Зинаида Климова: «В наш бизнес вложено намного больше труда, чем денег»
Сооснователь сети магазинов «Фыр–фыр» — о своей истории успеха, «как это работает» в Смоленске и о том, чего стоит бояться женщине–предпринимателю
Сооснователь сети магазинов «Фыр–Фыр» Зинаида Климова начала свое дело, когда ей было немногим больше 20 лет, не имея ни внушительного стартового капитала, ни «полезных» связей. Началось всё с маленького магазинчика в подвале одного из жилых домов Смоленска. Сейчас же это сеть магазинов и собственное производство, где изготавливаются шоколад ручной работы, пирожные и торты.
В интервью smolensk–i.ru Зинаида рассказала о своей истории успеха, о том, чего стоит бояться женщине–предпринимателю и какими качествами должен обладать бизнесмен.
— Зинаида, вы довольно рано стали предпринимателем. А учитывая, что ваш бизнес — не «от родителей по наследству», это довольно нетипичная история. Как пришла идея начать собственное дело?
— С семнадцати лет я работала в продажах, но спустя шесть лет мне стало тесно в этой сфере, хотелось расти дальше. Стала размещать резюме на разных сайтах, но вскоре поняла, что никто не готов мне предложить руководящую должность. В компании, где я работала, таких перспектив тоже не было.
В какой–то момент созрело решение: если везде требуется опыт управления, то почему бы самой его себе не создать. При этом каких–то особых опасений не было, потому что я знала: либо у меня появится свое классное дело, в которое я готова вкладывать все силы, либо я получу необходимые навыки для работы управленцем.
— Начинать свой бизнес довольно рискованно, многие боятся вложить и потерять свои деньги. Не было страшно?
— Мой первый магазин находился в подвале жилого дома возле энергоинститута. На его открытие было потрачено всего 60 тысяч рублей. Эта сумма не была значительной даже тогда, в 2013 году. В наш бизнес вложено намного больше личного труда, чем денег.
— Почему вы выбрали именно эту
сферу?
— Подруга предложила открыть магазин по продаже чая. Я сразу сказала: «Давай!» Впоследствии оказалось, что она хочет работать в другой сфере. А для меня это стало главным проектом последних семи лет.
— Говорят, что сложно развивать бизнес в таком небольшом городе как Смоленск. У вас уже три торговые точки, как удалось добиться такого результата?
— Конечно, это не просто, а порой и вовсе приходится очень сложно, мы много работаем. Наша продукция входит в так называемый «небюджетный сегмент». Это десерты и шоколад из самых качественных ингредиентов, что удается достать в Смоленске, элитный чай и кофе «спешиалти» класса. Конечно, с учетом небольших в среднем доходов смолян, не так просто привлечь клиентов, но у нас получается.
— Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные инструменты по продвижению бизнеса? Есть мнение, что на сегодняшний день ими стали соцсети.
— Нельзя сказать, что соцсети это самый большой двигатель любого бизнеса. Единого рецепта нет. Когда выбираешь рекламный канал, то всегда необходимо думать о том, что подходит именно тебе. Если предприниматель продаёт квартиры в новостройках стоимостью 6 миллионов рублей, то он может вложить большое количество денег в рекламу компании. Если, к примеру, такой бизнесмен потратил на продвижение 100 тысяч рублей, а к нему пришел всего один клиент, то этого уже вполне достаточно для окупаемости.
Но когда предприниматель продает чай с пирожными и решил вложить 100 тысяч в рекламу, а к нему пришел всего один клиент, то тут и речи не может быть о какой–либо прибыли.
При среднем чеке в наших магазинах наружную, ТВ, радиорекламу очень сложно окупить. Я всегда считаю, сколько могу потратить на привлечение одного нового клиента. Это очень дорого, гораздо дешевле людей удерживать. Поэтому мы очень много работаем над нашим сервисом, над качеством продукции, чтобы люди возвращались в «Фыр–Фыр» снова и снова. Параллельно мы, конечно, изучаем способы привлечения новых клиентов. Соцсети в этом плане хороши тем, что они довольно бюджетные.
— Ведение бизнеса зачастую связано с бумажной волокитой. Необходимо проходить проверки, грамотно оформлять все документы. Насколько это трудная часть работы предпринимателя?
— В этом вопросе нам очень помог центр поддержки предпринимательства Смоленской области «Мой бизнес». С их поддержкой бизнесменам гораздо легче установить диалог с государством. «Мой бизнес» помогает нам находиться в рамках правового поля.
Кстати, недавно благодаря центру наши сотрудники прошли профподготовку по пожарной безопасности и по охране труда. Была проведена бесплатно спецоценка условий труда.
В основном предприниматели — обычные люди, которые просто хотят заниматься любимым делом. Но когда ты становишься предпринимателем (к примеру, открыл магазин), необходимо исполнять требования пожарной службы, инспекции труда и еще десятка разных инстанций, что очень сложно, особенно на первых порах.
И вот центр «Мой бизнес» как раз и помогает решить эти и многие другие проблемы начинающим и уже опытным бизнесменам. Сейчас, например, мы собираемся с их поддержкой сертифицировать нашу продукцию, чтобы получить возможность выйти на новые рынки продаж.
— Зинаида, есть какие–то особые качества, которыми должен обладать предприниматель?
— Высокий уровень стрессоустойчивости, трудолюбие и постоянное желание учится чему–то новому. Эти три вещи помогут проторить дорожку везде, даже там, где, казалось бы, её нет.
— Сложнее ли женщинам в бизнесе?
— Делать бизнес, конечно, сложно и эмоционально, и физически. Но при этом я избегаю очень многих проблем, с которыми сталкиваются обычные женщины: мне не нужно объяснять работодателю про мою беременность и декрет, никто никогда не скажет, что я на что–то не способна и не определит за меня «потолок» возможностей. Мы с партнёром создали женскую компанию и всегда готовы поддержать наших сотрудниц. Например, оказываем дополнительную помощь девочкам, которые идут в декрет.
На мой взгляд, главное, чего стоит бояться женщине–предпринимателю, чтобы с ней рядом оказался не тот мужчина. Если он будет ждать от нее, что она сможет и заниматься бизнесом, и взвалить на себя все домашние хлопоты, то будет очень сложно.
Бизнес — круглосуточная работа. Если на тебя еще ложится необходимость потрясающе выглядеть, готовить «первое–второе–третье–компот», одной заниматься детьми, то справиться едва ли получится.
— У вас в этом смысле всё в порядке?
— Да. Мы с мужем делим домашние дела пополам. Он не занимается со мной бизнесом. Он программист. Мы на пороге договорились, что вместе работать не будем. Со стратегической точки зрения это очень верное решение. Когда возникают какие–то проблемы у него, то поддерживаю семью я, а если наоборот, то он всегда готов помочь. Это очень стабильная система, всем рекомендую.
— Почему вы называетесь «Фыр–фыр»?
— Здесь нет никакой интригующей истории. Это короткое, запоминающееся название и больше ни у кого такого нет.
— Что вы можете посоветовать тем, кто только собирается стартовать в предпринимательстве?
— Я бы посоветовала для начала поработать по найму в тех направлениях, которые интересуют, посмотреть на всё изнутри. Этот опыт сыграет вам на руку. Вы получите возможность оценить, какие ошибки допускали работодатели по отношению к вам, чтобы не повторять их в своем бизнесе. Узнаете, как работают все процессы в этих компаниях, многому научитесь.
Я несколько лет работала в продажах, это очень сильно помогает мне сейчас. Овчинников, прежде чем открывать свою «Додо Пиццу», работал в «Макдональдсе». Множество моих знакомых предпринимателей в начале своего пути трудилось в каких–то фирмах по найму. В этом плане так не любимая многими работа «на дядю» даёт неоценимый опыт. И его можно получить бесплатно, просто принося пользу тому, кто тебя обучит.
— Какие у вас планы на будущее?
— В этом году наша компания будет выходить на маркетплейсы, расширять сегмент онлайн–торговли. Сейчас онлайн–продажи занимают около 13% от основного торгового оборота. Я хочу нарастить эти объемы как минимум в два раза. Наша цель — выйти за рамки одного города, получить возможность работать по всей России.
беседовала Ия Ястребкова