Лидеры смоленского экспорта: «мозги», оружие, электроника и не только
Объём поддержанного экспорта Смоленской области (а это все международные контракты смоленских компаний, заключенные при поддержке регионального Центра поддержки экспорта) в текущем году превысит один миллиард рублей, что в два с лишним раза больше уровня 2019 года (400 миллионов рублей). Этот рост идёт вопреки всем негативным трендам в экономике, связанным с пандемией коронавируса. И сегодня уже можно громко констатировать: те смоленские компании, которые имеют в своём портфеле продаж экспортные контракты, переживают времена «смуты» куда лучше остальных.
Итогам экспортного развития смоленского бизнеса (малого и среднего) была посвящена церемония торжественного награждения победителей регионального конкурса «Экспортёр года — 2019», прошедшая в конце минувшей недели в Смоленске. Из–за коронавируса мероприятие откладывалось в течение полугода, и вот, в начале октября лидеры смоленского экспорта всё же смогли встретиться в оффлайне, поздравить друг друга с новыми победами и достижениями, поделиться планами на будущее и сверить часы с Центром поддержки экспорта Смоленской области — главным проводником местного бизнеса на международные рынки.
Лучших экспортёров чествовали в семи номинациях: среди промышленных предприятий и сельхозтоваропроизводителей, компаний сферы услуг и высоких технологий, «Прорыв года» (быстрый рост экспортной выручки или географии присутствия на рынке), а также двух специальных — «Поехали» имени Ю.А. Гагарина» и «Из варяг в греки».
Уникальные возможности для смоленского бизнеса
Как подчеркнул гендиректор Центра поддержки экспорта Максим Астапенков, характеризуя всех номинантов, результаты каждого измеряются не только суммами экспортных контрактов или количеством мер господдержки, оказанной Центром.
«Этот успех измеряется, прежде всего, в воле и решимости наших смоленских экспортёров, в их желании и способности рисковать, но рисковать с умом. Экспорт — это здорово. Перед экспортными компаниями открываются рынки всего мира. И помочь им в этом призван наш Центр. Мы делаем всё от нас зависящее для того, чтобы бренд «Сделано в Смоленской области» звучал достойно на всех континентах планеты», — заявил Астапенков.
За три года работы Центр поддержки экспорта Смоленской области сформировал уникальный пакет инструментов по поддержке местного бизнеса, имеющего планы выхода на экспортные рынки. Будущих экспортёров обучают на семинарах всем правилам и нюансам международной торговли (во время церемонии награждения её участники рассказывали, что новички по незнанию могут совершать массу недопустимых ошибок, как, например, рассылка прайс–листов на европейские или азиатские рынки на русском языке и в рублях). После обучения Центр поддержки экспорта помогает бизнесу выбрать перспективные международные рынки, адаптировать бренд и сам товар к экономическим реалиям того или иного государства, учит работать с международной статистикой и аналитикой, регистрирует и защищает товарные знаки, оплачивает международную сертификацию.
Отдельное внимание уделяется продвижению смоленских компаний по каналам электронной торговли (не зря один из приглашенных участников церемонии, представитель маркетплейса Alibaba Борис Нейман напомнил смоленским бизнесменам, что нынешнее поколение «молодых и злых» 20–летних предпринимателей ведёт бизнес даже не в компьютере или ноутбуке, а в смартфоне, поэтому и «товар» должен искать «купца» там же, в онлайне).
Первые примеры такого подхода к поиску покупателей у нас есть: совсем скоро бренд смоленской детской одежды «Солдими» представит свою продукцию на Amazon, а на eBay уже можно найти каталог продукции другой смоленской фабрики «Росигрушка».
В целом же Центр уже оплатил размещение продукции 25 смоленских компаний на ведущих международных электронных торговых площадках.
ЦИТАТА:
«Экспорт в моём понимании — это вершина предпринимательства, это, говоря спортивным языком, победа на чужом поле, на выездном матче»
Алексей Стрельцов
вице–губернатор Смоленской области
Великолепная семёрка экспортёров
На фоне кризисных явлений все без исключения лидеры смоленского экспорта демонстрируют уверенный рост. Вяземский завод по производству соков под торговой маркой «KRAL» (победитель в номинации «Из варяг в греки») до конца года планирует завершить строительство второй линии и наладить разлив соков в упаковку ТетраПак. Сейчас эти соки можно купить в магазинах пятнадцати стран мира: США, Китая, Германии, Австралии, Вьетнама, Малайзии, Греции, Латвии, Литвы, Эстонии, Венгрии, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Польши. Но этим экспортные амбиции учредителя завода Вусата Мамедова не ограничиваются — к 2025 году он намерен представить свой бренд в пятидесяти странах. Кстати говоря, в сентябре этот завод также признан лучшим экспортёром в ЦФО.
Смоленский деревообрабатывающий комбинат (победитель в номинации «Поехали!» имени Ю.А.Гагарина) вышел на экспортные рельсы при содействии регионального Центра поддержки экспорта в октябре 2019 года. Однако уже сегодня в таможенных базах поставок фанеры за рубеж наименование «Смоленский ДОК» встречается столь часто, что чаще его звучит только такой мощный игрок на этом рынке, как «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин».
Гагаринский консервный комбинат (победитель в номинации «Экспортёр года в сфере АПК), в свою очередь, не первый год числится одним из основных экспортёров продукции животного происхождения. Комбинат в больших объемах поставляет свою сгущенку и овощные консервы в Казахстан и Узбекистан.
Победитель в номинации «Экспортёр года в сфере промышленности» — Смоленское специальное конструкторско–технологическое бюро систем программного управления (Смоленское СКТБ СПУ) успешно осваивает международные рынки, реализуя термостатическое оборудование для медицины, промышленности и строительства. А компания–производитель газовых и светодиодных источников света «Бел Лайт Групп» (победитель в номинации «Прорыв года») вышла на новые рынки, в Азербайджан и Румынию, значительно увеличила долю экспорта и успешно продолжает импортозамещение.
Потрясающими воображение объёмами экспорта высоких технологий удивляет смоленская компания «Лазертаг» (победитель в номинации «Экспортёр года в сфере высоких технологий). Как рассказал её директор и основатель Сергей Терещенков, сейчас оборудование для военно–тактических игр под брендом «Лазертаг» поставляется в восемьдесят семь (!) стран мира. Представляете, на каждом континенте нашей планеты, в любом мало–мальски большом государстве жители играют в нашу, смоленскую, «войнушку» нашим же оружием!
«Экспорт в сфере высоких технологий — это очень сложная, но очень интересная и амбициозная задача. Очень надеюсь на то, что в Смоленской области благодаря, в том числе, поддержке Центра экспорта будет формироваться новая инновационная среда экспортёров в сфере высоких технологий», — отметил Терещенков. Сегодня годовой оборот компании «Лазергаг» — около 150 миллионов рублей. А начиналось всё двенадцать лет назад с поездок студента Терещенкова на митинский радиорынок с огромным рюкзаком для радиоплат и прочих электронных премудростей (с которым его даже в метро не пускали).
Ну, а самая «вкусная» номинация прошедшей церемонии торжественного награждения победителей регионального конкурса «Экспортёр года — 2019» — это, конечно, «Экспортёр года в сфере услуг». Её победителем стала компания «Фудстор», крупнейший российский франчайзи–экспортёр суши и роллов на белорусском рынке (бренд KAPIBARA).
«Мы не экспортируем собственно сами роллы или суши в Белоруссию. Мы экспортируем наши «мозги», наши технологии, и далее с их помощью наши белорусские братья делают самые вкусные роллы», — пояснил директор компании Алексей Войтов. Сейчас франшиза KAPIBARA работает в десяти городах Белоруссии, но уже к 2021 году Войтов решительно намерен открыть её в каждом из городов соседней республики. Для этого, по его словам, есть все основания, поскольку за последние несколько лет спрос на суши и роллы изменился с «праздничного» на «будничный» и такая еда все больше входит в ежедневный рацион питания обычного горожанина.
P.S. В начале октября завершилась вторая волна обучения смоленских компаний по специальной программе Центра поддержки экспорта «Экспортный форсаж». Поразительно, но трое из десяти «учеников» заключили свои первые экспортные контракты прямо в процессе получения необходимых знаний и навыков. Реальные контракты с Литвой, Латвией, Казахстаном и Польшей. Это в очередной раз подтверждает буквальную неисчерпаемость потенциала экспортной внешнеэкономической деятельности. Стоит только выбрать правильный путь.
текст: Евгений Ванифатов