 процентов (если выбран объект налогообложения «доходы») или 20 процентов (если объект «доходы минус расходы»).
ИП должен рассчитать и выбрать более выгодную для себя ставку налога и заявить об этом при подаче уведомления на переход на АУСН. А также рассчитать выгоду от применения АУСН или УСН. Например, ИП без нанятых работников на УСН платит налог 6 процентов, на АУСН — 8 процентов. Вряд ли это выгодно.
— Помимо существенной экономии страховых взносов, среди плюсов АУСН для смоленского работодателя (ИП или ООО) можно назвать освобождение от уплаты НДС. В ситуации, когда федеральная власть планирует снизить порог дохода юрлица, имеющего право на освобождение от НДС, с 60 до 10 миллионов рублей, переход на АУСН продляет его как минимум до конца 2027 года.
— Вы правы. Правда, неизвестно доподлинно, не будут ли параллельно снижены лимиты по НДС и для АУСН (до тех же 10 миллионов рублей годовой выручки). Если нет, это будет единственный законный способ не платить НДС.
— Одно из условий перехода на АУСН — средняя численность работников юрлица (или ИП) в количестве пяти человек. Здесь имеется в виду поголовная численность (пять человек) или же берутся в расчет занимаемые ставки, то есть, два человека по полставки – это одна единица численности?
— По идее, два человека по полставки должны составлять одну единицу численности. Это если рассуждать с позиции логики и здравого смысла. Вопрос в том, как будет считать налоговая. А это нам пока тоже неизвестно.
— Вопрос по поводу автоматизированного учета НДФЛ. Если мы правильно понимаем, юрлицу необходимо перечислять зарплату сотрудникам в полном объеме? Или за вычетом НДФЛ, как на УСН? В одних источниках утверждается, что банк берет на себя удержание НДФЛ. В таком случае юрлицо должно это учитывать при начислении зарплаты.
— Правильно, НДФЛ считает и удерживает банк. Также есть возможность предпринимателю делать это самому в личном кабинете своего банка в смартфоне. При работе с АУСН предпринимателю будет необходимо работать на трех площадках: в бухгалтерской программе «1С», личном кабинете банка и личном кабинете налоговой. Главная задача — контролировать идентичность и корректность информации в этих двух личных кабинетах.
— Вы, наверное, одними из первых в Смоленской области проводили на площадке центра «Мой бизнес» консультирование наших предпринимателей по поводу АУСН. Какие важные вопросы их интересовали?
— Много вопросов было связано с потерей в 2026 году патента на те или иные виды деятельности. Понятно, что потеря патента неминуемо приведет к росту затрат предпринимателя. К примеру, розничную торговлю в стационарных магазинах, а также грузоперевозки больше не получится вести, работая по патентной системе налогообложения. А это было крайне удобно. Владелец розничного магазина платил в год, условно говоря, 45 тысяч рублей налогов по патенту (а затем мог еще уменьшить налог на страховые взносы за себя и сотрудников). И при этом торговал столько, сколько хотел. Не сдавая никакие налоговые декларации, ничего не высчитывая. Теперь же получится, что этот владелец розничного магазина будет платить от оборота (6 процентов, если на УСН, или 25 процентов от прибыли, если на ОСНО). А это суммы совсем другого порядка. Естественно, что предприниматели к такому не привыкли. Они в растерянности. Им хочется продолжать свою деятельность в каком–то подобном патентному налоговом режиме. Коим как раз и является АУСН.
Еще один актуальный вопрос касался времени сдачи налоговых деклараций: когда нужно сдать налоговую декларацию при переходе с УСН на АУСН? Здесь все просто: если вы, например, перешли на АУСН с 1 ноября, вам нужно будет сдать декларацию за 10 месяцев текущего года (и сдать ее не в апреле следующего года, а оперативно), после чего работать на новой системе.
Интересный вопрос задал предприниматель, имеющий бизнес в разных регионах. Сам он зарегистрирован в качестве ИП в Смоленске, но при этом имеет два розничных магазина в регионах, где введена АУСН, и еще два магазина — в регионах, где АУСН нет. Он спрашивал, может ли он применить АУСН к двум последним магазинам. Как мы выяснили — может, потому что привязка идет к месту регистрации ИП или ООО (если предприниматель зарегистрирован в регионе с АУСН, он может работать по этой системе, в том числе, в регионах, где ее нет).
Конечно, спрашивали про самозанятых. Это люди, которые оказывают те или иные услуги ИП и ООО. По сути, это поставщики услуг. Смоленских предпринимателей интересовало, будут ли учитываются такие самозанятые в среднесписочной численности в случае перехода на АУСН. Как я полагаю, они не должны учитываться. Самозанятые — это не сотрудники, это, как я уже сказала, поставщики услуг.
— Ну это вы полагаете. А точку в данном вопросе кто ставит?
— Практика правоприменения. Если налоговая посчитает, что предприниматель работает с самозанятыми исключительно для того, чтобы уйти от официальных трудовых отношений, тогда да — они, получается, должны учитываться в среднесписочной численности.
— Но предприниматель может обжаловать такую позицию налоговой в суде?
— Как правило, налоговая присылает предпринимателю уведомление. Мол, ваша организация ежемесячно выплачивает одну и ту же сумму одному и тому же самозанятому. И просит пояснить, почему такой самозанятый не в штате организации. В ответ предприниматель направляет в налоговую свою аргументацию, после чего она принимает решение — устраивает ли ее приведенная аргументация или нет. Если не устраивает, то налоговая составляет акт налоговой проверки, в котором констатирует подмену трудовых отношений и обязует предпринимателя взять человека в штат и начислить ему страховые взносы. Если предприниматель по–прежнему не согласен, он идет в арбитражный суд, который ставит последнюю точку в таком споре. Однако еще раньше, если предприниматель не исполнит требования акта проверки, налоговая может заблокировать его счета и доначислить необходимые средства в адрес самозанятого самостоятельно.
— Все равно нам непонятна логика действий налоговой. Если человек работает где–то официально, но имеет желание подработать (в качестве самозанятого) — почему из–за этого должен страдать предприниматель?
— Есть маркеры, по которым налоговая определяет ненастоящих самозанятых. Главный из них, как я уже сказала — ежемесячные выплаты одной и той же суммы одному и тому же самозанятому. Тем более, если у этого самозанятого нет никаких иных источников дохода. Самозанятый — он как предприниматель, и, по идее, он должен оказывать услуги нескольким предпринимателям, получая от каждого тот или иной доход.
Сейчас этот институт у нас крайне востребован. В нем есть несомненный плюс — физлица начали легально оказывать услуги ИП и ООО и платить налог с полученного дохода. Однако, с другой стороны, многие предприниматели пользуются институтом самозанятых с целью подмены трудовых отношений. Что будет дальше? Не начнут ли организации в массовом порядке вынуждать сотрудников переходить на систему самозанятости (и набирать на работу только самозанятых), чтобы снизить свои страховые и налоговые отчисления? В данной связи, как мне кажется, что если данный институт и не упразднят после 2027 года, то, как минимум, модифицируют.
— И что будет с АУСН после 2027 года, вы тоже пока не знаете?
— Увы. Либо этот эксперимент продолжится (в действующем или модифицированном варианте), либо прекратится. Как обычно, при таких налоговых экспериментах собирается различная статистика, после чего на федеральном уровне принимается решение. По моему мнению, общая собираемость налогов в казну должна остаться примерно на том же уровне, что и до внедрения АУСН. В таком случае АУСН можно продлевать. Ну а если собираемость налогов сильно снизится, отмена АУСН будет вполне вероятна.
Нина Янкович: «АУСН — это, в первую очередь, сокращение объема бухгалтерской отчетности»
- начальник отдела камерального контроля специальных налоговых режимов УФНС России по Смоленской области

— Какие особенности АУСН делают режим особенно привлекательным для использования?
— В первую очередь, это сокращение объема отчетности. И в налоговый орган, и в Социальный фонд России. У плательщиков АУСН отсутствует обязанность по представлению деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением режима, расчетов 6–НДФЛ и уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. Так как заработная плата работникам должна выплачиваться только в безналичной форме, выполнение функций налоговых агентов по исчислению НДФЛ поручается уполномоченным банкам, но сохраняется обязанность по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности в общем порядке юридическими лицами.
АУСН освобождает и от уплаты страховых взносов за работников, а также и за самого себя, если речь идет про индивидуального предпринимателя. Уплачиваются только фиксированные взносы на травматизм. При этом, формирование пенсионных прав и социальное страхование сохраняется, что для плательщиков налога также важно.
Еще один плюс — дистанционный формат взаимодействия с налоговым ведомством, то есть, через личный кабинет плательщика. Отдельные действия можно осуществлять через уполномоченную кредитную организацию или операторов электронных площадок.
Процесс исчисления налога и ведения учета доходов и расходов автоматизирован. Получив от ФНС уведомление о сумме налога к уплате и реквизиты для перечисления платежа, можно оплатить его через личный кабинет.
— Учет ведется тоже в автоматизированном режиме в личном кабинете? Книгу учета доходов и расходов вести не нужно?
— Абсолютно верно. Доходы и расходы для формирования налоговой базы определяются на основании данных ККТ, размеченных банковских транзакций и сведений, внесенных налогоплательщиками в личном кабинете АУСН. В личном кабинете видны все денежные потоки.
— Есть ли какие–то особенности для смоленских предпринимателей, использующих АУСН?
— Нет. Правила едины на всей территории России. Установление субъектами преференций в виде льгот не предусмотрено. В рамках режима действуют следующие ставки: 8 процентов (при выборе объекта налогообложения «доходы») или 20 процентов (при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Повышенные ставки по сравнению с УСН обусловлены отсутствием страховых взносов.
— Если для налогоплательщика плюсы режима очевидны, условия, установленные законодателем, соблюдаются, как перейти на АУСН?
— Сразу подчеркну, что переход на АУСН является добровольным. О своем желании нужно известить налоговый орган, представив уведомление через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию.
Теперь что касается сроков. Перейти на автоматизированную упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, но уведомить о переходе на спецрежим нужно до 31 декабря текущего года. Исключение предусмотрено для организаций и ИП, уже применяющих УСН или ИП, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход. Самозанятые вправе перейти на специальный налоговый режим со следующего календарного месяца, уведомив налоговый орган не позднее последнего числа месяца, предшествующего тому, с которого они переходят на АУСН.
ОТВЕТ УФНС ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕДАКЦИОННЫЙ ЗАПРОС О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОГРАНИЧИВАЮЩЕЙ ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ АУСН:
Порядок расчета средней численности работников регламентируется Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденными Приказом Росстата от 16.12.2024 № 647 (далее — Указания N 647).
Средняя численность работников организации включает (п. 14 Указаний N 647):
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, гражданско–правового характера.
При этом согласно пункту 18 Указаний N 647 женщины, находившиеся в отпусках
по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпусках по уходу за ребенком (кроме работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию), не включаются в среднесписочную численность работников.
ОТВЕТ СБЕРБАНКА НА РЕДАКЦИОННЫЙ ЗАПРОС О РАБОТЕ С АУСН:
Может ли действующая организация ООО на ОСНО сменить налоговый режим на АУСН через Сбербанк?
Да, действующее ООО, находящееся на общей системе налогообложения (ОСНО), может сменить налоговый режим на АУСН, в том числе, оформив переход через сервисы Сбербанка. Важно учитывать, что переход возможен только при соблюдении условий, установленных для данного режима (ограничение по выручке, численности сотрудников, видам деятельности и т.д.). Сбербанк предоставляет инструменты для подачи заявления онлайн, а также автоматически передаёт данные в ФНС. Само решение о переводе принимает налоговая служба, но инициировать процедуру можно через банк.
Нужно ли заводить новый онлайн–кабинет и расчётный счёт в Сбербанке для осуществления режима АУСН?
Нет, заводить новый онлайн–кабинет или открывать отдельный расчётный счёт для применения АУСН не требуется. Все необходимые операции — автоматический расчёт налогов, передача данных в ФНС и ведение учёта — будут осуществляться через уже используемые вами сервисы.
Какой порядок взаимодействия организации и Сбербанка при применении режима АУСН?
При использовании режима АУСН взаимодействие организации со Сбербанком строится следующим образом:
1. Подключение к режиму через Сбербанк. Организация может подать заявление на переход на АУСН через онлайн–сервисы Сбербанка. Банк направляет данные в ФНС, которая принимает решение о переводе на новый режим.
2. Информационный обмен между Сбербанком и ФНС. После подключения Сбербанк автоматически передаёт в налоговую службу сведения о финансовых операциях организации. Все поступления и списания по расчётному счёту размечаются банком — то есть, классифицируются как доходы, расходы и иные операции согласно требованиям ФНС.
3. Автоматический расчёт налогов. На основе данных, которые поступают из Сбербанка, ФНС рассчитывает сумму налогов и страховых взносов, которую необходимо уплатить. Организация получает уведомления о начислениях.
4. Оплата налогов через Сбербанк. Оплату начисленных сумм организация осуществляет через свой расчётный счёт в Сбербанке. Как правило, оплата доступна в один–два клика, поскольку платежи формируются автоматически.
5. Работа в действующем онлайн–кабинете. Организация продолжает использовать свой обычный онлайн–кабинет Сбербанка — отдельный кабинет или отдельный счёт для АУСН не требуется. Все операции по режиму отображаются в текущей инфраструктуре.
Таким образом, взаимодействие с банком при АУСН полностью автоматизировано и сводится к передаче данных, получению уведомлений о начислениях и своевременной оплате налогов через привычные сервисы Сбербанка.



