Эксперты пророчат объединение смоленского «Кристалла» и якутской «Алросы»
Объединение АК «Алроса» и крупнейшего отечественного предприятия по производству бриллиантов – производственного объединения (ПО) «Кристалл» – лишь дело времени, полагают некоторые эксперты, близкие к алмазодобывающей и гранильной отраслям России, утверждают «Известия».
Экспертный совет при правительстве рекомендует поручить Минфину разработать стратегию развития отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней до 2025 года. В отрасли отсутствует стратегический документ верхнего уровня, к тому же нужно изменение законодательства в части использования толлинговой схемы обработки бриллиантов (когда выгоднее часть сырья сразу продать за границу) — и это, по мнению экспертов правительства, не способствует как развитию алмазообрабатывающей отрасли в целом, так и ее отдельных предприятий.
Сейчас ПО «Кристалл» находится в кризисе и с трудом выдерживает конкуренцию со стороны как российских, так и иностранных обработчиков. Правительство внесло его в список на приватизацию в 2014–2016 годах «в целях совершенствования системы управления федеральным имуществом». Соответствующие указы Президента уже разрабатываются. Пока не решено, какой пакет «Кристалла» останется в руках государства, и останется ли вообще. Также непонятно, допустят ли на аукционы зарубежных участников. Покажелающих купить акции уникального предприятия вообще не наблюдается — ни в России, ни за рубежом. По предварительным данным, само предприятие оценивается сейчас в $500 млн. На заводе работают более 2 тыс человек.
По мнению экспертов, единственный выход в сложившейся ситуации — вмешательство государства в разрешение внешних факторов и изменение бизнес-модели.
—Для «Алросы» мы лишь одни из крупных покупателей, а за нами очередь из других желающих. Если уж правительство решило нас приватизировать, то лучшим для нас вариантом было бы, чтобы нас купила «Алроса». Или каким-то другим образом нас интегрировали с этой компанией в единый вертикальный холдинг, таким образом, у нас в стране наконец появился бы «алмазный трубопровод», когда цепочка «добыча — огранка — ювелирное изделие» стала бы единой. По этому пути — «от шахты до кольца» — пошла компания De Beers, которая развивает собственный ювелирный бренд Forevermark. Мы должны сделать ставку на нашу уникальность — на якутские алмазы и «русскую огранку». Пока ни китайцы, ни индийцы, ни израильтяне такого качества огранки не достигли, — считает — говорит гендиректор «Кристалла» Максим Шкадов.
Областные власти тоже связывают перспективы «Кристалла» с объединением с «Алросой»:
— На мой взгляд, то, что добыча и огранка были изначально отдельно, это серьезная историческая ошибка, которую необходимо исправить, — считает первый вице-губернатор Михаил Питкевич.
Эксперты называют и другие причины в пользу объединения:
— Интеграция всей отрасли нужна еще и потому, что сейчас во всем мире развивается технология искусственных алмазов, которые вообще могут обрушить бриллиантовый рынок. И создание своего бренда — именно русских бриллиантов и русской огранки — могло бы стать стопроцентной гарантией того, что наши камни — подлинные, — утверждает Валерий Радашевич из Гильдии ювелиров России.
В «Алросе» покупку «Кристалла» пока обсуждать не готовы.
Эксперт по алмазно-бриллиантовому рынку из Rough & Polished Сергей Горяинов считает, что в слиянии «Кристалла» и «Алросы», как и в создании собственного ювелирного бренда, рациональное зерно все-таки есть. По его словам, «Алроса» сейчас в очень хорошем положении, в I квартале этого года выручка выросла на 43%. И если следовать требованию правительства уходить от сырьевой экономики, торговать не ресурсами, а готовой продукцией, то сейчас не худшее время, чтобы задуматься о создании национального бриллиантового бренда.
Фото: Юлия Моисеева