Правительство увеличит помощь регионам-лидерам

admin

Субъектам РФ прививают интерес к поиску инвестиций.Кабинет министров намерен увеличивать федеральную помощь регионам, лидирующим по уровню привлечения инвестиций, Российская газета.

Вчера правительство обсудило, каким образом нужно совершенствовать межбюджетные отношения, чтобы стимулировать субъекты к развитию инвестиционного климата на местах и привлечению все новых и новых инвестиций. В предыдущие два года федеральный бюджет выделил в общей сложности 20 миллиардов рублей для тех регионов, которые увеличивали свой налоговый потенциал. «В результате поддержку получили 32 региона, — напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев. — Наибольший объем был предоставлен Калужской области — 2,6 миллиарда рублей, Тюменская область получила 2,5 миллиарда и ряд других крупных территорий получили более 1 миллиарда рублей соответствующей поддержки».

Кроме того, регионы получали субсидии по результатам оценки эффективности региональных органов власти. — Сейчас предлагается эти механизмы объединить и одновременно рассмотреть вопрос о возможном увеличении финансирования, — подчеркнул глава правительства.

Средства должны пойти на создание новых производств и рабочих мест в сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе, в области инноваций, модернизации инфраструктуры, а также в отдельных отраслях промышленности. Также федеральный центр хочет расширить перечень субсидий, распределяться которые будут путем утверждения приложений к закону о бюджете. «Это позволит повысить эффективность поддержки и сконцентрировать эту поддержку на приоритетных направлениях, — уверен премьер. — Надеюсь, что регионы смогут строить свои планы на более длительный срок, что для инвестиций крайне необходимо, получат они и большую оперативность в принятии решений, и должны будут более четко отвечать за те решения, которые приняты с их участием».

— Нужно искать золотую середину между выравниванием бюджетной обеспеченности и стимулированием, — указал Дмитрий Медведев. — Нужно, с одной стороны, гарантировать равные стартовые возможности, единые стандарты жизни на всей территории страны, а с другой стороны, предоставить субъектам возможность самим зарабатывать деньги.

По словам министра финансов Антона Силуанова, при рассмотрении вопроса о роли межбюджетных отношений в инвестиционном стимулировании субъектов нужно рассматривать два инструмента.

Во-первых, это налоговое стимулирование. Сегодня объем поступлений в консолидированные бюджеты регионов зависит от деятельности властей в регионах, а основными источниками являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги и также специальные налоговые режимы. «Объем этих источников составляет 91 процент от общего дохода в консолидированном бюджете субъектов», — подчеркнул министр.

Второй инструмент — межбюджетные трансферты и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Часто за эти трансферты министерству финансов, напомнил Силуанов, приходится выслушивать критику — мол, они не придают регионам мотивации для наращивания налогового потенциала. На практике снижение дотаций обычно компенсируется другими источниками, а налоги все равно остаются основной доходной статьей регионов.

«Таким образом, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не демотивируют развитие налогового потенциала», — заключил Силуанов, сообщив тут же, что межбюджетные траснферты не только будут сохранены, но еще в будущем в них начнут учитывать налоговые льготы регионов. Это, прежде всего, коснется субъектов в стратегически важных для страны регионах. Например, на Дальнем Востоке и Забайкалье, где региональные власти смогут давать налоговые льготы значимым инвестиционным проектам, а выпадающие доходы будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов.

Еще одна задача — повысить самостоятельность субъектов в использовании трансфертов, дотаций и субсидий. На конец 2012 года регионы так и не воспользовались помощью на 242 миллиарда рублей, из которых 165 миллиардов составили именно инвестиционные субсидии и субвенции. Теперь минфин предлагает сконцентрировать их таким образом, чтобы в бюджетном цикле 2014-2016 годов одна субсидия соответствовала одной госпрограмме.

Вчера же правительство без лишних споров утвердило государственную программу «Юстиция», на реализацию который до 2020 года будет выделено 2 триллиона рублей. По словам министра юстиции Александра Коновалова, в заявленные сроки удастся в два раза увеличить численность адвокатского корпуса в стране и в 1,6 раза — количество нотариусов.

Также планируется постепенный переход к адвокатской монополии на юридические консультации и представительство интересов бизнеса в судах. Сейчас же, заметил министр, есть такие консультанты, которые не имеют адвокатского статуса, чего нет нигде в мире.

Затронет госпрограмма и пенитенциарную систему, где, как считает Коновалов, особое внимание должно быть уделено сохранению динамики снижения числа осужденных к реальному лишению свободы и тенденции снижения уровня преступности. К тому же к 2016 году в соответствии с требованиями законодательства необходимо привести условия содержания в следственных изоляторах. Не обойдено вниманием социальное положение сотрудников Федеральной службы судебных приступов. Сегодня средняя зарплата пристава в 2,5 раза ниже, чем у лейтенанта полиции.

— Хорошая программа, придраться не к чему, — одобрил документ Дмитрий Медведев.
Кстати

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова уверяет, что управлять руководителями страны, выборочно предоставляя им информацию, невозможно. «Невозможно манипулировать политиками того уровня, о котором мы говорим. Это, честно вам скажу, иллюзия, сильное преувеличение, — заявила она в интервью «Голосу России». — Во-первых, они получают информацию из очень большого количества источников, а не только от своего пресс-секретаря. Если говорить о Дмитрии Анатольевиче, он активный пользователь интернета, поэтому легко собирает все мнения и все, что есть по этому поводу. Поэтому сделать вид, что есть, например, в общественном восприятии только такая линия, почти невозможно, потому что он тут же скажет, мол, я читал, смотрел, и здесь говорится совершенно другое».

Ни Дмитрий Медведев, ни в свое время Владимир Путин не запрещали высказать ей свое мнение. Иногда даже была возможность переубедить их по каким-то вопросам. «Если у меня были какие-то сомнения по тому или иному поводу, я всегда могла их высказать и высказываю до сих пор, — сказала Тимакова. — Но здесь есть важный момент. Все это можно высказывать в процессе обсуждения, но если твой руководитель принял решение и считает, что оно должно быть именно таким — извините, ваше собственное мнение по этому поводу остается вашим собственным мнением». Мнение со стороны, например, в Интернете, Дмитрий Медведев воспринимает по-разному. На критику он обращает внимание, но вот обычное бытовое хамство, призналась Тимакова, премьера расстраивает.

Текст: Владимир Кузьмин
Российская газета

2579225792