5 ноября. День в истории Смоленщины

84 года назад (1932) в г. Смоленске открылся Дом печати (позже — типография им. В. И. Смирнова)

tipografiya_smirnova1

Здание было построено в 1932 году на Красноармейской площади (с 1935 Смирнова, ныне Победы). Архитекторы — Нарядчикова С.Д. и Хайкина З.Л. Состояло из двух корпусов: административного в пять этажей и самой типографии в три этажа. Как и большинство сооружений того периода, возведено в стиле конструктивизм. Внешний вид составляли длинные линии сплошного остекления типографии, угловые балконы административного корпуса и соответствующие общему стилю квадратные часы на верхней части фасада.

Типография обслуживала партийные, правительственные и общественные организации. В ней располагались редакции всех областных газет. Выпускались тетради для школьников. С 1936 года -учебники для всей Западной области (в состав входили полностью или частично территории нынешней Брянской, Калужской, Смоленской, Тверской и Ленинградской области. Центр — Смоленск).

В самом начале войны, вследствие авиационного налета, здание было серьезно повреждено. Полностью разрушена административная часть. Восстановлено в 1951 году. Однако к жизни вернули лишь трёхэтажный корпус, и то в сильно перестроенном виде. По послевоенному плану застройки города административный корпус должны были не только восстановить, но и соединить со стоявшим рядом зданием редакции «Красноармейской правды» (ныне студенческой поликлиникой номер 5). Однако это реализовано не было. В середине 2013 года типография покинула здание. На данный момент функционирует как торговый центр.

 

70 лет назад (1946) в г. Вязьме состоялось открытие памятника М.Г.Ефремову, командарму 33-й армии в годы Великой Отечественной войны. Автор-скульптор Е.В.Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский

pamyatnik

В ноябре 1946 года на центральной площади города Вязьмы был торжественно открыт памятник генерал-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Ефремову, сооружённый по проекту народного художника СССР Е. М. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского. Расположен в центре площади на небольшом насыпном холме.

Установленный в 1946 г. на пересечении осей входящих на площадь ул. (Ленина, Парижской коммуны, Марины Расковой, Кронштадтской), памятник хорошо просматривается с различных направлений. Удостоен Сталинской премии в 1947 г.
Высота центральной фигуры 4,3 м; постамента — 3,5 м.

Бронзовая пятифигурная группа установлена на массивный трапециевидный ступенчатый постамент из серого гранита. В композиции, рассчитанной на круговой обзор, изображён смертельно раненый генерал, продолжающий командовать бойцами, которые отстреливаются от врагов, наступающих со всех сторон. Образной трактовке памятника свойственны патетика и детальная проработанность формы.

На постаменте надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

Существует легенда о том, что материал для отливки памятника был собран на улицах послевоенной Вязьмы в виде военного цветного металлолома — различных гильз к стрелковому и артиллерийскому вооружению.

 

119 лет со дня рождения Николая Сергеевича Плотникова (1897-1979), артиста, педагога. Родился в Вязьме

plotnikov

Актёр. Народный артист СССР (24.11.1966). Родился 24.10(5.11).1897 в Вязьме. Член КПСС с 1954. Творческую деятельность начал в 1920 в труппе вАктёр.

Народный артист СССР (24.11.1966). Родился 24.10(5.11).1897 в Вязьме. Член КПСС с 1954. Творческую деятельность начал в 1920 в труппе вяземского Народного театра. В 1922—34 работал в 4-й студии МХАТ (позже Реалистический театр), одновременно в 1922—26 учился в школе МХАТ. В 1934—36 играл в Театре Революции, в 1936—38 — в Центральном театре Красной Армии, с 1938 актёр Театра им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона с успехом играл острохарактерные, комедийные роли. Создал также ряд мягких, глубоко психологических лирических образов. Исполнил роль В. И. Ленина («Человек с ружьём» Погодина).

Среди театральных ролей: Шмага («Без вины виноватые» Островского), Труффальдино («Слуга двух господ» Гольдони), Маякин («Фома Гордеев» по Горькому), Сердюк («Иркутская история» Арбузова), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) и др. Снимался в кино — Эдгар («Семья Оппенгейм», 1939), Кулак («Ленин в 1918 году», 1939), Красавчик Смит («Белый клык», 1946), Синцов («Девять дней одного года», 1962) и др.; за роль Ниточкина («Твой современник», 1968) получил премию на Международном кинофестивале в Карлови-Вари (1968). В 1972 создан телевизионный фильм «Николай Сергеевич Плотников». Преподавал в 1935—37 в актёрской школе Мосфильма, в 1937—39 — во ВГИКе, в 1932—51 — в ГИТИСе (с 1946 доцент). Государственная премия СССР (1947), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1970). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Скончался 3.2.1979 в Москве. Вяземского Народного театра. В 1922—34 работал в 4-й студии МХАТ (позже Реалистический театр), одновременно в 1922—26 учился в школе МХАТ. В 1934—36 играл в Театре Революции, в 1936—38 — в Центральном

 

90 лет со дня рождения Владимира Николаевича Соловьева (1926-1995), смоленского художника. Член Союза художников СССР (1965), доцент СГПИ

soloviev_vn_foto

Родился 5 ноября 1926 года в Баку.В 1945 году окончил Азербайджанское государственное художественное училище, в 1947 году – среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, а в 1953 году – Академию художеств СССР.
С 1953 по 1961 год работал художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР. В 1965 году принят в Союз художников СССР. Избирался в состав правления Смоленской организации Союза художников РСФСР. В 1969 году участвовал в Съезде художников СССР. С 1971 года – доцент Смоленского государственного педагогического института.

 

текст: Семен Писарев

175978175978



1 комментарий

  1. По поводу Дома печати.
    Первое. Во время авиационного налета 29 июня 1941 года здание типографии не пострадало. Это подтверждается немецкой аэрофотосъемкой. Что с ним случилось, пока точно не известно. Скорее всего, было взорвано при оставлении города 15 июня 1941 г. По крайней мере, есть немецкие фото начала оккупации, на которых видно, что руины еще дымятся. В пользу взрыва при отступлении говорит тот факт, что это единственное разрушенное каменное здание в южной части города. Немецкие бомбардировки остальные здания не разрушили, они просто выгорели внутри, а стены остались целы.
    Второе. Здание было восстановлено не в 1951 году, а летом 1942 года, еще во время немецкой оккупации. Есть немецкие фотографии этого восстановленного здания. Именно таким оно и осталось в послевоенные годы.

Добавить комментарий для Сергей Амелин Отменить ответ