Вусат Мамедов: «Предпринимательство — лучшее поле для развития своих идей»

Как наладить сбыт продукции на все континенты, почему интернет–маркетинг несравнимо лучше классического и когда смоленские соки KRAL будут продаваться на Alibaba и Amazon?

Вяземский завод по производству натуральных соков «Крал–консерв» работает в Смоленской области с 2009 года. За это время соки под брендом КRAL успели попробовать жители стран Европы, США, Китая, Австралии и многих других. К настоящему времени завод производит 7 миллионов литров соков в год, однако не планирует останавливаться на достигнутом. В планах компании — как минимум утроение рынков сбыта в планетарном масштабе. Для этого, в частности, ведётся строительство ещё одного завода там же, в Вязьме.

Как удалось наладить сбыт продукции на все континенты, почему интернет–маркетинг несравнимо лучше классического и когда соки KRAL будут продаваться на Alibaba и Amazon? Об этом в интервью smolenski.ru рассказал основатель и генеральный директор «Крал–консерв» Вусат Мамедов.

— Вусат, как вы стали предпринимателем? Почему бизнес, а не медицина, например, или юриспруденция?

 — В моём случае — почему бизнес, а не банк (улыбаетсяавт.) Я окончил Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина по специальности «банковская система». В летний период студентом проходил стажировку в банке, но уже в 20 лет понял, что такая работа не для меня. Я люблю создавать, а предпринимательство — лучшее поле для развития своих идей.

— Один из самых интересных моментов в бизнесе — его рождение и становление. Какая история была у вас?

— В 2009 мы создали торговую марку KRAL и договорились с одним заводом, который начал производство сока под нашей маркой в Московской области. В первый же год работы начали активно рекламировать продукцию через интернет (в 2009 году в России это ещё не было так развито). В результате на нас вышла компания из Латвии, и летом 2009–го мы отправили ей первый экспортный заказ. Потом появились компании из Литвы, Польши, США и других стран.

За полтора года мы нарастили клиентскую базу, в ноябре 2010 года решили создать собственное производство в Смоленской области, в городе Вязьме. И уже девять лет успешно работаем на Смоленщине.

— Что было самое сложное на первоначальном этапе?

— Держать высокое качество на конкурентном рынке и при этом зарабатывать.

— Вам кто–то помогал на старте?

— Да, мой отец, он же — один из учредителей компании. Помимо него, бесценные советы давали наши партнеры из Латвии. Для меня, тогда 25–летнего руководителя, изучение опыта иностранной компании (по упаковке чая) оказалось очень полезно. В частности, я учился тому, как адаптировать наш продукт под европейский рынок, как выйти на рынки других стран.

— В Смоленской области с компаниями–экспортёрами активно работает региональный Центр поддержки экспорта и предпринимательства. Как строятся ваши взаимоотношения?

— Первый наш контакт с администрацией по линии Центра состоялся в 2017 году. И с тех пор мы ощущаем поддержку буквально на всех уровнях. Мы чувствуем, что губернатор Алексей Владимирович Островский заинтересован в развитии АПК Смоленской области, и это передаётся на все уровни власти. К примеру, благодаря Центру поддержки экспорта мы заключили контракт с Вьетнамом и отправили первый контейнер с нашей продукцией в эту республику. (Вьетнамская делегация побывала в Смоленске с деловым визитом в августе этого года; больше всего её участникам понравились ягодные нектары KRALавт.).

Помимо Центра экспорта, в области работает и еще ряд организаций, которые помогают бизнесу развиваться. Это и областной фонд поддержки предпринимательства, где можно получить микрозаймы под выгодные проценты. Это и Центр поддержки предпринимательства, который поможет с сертификацией, патентами, юридическими и бухгалтерскими консультациями, маркетинговыми исследованиями и еще много чем. Главное – не стесняться обращаться: специалисты в организациях очень квалифицированные.

В целом, могу сказать, что все вопросы в ходе нашего взаимодействия решаются более чем оперативно и продуктивно. Честно говоря, такого подхода мы даже не ожидали, и поэтому это вдвойне приятно.

— В какие страны вы экспортируете свою продукцию к настоящему моменту?

— Наша продукция экспортируется в 15 стран мира: США, Китай, Германия, Австралия, Вьетнам, Малазия, Греция, Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Белоруссия, Казахстан, Таджикстан и Польша.

— А в Смоленске где можно купить соки КRAL?

— На территории Смоленской области мы представлены в федеральных сетях «Лента» и «Красное & Белое». В этих магазинах всегда можно найти нашу продукцию.

— Насколько сложно сегодня выйти на зарубежные рынки с таким товаром как сок?

— Для выхода на мировой рынок нужно соблюдать два условия. Первое — обеспечивать высокое качество продукции. Задача для производителя сложная, а производителя–экспортера — архисложная. На первоначальных этапах мы преодолели немало препятствий, но в конечном итоге вывели качество нашей продукции на должный уровень. И именно, благодаря качеству наших соков мы нашли своего покупателя в разных уголках мира и успешно развиваемся последние 9 лет.

Второе условие — активно работать в интернете. Замечу, что 13 из 15 государств, где мы сейчас представлены, нашли нас именно через интернет. В наше время виртуальный мир абсолютно победил классический способ маркетинга (выставки, «холодные звонки» и т.д.). Как сказал Билл Гейтс: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!»

— А ваша стратегия, скажем, на пять лет вперед — насколько она амбициозна?

— Глобальная задача компании — быть представленной в 50–ти странах мира до 2025 года. В рамках данной стратегии в 2020 году мы совместно с Центром поддержки экспорта будем усиливать рекламу в интернете. В частности, на таких B2B площадках как Alibaba, Amazon и других.

— Тем не менее, конкуренция на рынке достаточно велика. Что позволяет вам уверенно себя чувствовать?

— Как я говорил выше, самое важное — это высокое качество продукции. Потенциального покупателя можно обмануть только один раз, второй раз он некачественный продукт уже не купит. Мы все 10 лет своей работы во главу угла ставим качество продукции и приемлемую цену. А на качественный продукт, как известно, покупатель всегда найдётся.

— На последнем инвестиционном форуме «Сочи–2019» вы с губернатором Островским пожали друг другу руки и анонсировали строительство в Смоленской области нового завода по производству соков и лимонадов. Благодаря чему стало возможным расширение производства?

— Мы наблюдаем рост экспорта нашей продукции и рост внутренних продаж, в связи с чем видим большой потенциал для развития. В конце 2017 года мы приняли стратегическое решение о строительстве абсолютно нового завода с современной технологией. Администрация Смоленской области и администрация Вяземского района оперативно помогли нам в решении земельного вопроса. Мы получили 3 гектара земли, и в 2018 году на ней в буквальном смысле ничего не было — просто росла трава…

На данный момент уже построен первый корпус завода площадью 2 тысячи квадратных метров, обустроена вся инфраструктура, подведены все сети (газ, свет, вода и канализация). В первом корпусе нового завода уже началась работа в лёгком режиме, там трудятся 43 человека.

Алексей Владимирович Островский этим летом проинспектировал наше предприятие во время пуско–наладочных работ. Такое внимание губернатора для нас очень ценно, оно придаёт дополнительную мотивацию для развития производства.

В настоящее время идёт строительство второго корпуса — к концу июля 2020 года планируем его закончить и смонтировать линию розлива соков в тетра–пак. Если говорить о проекте в целом, он рассчитан на период до 2023 года. В планах ещё — 3–й и 4–й корпус (в совокупности — 11 тысяч квадратных метров площади), в которых будут работать 170–200 сотрудников.

— Как руководитель вы принимаете ключевые, важные решения лично или с кем–то советуетесь? И есть ли у вас авторитеты в мире бизнеса?

— Важные решения я принимаю совместно с ключевыми сотрудниками компании. Что же касается авторитетов, считаю, что все бизнесмены, добившиеся международного успеха, могут в каком–то роде быть людьми, чьё мнение интересно читать и брать на заметку.

— Как вы подбираете персонал? Есть принципы, обязательные критерии — как понять, что это ваш человек? И сложно ли расстаться с нерадивым сотрудником?

Сотрудников мы подбираем по базовым критериям, а после этого сами обучаем их «деталям» нашего бизнеса. При принятии человека на работу мне важно, чтобы он мог слушать чужое мнение и одновременно брать на себя ответственность, мог быть максимально спокойным и в кризисной ситуации спокойно решать поставленную задачу. Остальное приходит с опытом. А с сотрудниками, которые на каком–то этапе отходят от нашей философии, расставаться не сложно.

— Какую роль, по–вашему, играет в бизнес–проекте правильно подобранная команда?

— Правильная команда — это огромная часть успеха, вне всяких сомнений. Вижу это как на собственном примере, так и на примере своих знакомых предпринимателей.

— Вусат, и напоследок, если можно, поделитесь с начинающими предпринимателями слагаемыми успеха бизнес–проекта, который одни только–только начинают, а другие пока лишь мечтают о собственном бизнесе.

— С удовольствием. Для того чтобы проект стал успешным, необходимо а) качественная продукция, б) сплоченная команда профессионалов и в) идейный вдохновитель команды. Если всё это есть — дерзайте, и у вас обязательно получится!

Предприниматели до сих пор часто ассоциируют господдержку только с грантами и субсидиями. А это уже давно не так. Сегодня у бизнеса есть возможность получить бесплатно услуги, за которые раньше нужно было платить. Например, государство может оплатить застройку стенда на выставке, юридические и маркетинговые консультации, оформление лицензий и сертификатов.
***
Центр «Мой Бизнес»: Смоленск, ул. Тенишевой, 15, 8 этаж.
Единый номер поддержки бизнеса в Смоленской области: +7 (4812) 638-038 (доб. 6)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!

314290314290






Комментировать

Войти с помощью: 



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: