Смоленский авиационный завод: история и современность

Антон САВЕНОК

8 ноября исполнилось 98 лет со дня основания Смоленского авиационного завода — крупнейшего промышленного предприятия Смоленска и области. За эти годы заводом было вписано немало ярких страниц в становление и развитие авиационной отрасли Советского Союза. Да и в современной России Смоленский авиазавод не потерялся в годы лихолетья и по настоящий день продолжает оставаться настоящим флагманом всей региональной промышленности.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Идея организации в Смоленске авиазавода принадлежала нашему земляку Михаилу Тухачевскому. Будущий самый молодой маршал страны, предвосхищая огромное значение авиации для нужд Красной армии, в письме от 12 апреля 1923 года просит Смоленский Губернский исполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения под Ремвоздухмастерские № 2, которые позже будут развернуты в авиационный завод.

Отказать командующему войсками Западного фронта в те годы было невозможно, и в 1924-1925 годах управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 года началось собственно строительство. Руководил масштабной стройкой А. Д. Муратов — военный летчик, участвовавший еще в Первой мировой войне. После революции 1917-го года он целый год воевал против большевиков в составе колчаковской армии, но затем перешел, а точнее, перелетел на сторону Красной армии вместе с еще несколькими военлетами.

В течение 1925-1926 годов были выстроены основные цеха: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.

И вот 8 ноября 1926 года при большом стечении народа состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей. Начальник треста Промвоздух, который занимался ремонтом и эксплуатацией старого авиационного парка и развитием нового, на заседании бюро ячейки ВКП(б) завода в июле 1927 года говорил: «Ремонтирует самолеты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов».

Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, а также авиадвигатели для машин М-5, М-11, М-17 и М-34.

1 июня 1928 года Ремонтно-авиационный завод № 3 был переименован в Завод № 35.

28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им. Менжинского на завод № 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода № 35 был утвержден известный в будущем советский авиаконструктор Владимир Чижевский.

БОК завода № 35 начало свою работу с модернизации гондолы стратостата СССР-1, её предполагалось использовать для стратостата СССР-1бис, который 26 июня 1935 года поднялся на высоту 16 000 метров. В Смоленске были разработаны и построены такие уникальные летательные аппараты как первый советский стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолёт «Летающее крыло» БОК-5, высотный самолёт БОК-7, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3. Испытывать экспериментальные самолёты в Смоленск приезжали такие легендарные летчики как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Полина Осипенко, Георгий Байдуков, Петр Стефановский, Сергей Данилин, Иван Спирин, Александр Беляков. Все они в будущем были удостоены высочайшей награды — звания Героя Советского Союза.

В феврале 1938 года БОК переводится из Смоленска в подмосковные Подлипки и вводится в состав КБ-29.

Зимой 1937-1938 годов на завод приходит еще одно важнейшее задание: изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В состав экспедиции на ледоколе «Таймыр» был откомандирован специалист по эксплуатации приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. После успешного завершения экспедиции в апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.

В 1938-1939 годах смоляне освоили ремонт самолётов СБ, И-15, И-16, моторов М-100 и М-25. Самолёт БОК-15 , создававшийся для кругосветного перелёта и установления рекорда по дальности перелёта, создавался под руководством Чижевского, но после его ареста проект дорабатывали другие конструкторы. В процессе лётных испытаний обнаружился высокий расход моторного масла. Кругосветный перелёт не успели провести до начала войны, само воздушное судно не сохранилось.

Великая Отечественная

В 1939-1941 годах на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. В первые недели войны фронт стремительно приближался к Смоленску. Завод надо было срочно эвакуировать. Штат строившегося в городе Куйбышеве завода № 122 уже 7 июля 1941 года пополнила первая часть эвакуированных работников Смоленского завода. В целом же смоляне составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные с завода № 35 оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941 года коллективы заводов № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы.

Более пятисот сотрудников предприятия ушли на фронт, некоторые из них работали в составе авиаремонтных бригад. Когда 25 сентября 1943 года Смоленск был освобождён, стало ясно, что предприятие фашисты сравняли с землёй. Из 23 производственных построек не осталось ни одной. Ущерб был оценён в 46 миллионов рублей. По ходатайству директора предприятия М. А. Филатова Государственный комитет обороны выпустил постановление от 3 февраля 1944 года, а 10 марта того же года был издан Приказ № 181 Народного комиссариат авиационной промышленности СССР о создании в Смоленске авиаремонтного завода. Весной 1944 года, прямо под открытым небом, начался ремонт самолётов Ил-2, Ла-5, Ла-7, Як-7, которые с завода улетали на фронт.

Возвращение к мирной жизни

По окончании войны в 1946-1947 годах на заводе был освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), велись работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.

Завод приступил к производству оборудования для аэродромов: бензообогревателей, лестниц-стремянок, ремней безопасности для пилотов, самолётных колодок, подъёмников, уголковых отражателей, лыж, а также и запасных частей для самолётов По-2. Выпускались крупные партии стартовых тележек для реактивных двигателей. За период с 1950 по 1965 год изготовлено 6 тысяч комплектов. В номенклатуре продукции завода присутствовали также специальный кузов для прожекторных установок ЛУЧ-1, установка для диагностики гидросистемы самолётов и другая продукция. Из эвакуации вернулись многие специалисты и квалифицированные рабочие. Заново строились и оснащались цеха завода, что позволило с 1949 года начать производство планёров А-2 и ВА-3/48, а также планёров-мишеней ПМ, разработанных конструктором Григорием Бакшаевым.

В 1954 году на завод пришло новое ответственное государственное задание. Приказом Министерства авиационной промышленности СССР № 352 от 3 июня 1954 года предприятию была определена новая специализация в рамках задач повышения обороноспособности. Для новых целей были созданы плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный цеха. К 1956 году Смоленский авиазавод достиг довоенных объёмов выпуска продукции.

В 1960 году на авиационном заводе было организовано специализированное электротехническое производство по выпуску автоматических установок и наземных комплексов, систем электропитания и автоматического контроля, счетно-решающих устройств. В дальнейшем это производство выделилось в самостоятельное крупное и передовое предприятие — завод «Измеритель».

Смоленский авиационный завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В нашем городе была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.

С 1965 года завод осваивает серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40.

В 1966-1968 годах по разработке ОКБ А.Н. Туполева были выпущены аэросани-амфибии для использования в северных регионах СССР. Помимо этого они поставлялись и на экспорт (в Финляндию).

С 1967 года на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.). Все мальчишки в 70-х годах прошлого века были счастливы получить в подарок значки, выпущенные по мотивам самого известного советского мультика — «Ну, погоди!» Такие сувениры были предметом зависти жителей соседних регионов, хотя поставлялись они во многие города Советского Союза.

В отдельные годы объем выпуска такой продукции превышал 1 млн. штук. За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Золотой век авиационного: 70-80-е

В 1972 году предприятие в короткие сроки подготовило и запустило в производство лёгкий пассажирский четырёхместный самолёт Як-18Т. Он совершил свой первый полёт весной 1973 года. К 1983 году выпуск составил почти 500 экземпляров. Данные учебно-тренировочные машины использовались во всех лётных училищах советской Гражданской авиации. Кроме того, в 1973-1974 годах для спортивно-пилотажного учетно-тренировочного самолёта Як-50 на заводе была изготовлена опытная партия крыльев.

К XXV съезду КПСС в 1975 году трудовой коллектив предприятия досрочно выполнил задание по изготовлению стреловидного крыла, оперения и мотогондол среднемагистрального пассажирского самолёта Як-42. 26 октября 1976 года первый предсерийный лайнер поднялся над аэродромом Смоленского авиазавода. Предприятие производило готовые Як-42, а также комплекты консолей крыла. В рамках производственной кооперации они поставлялись на Саратовский авиазавод. Начиная с 1982 года в Смоленске для Як-42 осуществлялось только изготовление консолей крыла и воздушных каналов среднего двигателя

Начиная с 1980 года, на заводе разворачивается изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета «Буран».

В 1984 году начинается подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика», разработанного экспериментальным машиностроительным заводом им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся 16 августа 1988 году. Этот самолёт по кодификации НАТО получил наименование Mystic-B. М-55 проводил мониторинг воздушной среды, суши, водных бассейнов в стратосфере на высотах до 20 километров. Кроме того, он применялся в качестве ретранслятора для обеспечения связи.

Как пережить перестройку?

С началом перестройки в СССР на волне модной тогда темы разоружения конверсия военной промышленности стала настоящей «идеей фикс» на фоне либерализации экономики. Был прекращён выпуск наиболее технологичных моделей военной техники. На Смоленском авиазаводе в рамках конверсии было открыто производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для текстильной и лёгкой промышленности.

В 1992 году на предприятии организована доработка пассажирских самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с повышенным объёмом топливных баков. В 1993 году возобновлено производство самолётов Як-18Т для поставки на экспорт, выпущена опытная партия легкомоторных самолётов Як-112 разработки ОКБ имени А. С. Яковлева.

28 декабря 1993 года в Смоленске впервые поднялся в воздух лёгкий многоцелевой самолёт СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На Смоленском авиационном заводе было начато его серийное производство. В 1995 году был изготовлен патрульный вариант СМ-92П для Федеральной погранслужбы РФ. В 1995 году был выпущен опытный самолёт СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т. Смоленский авиазавод принял участие в создании первого опытного учебно-боевого самолёта Як-130, разработанного ОКБ имени Яковлева при участии итальянской компании Aermacchi. Як-130 совершил первый полёт 26 апреля 1996 года.

С 1996 года производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.

В 2000 году совместно с ОКБ «Сухого» был создан сельскохозяйственный самолет СУ-38. Тогда же было возобновлено изготовление товаров народного потребления: оборудования для легкой промышленности, широкого ассортимента складной металлической мебели и товаров для рыбалки.

В 2002 году завод принимает участие в программах «Як-130» и «ТУ-154М» по изготовлению законцовок крыла. 6 марта 2002 года первый полет совершает СМ-92Т «Турбо-Финист» — семиместный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на региональных авиалиниях, для патрулирования, тренировки парашютистов.

В 2003 году ОАО «СмАЗ» представил на авиасалоне МАКС-2003 семейство новых самолетов, изготовленных по разработке ООО «НКФ «Техноавиа» (главный конструктор – В.П. Кондратьев): СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т «Турбо-Финист».

В составе КТРВ

В мае 2004 года Указом президента Владимира Путина смоленское предприятие было включено в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Летом 2004 года проведены испытания шестиместного гидросамолёта СМ-92 на поплавковом шасси, обеспечивающем посадку на воду, и СМ-92 — амфибийный вариант, обеспечивающем посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки. В сентябре 2004 года завод принимает участие в Гидроавиасалоне-2004, а в декабре того же года участвует в III Международном Сибирском авиационно-космическом салоне «САКС-2004», где представляет направление лёгкой авиации.

В 2006 году Смоленский авиазавод выиграл тендер на поставку самолётов первоначального обучения и заключил контракты на поставку самолётов Як-18Т 36-й серии лётным училищам гражданской авиации. В рамках контрактов было изготовлено 60 и модернизировано 11 самолётов.

18 декабря 2008 года самолёт СМ-92Т был сертифицирован для пассажирских перевозок, ООО НКФ «Техноавиа» получила сертификат типа Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) № СТ294-СМ-92Т. 26 мая 2009 года было создано совместное российско-чешское предприятие «CONSUL GROUP OF COMPANIES S.R.O» с участием чешской фирмы «Orbis Avia». Оно производило самолёты СМ-92 «Финист». За постоянное участие в Международном авиационно-космическом салоне («МАКС») в 2013 году ОАО «СмАЗ» было награждено дипломом и юбилейной медалью «МАКС 20 лет».

23 июля 2015 года предприятие было переименовано в Акционерное общество «Смоленский авиационный завод». В 2020-х годах завод продолжил работу по развитию малой авиации и обеспечению государственного оборонного заказа.

Новые реалии — новые задачи

С началом в феврале 2022 года специальной военной операции роль и значение смоленского предприятия и выпускаемой им продукции кратно возросла. Основными целями и задачами стало обеспечение Гособоронзаказа, которым завод обеспечен на несколько лет вперед.

В связи со столь масштабным увеличением портфеля заказов в рамках Гособронзаказа рабочий коллектив Смоленского авиационного завода на протяжении последних двух лет постоянно увеличивается. Стабильно растет на СмАЗ и заработная плата.

Рост производства, а, соответственно, и доходов предприятия позволили значительно повысить суммы налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, в том числе и в бюджет Смоленской области.

24 марта 2022 года Смоленский авиазавод был включён в санкционный список США, 27 июня 2022 года — в санкционный список Канады, 18 декабря 2023 года к санкциям против смоленского завода присоединился Евросоюз. Причина проста — наше предприятие работает на нужды нашей армии, а значит и Родины. Официально озвученный повод звучал так: смоленский авиазавод «производит ракеты, используемые ВС России в зоне СВО».

Также, по аналогичным основаниям, предприятие находится под санкциями Украины, Японии и Швейцарии.

Но, не смотря на всевозможные препоны, чинимые флагману смоленской промышленности, завод продолжил наращивать свои производственные мощности. Однако это, в свою очередь, потребовало решения вопроса об обеспечении предприятия квалифицированными инженерными кадрами. И здесь отрадно отметить то, что этот вопрос (как и многие другие вопросы, которые раньше могли годами ждать своего решения) быстро преобразовался в практические дела.

МАИ + СмолГУ = успех

В апреле 2023 года Смоленщину посетил председатель российского правительства Михаил Мишустин. Среди прочего им совместно с главой региона Василием Анохиным было озвучено предложение по подготовке специалистов для Смоленского авиационного завода по сетевой программе обучения МАИ и СмолГУ.

Не откладывая дело в долгий ящик, эта программа была утверждена в федеральном министерстве образования, и уже летом 2023-го года были отобраны первые 50 будущих инженеров-авиастроителей. Их подготовка ведется по двум техническим специальностям: «самолето- и вертолетостроение» и «проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» — по 25 человек на каждую. После выпуска их трудоустроит Смоленский авиазавод. Обучение всех студентов, отметим особо, бюджетное. Соответственно и спрос с ребят серьезный.

Сетевая программа «Самолетостроение» включает изучение устройства летательных аппаратов и их систем, методов проектирования, математического моделирования, применения композиционных материалов и современных цифровых технологий (VR/AR) в авиастроении. Также студентам предстоит постичь основы разработки проектно-конструкторской и технической документации, формирования требований к эксплуатации, ремонту и обслуживанию самолетов, сообщили в МАИ. На программе «Пилотируемые и автоматические космические аппараты и системы» будут изучаться методы разработки и проектирования объектов ракетно-космической техники, особенности функционирования различных бортовых систем.

Обучение осуществляется по целевому договору со Смоленским авиационным заводом. Такой вид подготовки предполагает заключение договора со СмАЗ, и гарантированные трудоустройство на предприятии по окончании обучения. Кроме того, целевое обучение по сетевым программам обладает и другими преимуществами: высокие стипендиальные выплаты от предприятия в дополнение к государственной академической стипендии студента, оплата общежития для иногородних студентов, оплата проезда студентов до Москвы во время обучения. МАИ базовый вуз — то есть университет, который осуществляет зачисление абитуриентов, проводит обучение по специальным дисциплинам и выдает дипломы выпускникам.

Общеобразовательные дисциплины студенты изучают в СмолГУ, который является вузом-партнёром. СмАЗ — работодатель, где проходят практики после 4 и 5 курсов, а после 2 курса студенты уже могут трудоустроиться на завод. Таким образом реализуется возможность получать реальные навыки на предприятии уже во время обучения.

В 2024 году обучение специалистов для смоленского авиационного завода получило свое дальнейшее развитие. В июле смоленский губернатор Василий Анохин встретился с ректором МАИ Михаилом Погосяном. Вот, что писал об этой встречи глава региона в одной из своих соцсетей.

«В прошлом году на программы вузов был большой конкурс — почти пять человек на место. Поступили лучшие с высокими баллами ЕГЭ. Для ребят уже проведены профориентационные мероприятия на СмАЗ, выездные занятия в МАИ для погружения в атмосферу университета.

На встрече отметили, что реализация совместных образовательных программ идёт успешно. С учётом высокого интереса абитуриентов к ним и растущих кадровых потребностей завода набор студентов в 2025 году решили увеличить. Благодарю Михаила Аслановича и МАИ за эффективную совместную работу! Наш проект внесёт серьезный вклад в развитие авиационного завода и поможет талантливым смоленским ребятам успешно реализовать себя на родной земле».

ректор смолгу Михаил Артеменков

Каковы же первые итоги совместной целевой сетевой программы по обучению будущих инженеров-самолетостроителей и специалистов в ракетно-космической отрасли? Об этом в июне 2024 года рассказал ректор СмолГУ Михаил Артеменков:

«Пятьдесят ребят, которые поступили на программу, дошли до конца первого курса и сдают вторую сессию. Конечно, спрашивать надо у ребят, только они могут дать главную оценку нашей работе. Но по моему общению со студентами есть два вывода. Первый: «Нас не обманули». Всё, что обещали, вузы реализовали. Вряд ли кто-то из студентов имеет возможность на первом курсе встретиться и поговорить с ректорами двух вузов, вряд ли кого-то приветствовал губернатор региона — а у ребят это было, это важно, что они видят внимание к себе. Второе: ребята оказались включены в жизнь обоих вузов и обрели себя в рамках СмолГУ и взаимодействуют с МАИ. Современное образование — это не только время за партой и конспектами, но и большая внеучебная и научная жизнь. Всё это у ребят есть в полном объёме».

Что ж, свою почти уже вековую дату СмАЗ встречает в положительной динамике. Госзаказы растут, количество рабочих мест увеличивается, а скоро его ряды пополнят прекрасно подготовленные высококвалифицированные инженерные кадры. Будем надеяться, что у Смоленского авиационного впереди большое будущее.

Материал подготовлен на основании информации официального сайта Смоленского авиационного завода, а также других источников, находящихся в свободном доступе.

569820569820