Денис Нозиков: «Цена на колбасу не должна быть заоблачной»
Предприниматель Денис Нозиков занимается производством колбасы и мясных деликатесов с 2004 года.
Многие смоляне знают его продукцию под брендами «Починковские колбасы» (эконом и средний ценовой сегмент) и «Починковский фермер» (премиум сегмент). Нозиков производит около 100 тонн продукции в месяц, и по меркам рынка колбасы считается не крупным игроком — он классический представитель малого бизнеса, на поддержку и развитие которого направлен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы».
«Примерно половина нашей продукции продаётся на территории Смоленской области, вторая половина идёт в соседние регионы», — поясняет предприниматель. Там же, в соседних регионах, он закупает и сырьё, поскольку «у местных жителей Починковского района уже давным–давно нет своего мяса».
В интервью журналу «О чём говорит Смоленск» Денис Нозиков рассказывает о том, что в производстве колбасы является самым важным, зачем нужно регистрировать товарные знаки, а также — сколько должна стоить качественная колбаса и как её правильно выбрать.
— Денис, делать колбасу вообще сложно?
— Любое производство — довольно сложный процесс, который зависит от работы всей команды, от её слаженности. Один ты в поле не воин, один колбасу не сделаешь. Для личных нужд, конечно, можно, но если мы говорим про более–менее серьёзные объемы — тут нужен сплоченный рабочий коллектив. У нас на производстве работает около 60 человек, мы производим до 100 тонн продукции в месяц, в зависимости от сезонности. Для рынка колбас это не сильно большой уровень производства, но и здесь без профессиональной команды уже никак нельзя.
Кстати, о коллективе. За годы работы сформирован уже некий костяк сотрудников, который мы очень ценим, стараемся обязательно премировать, отмечать наградами на корпоративных мероприятиях. Также в планах — расширение производственной линии, поэтому на нашем предприятии ведется набор персонала. Мы обучаем, даем людям профессию, достойную заработную плату. Между прочим, уровень оплаты на рабочие специальности, да и не только, у нас выше даже чем в Смоленске. Стараемся разнообразить и внерабочую жизнь наших сотрудников. На данный момент организовываем волейбольную команду, также они могут посещать в выходные за счет организации бассейн в Починке.
— А сами своими руками колбасу делали?
— Когда ты работаешь на своём производстве, ты знаешь все его этапы. Бывало, стоял и на обвалке мяса, и сам делал. Отладка любого процесса всё равно в итоге проходит через мои руки. В том числе, и в буквальном смысле этого слова.
— В этом производстве что самое важное: сырье, технологии, что–то ещё?
— В пищевом производстве на любой стадии можно испортить продукт. Поэтому здесь всё важно. И сырьё, и технология, и, повторюсь, коллектив — насколько он профессионально обучен и квалифицирован.
— А можно из сырья очень низкого качества сделать «конфетку»?
— Из низкокачественного сырья мы получим низкокачественный продукт, это надо понимать. Но на каждый продукт есть свой покупатель. Кому–то, возможно, такой низкокачественный продукт необходим для откорма животных, и он с удовольствием купит его по невысокой цене. Ну, а если же говорить о продукции для употребления в пищу, мы пытаемся искать баланс в ценовой политике, делая её максимально недорогой, поскольку, к сожалению, многие люди с каждым годом переходят на всё более дешевый сегмент колбасной продукции.
— Да? Вы видите такую тенденцию, что смоляне покупают всё дешевле и дешевле?
— Есть такое наблюдение. Что–то сильно дорогое покупают, как правило, перед праздниками, побаловать себя. А после праздников берут подешевле. Впрочем, есть прослойка обеспеченных покупателей, которые постоянно приобретают нашу продукцию премиум–сегмента и вообще не считают деньги. Но таких немного.
— Да и конкуренция в вашем бизнесе очень высокая…
— Вы правы, это и местные производители, и крупные федеральные. Пальцев двух рук не хватит, чтобы посчитать наших конкурентов. Но, несмотря на это, мы своего покупателя находим. За годы работы мы заняли свою нишу и пытаемся в ней удержаться.
— Где в Смоленской области можно купить продукцию брендов «Починковские колбасы» и «Починковский фермер»?
— В городе Смоленске мы работаем с такими известными местными сетями, как «Лаваш» и «Колбасный дворик». По Смоленской области вы можете найти нашу продукцию в магазинах у дома. Наш покупатель в основном закупается продуктами в магазинах мелкой розницы. Входить в федеральные торговые сети пока не собираемся, нам достаточно местных. Однако это вовсе не говорит о том, что в будущее мы смотрим без оптимизма. Отнюдь. В прошлом году мы зарегистрировали бренд «Починковские колбасы» в качестве географического указания. Поскольку в самом названии бренда есть привязка к географической местности — городу Починку, мы хотим, чтобы на слуху были такие производители из небольших городков, чтобы люди знали, что в нашей стране есть производства, которые дают рабочие места в деревнях и поселках, где продукция выпускается в экологических условиях вдали от мегаполисов, что малый бизнес старается быть на плаву, старается развиваться и нуждается в помощи от государства.
Вот как раз в этом нам помогли партнёры из центра поддержки предпринимательства Смоленской области «Мой бизнес». С помощью нашего бренда, нашего географического указания мы можем официально представлять город Починок на федеральных мероприятиях. Это, кстати, не первое наше с ними сотрудничество — летом прошлого года мы проходили процедуру сертификации, и «Мой бизнес» в этом нам тоже помог, взяв на себя финансирование сертификации.
В плане реальной помощи (как словом, так и делом) смоленским предпринимателям «Мой бизнес» — структура, конечно, полезная. И не только по вопросам сертификации или регистрации географического наименования. Я, в частности, слышал информацию по поводу обучения предпринимателей вопросам автоматизации складского учёта, профподготовке по пожарной безопасности и охране труда. Думаю, у них есть много программ, много точек соприкосновения с бизнесом. Ну и сами предприниматели тоже должны проявлять активность со своей стороны, чтобы понимать, какую помощь для своего дела они могут получить в центре «Мой бизнес».
— У нас на территории Смоленской области нет никакой ассоциации производителей колбасы и мясных деликатесов?
— Нет, ничего такого у нас нет. И жалко, что нет. Есть много моментов, которые должны решаться, что называется, коллективно. Мы, конечно, сами общаемся с коллегами–производителями, выручаем друг друга в тех или иных вопросах. Но этого недостаточно. Есть у каждого проблемы свои собственные, а есть и общие. К примеру, самая главная проблема в части персонала — его квалификация. Вот конкретно нашему производству нужны квалифицированные кадры, но найти их не так–то просто.
— Денис, и напоследок сугубо практический вопрос: сколько должна стоить качественная колбаса и как правильно её выбрать?
— С одной стороны, это лёгкий вопрос, а с другой — очень сложный. У каждого человека ведь свои вкусовые предпочтения, и каждый из нас выбирает свою колбасу по цвету, запаху, вкусу, цене. Мы должны понимать, что хороший продукт не может быть дешевым. При этом, цена на колбасу не должна быть и заоблачной. Когда я вижу колбасу по 800–900 рублей за килограмм, мне кажется, что её продавцы «сильно ломят» цену. Хотя… От сорта цена тоже зависит — та же премиальная сырокопченая или сыровяленая колбаса может стоить таких денег. Но не ветчинная.
— Вы едите колбасу собственного производства?
— Обязательно и я люблю нашу продукцию. Я всегда говорю, что если я не буду есть свой продукт, почему тогда его должны есть люди?
— Что лично вам нравится из собственной продукции, что вы можете порекомендовать смолянам?
— Если говорить о премиум сегменте, из гостовских мне нравится наша «Краковская» сервелат «Московский», ветчина «Царская», курица в желе, копчёно–варёная грудинка, Рулет Фермерский. Всё это я беру себе домой, и это ест вся моя семья. Также перед Новым годом мы запустили в продаже куриный рулет с сыром и запечённую буженину со специями — так эти две новинки перед праздниками разлетелись, словно горячие пирожки. Благо, я успел взять себе домой к новогоднему столу (улыбается).
— Где вы берёте рецепты для своих колбас и мясных деликатесов?
— Рецепты проверенные временем, что–то из забытого старого со времен СССР, что–то — по передовым технологиям, разработанным в наше время по российским ГОСТам, некоторые рецепты приходят к нам из Европы. Например, наша деликатесная линия — это старинные рецепты с добавлением специй только для ароматики. Для нас важен вкус, качество. Я люблю свое дело, поэтому для меня колбаса — это не просто еда, это нечто, что будоражит воспоминания, воображение. Поэтому и к выбору рецептур мы подходим внимательно.
беседовал Евгений Ванифатов