Братья Чурановы: «Инвестируйте в команду руководителей и цифровизацию бизнеса»

Концепция «услуга как продукт». Производство — прозрачный аквариум вместо «чёрного ящика». Универсальные советы для любого бизнеса на любой стадии

Братья–предприниматели Чурановы уже не первый год являются одними из ярких брендов смоленского бизнеса. Их агентство WebCanape входит в ТОП–50 лучших веб–агентств России и СНГ, а компания «Станкосервис» активно сотрудничает со многими российскими госкорпорациями. А ещё Чурановы создали в Смоленской области не имеющий аналогов IT–фестиваль Tabtabus и организовали более 30 бизнес–туров по 12 странам мира.

В интервью журналу «О чём говорит Смоленск» Василий Чуранов рассказывает о собственном «научном» подходе к ведению бизнеса, о плюсах цифровизации производства, а также о том, почему «халявные» деньги для предпринимателя — это всегда плохо.

— Василий, когда в вас «проснулась» предпринимательская жилка?

— Еще в начальных классах, когда мы с братом продавали детям возможность смотреть диафильмы, печатали расписание автобусов и разносили по газетным киоскам на реализацию. После окончания вуза (СФМЭИ) я немного поработал в Смоленске в разных направлениях IT, после чего отправился учиться в московскую аспирантуру и между делом покорять Москву. Долго совмещать аспирантуру и работу оказалось тяжело. В конце концов работа взяла верх. Устроился на полную ставку менеджером в одну из ведущих веб–студий. За несколько лет прошел путь до начальника отдела веб–разработки. Набравшись опыта, решился открыть собственный бизнес — но не в Москве, а в родном Смоленске, и не в одиночку, а вместе с моим братом–близнецом Александром. Так появилась на свет наша первая компания «Твинс» и её первый проект WebCanape по разработке и созданию веб–сайтов. Можно сказать, что к открытию такого бизнеса меня привело хорошее понимание рынка, а именно — чего не хватало рынку на тот момент.

Памятуя об ошибках, которые возникали у моего предыдущего агентства–работодателя, мы начали с разработки технологии собственной работы над интернет-проектами. Фактически мы создали конвейер (в хорошем смысле этого слова) в данной сфере услуг и ориентировались на принципы промышленного производства. Идея заключалась в том, чтобы представить себя производственной организацией, работающей на конвейере и выпускающей качественный продукт за строго определенный срок и при конкретной себестоимости.

К настоящему времени мы имеем около двух тысяч клиентов, и сегодня, помимо разработки веб–сайтов, занимаемся продвижением и рекламой их услуг. Делаем не просто сайты, а стратегию и комплексный маркетинг, поскольку многим заказчикам нужен не сайт как таковой, им нужны клиенты, заказы, продвижение бренда.

Из известных федеральных брендов мы делали проекты для «Магнита», «Сколково», «Еврохима», S7, «Росатома». Из смоленских — сайт национального парка «Смоленское поозерье», «Антибиотик.ру» и много других.

Уже несколько лет мы являемся одним из нескольких аккредитованным агентств «Сколково», и можем предлагать свои услуги для сообщества сколковских стартапов. Для этого мы прошли сертификацию по ISO:9001, подтвердили качество и стандартизировали свои пакетные услуги.

«То, что делает WebCanape, можно продавать дороже»

— Но в основном клиенты WebCanape — это малый бизнес?

— Да. Бывают и крупные клиенты, они, как правило, приходят к нам по линии «Сколково». А так — малый бизнес: сфера услуг, производство. Мы, конечно, больше любим работать с производственниками, любим комплексно «упаковывать» интересный уникальный продукт того или иного предприятия и организовывать его продажи через интернет. Меньше нравится работать в сфере «купи–продай» с интернет–магазинами косметики, бытовой химии и т.п. — там, где очень высокая конкуренция и заказчик не до конца осознает необходимый объем вложений. Из–за этого часто такие проекты заканчиваются ничем.

Много у нас клиентов в сфере производства и установки пластиковых окон. Это сейчас вообще одна из самых конкурентных тематик в интернете. Также появилось много заказов из медицинской сферы (после того, как в интернете разрешили продавать лекарства и медицина активно пошла в Сеть). Работаем с производственно–техническими компаниями на стыке IT и промышленности, хорошо знаем это направление.

Ежемесячно у нас обрабатывается более 120 заявок на разработку сайта, 80 заявок на рекламу и продвижение, выпускается 30–40 сайтов. Но самое, на мой взгляд, главное — то, что мы входим в ТОП–5 (из более чем 5 тысяч) веб–студий, работающих в бюджетном сегменте. Хотя с большой уверенностью могу сказать: то, что делает WebCanape, можно продавать дороже. Но мы не торопимся это делать. Активная работа в бюджетном сегменте до 200 000 рублей — это часть нашей стратегии. Работа в условиях ограничений дает возможность рождать инновации и быть лучше конкурентов, а поток за счет низкой цены обеспечивает стабильность и независимость от конкретных заказчиков.

— В одном из интервью вы сказали, что за годы работы научились смотреть на услугу создания веб–сайта как на продукт. Что это значит — «смотреть как на продукт»?

— В целом бизнес, которым мы занимаемся, очень рискованный. Он построен на людях и процессах, в которых часто бывает очень много субъективного. Клиенту может не понравиться дизайн, и его не переубедишь в обратном; кто–то из сотрудников заказчика может уйти в отпуск и не принять своевременно нужное решение, и проект остановится. Поэтому в какой–то момент перед нами возникла задача — сделать хороший прибыльный бизнес, несмотря на все негативные субъективные переменные. Казалось бы, такой бизнес невозможно поставить на конвейер, но мы решили, что либо построим такой творческий конвейер либо уходим.

Себестоимость продуктов и услуг, которые мы делаем, состоит из затрат на оплату часов работы наших сотрудников. Поэтому, когда я говорю, что мы смотрим на услуги как на продукты — это значит, что мы предварительно все этапы своей работы нормировали, оценили в их часах, прописали четкие регламенты, научились считать в реальном времени эффективность производства и контролировать эффективность работы. Благодаря такому «конвейерному» подходу мы начали иначе смотреть на свой бизнес, поняли, что в нем является драйверами роста, а что нужно исключить, и благодаря этому начали развиваться, масштабироваться и зарабатывать.

Даже если ты предоставляешь услуги парикмахера или клининга, можно посмотреть на них как на продукт. А раз это продукт, значит его производство можно четко расписать на составляющие процессы, регламентировать каждый из них и смотреть на все это как на некий завод, на конвейер.

— О своём многолетнем опыте работы в этой сфере вы даже написали и издали книгу «Бизнес на конвейере, или Как построить прибыльное агентство в кризис». Как идут продажи?

— Несколько сотен книг продано официально на Ridero. Правда, покупатели электронной версии могут ею поделиться с кем угодно, поэтому, думаю, на самом деле читателей больше. Хотя их аудитория достаточно узкая — это руководители российских веб–агентств, которых у нас несколько тысяч, а также фрилансеры, которые подумывают об открытии собственного агентства.

«На большинстве заводов производство — это «чёрный ящик»

— Ещё один ваш бизнес — это компания «Станкосервис», предоставляющая услуги мониторинга промышленных станков. Насколько я понимаю, данное направление начало развиваться практически одновременно с WebCanape?

— Система «Диспетчер», внедрением которой занимается «Станкосервис», была придумана нами в ещё в 2002–2003 годах. А вот успешная работа WebCanape обеспечила нас средствами для запуска этого проекта. В итоге я сам в какой–то момент перестал операционно заниматься веб–студией и сконцентрировался на проекте «Диспетчер».

Изначально мы занималась модернизацией старого оборудования на заводах — меняли перфокарты на перфоленты, модернизировали ЧПУ [числовое программное управлениеавт.], ставили электронные картриджи вместо дискет и так далее. Одной из идей, которую мы внедряли на производстве, была передача управляющих программ для станков с ЧПУ по сети — раньше операторы бегали с дискетами или флешками, а это решение позволило передавать программы с сервера на станки по локальной сети. Оно оказалось очень востребованным и продавалось по всей России, хотя технически ничего сложного в нем не было.

В какой–то момент мы поняли, что можем не только передавать программы на станки, но и, наоборот, собирать информацию со станков. Так и появился проект «Диспетчер». Если говорить простыми словами, то это Google–аналитика для станков на предприятии. Всё оборудование завода подключается к локальной сети при помощи специального терминала и программного обеспечения, что позволяет полностью контролировать его работу: насколько эффективно и что станок делает, сколько времени простаивает, по каким причинам, кто из операторов на нем работает, в какие смены и так далее. В результате менеджмент предприятия получает полную статистику работы оборудования и персонала. На большинстве заводов производство — это «чёрный ящик». А наш инструмент позволил превратить его в прозрачный аквариум, где всё понятно и видно.

Сейчас «Диспетчер» работает более чем на 270 предприятиях, и не зря — согласно статистике, средняя загрузка на многих из них на момент запуска системы не превышала 30%. Это колоссальные потери денег, так как стоимость одного станкочаса составляет порядка 2–3 тысяч рублей. Если умножить на количество часов в смене и на количество станков на заводе, это сотни миллионов рублей в месяц.

К «Диспетчеру» подключены более 10 тысяч станков на российских и зарубежных предприятиях, в том числе на заводах госкорпораций «Росатом», «Ростех», Hyundai в Болгарии и Godrej в Индии. Наш инструмент дал руководству этих компаний возможность по–новому взглянуть на эффективность использования оборудования и увидеть те «узкие» места, которые необходимо оптимизировать. Наличие этого инструмента и собранной при его помощи статистики дает рост эффективности на 10% и более. Дальше, разумеется, не все так просто — необходимо обладать неким управленческим потенциалом, понимать производство, чтобы, посмотрев на аналитический отчет, принять решение о том, с чего начать процесс оптимизации и повышения эффективности. Но при принятии управленческих решений уже хотя бы можно на что–то опираться.

Корпорации — наш основной заказчик. Например, «Трансмашхолдинг» в рамках первой части комплексного плана цифровизации подключил к системе Новочеркасский электровозостроительный завод. По итогам пилотного проекта менеджмент предприятия остался доволен результатами работы «Диспетчера», и принял решение масштабировать проект на другие предприятия холдинга.

Кстати, именно с «Диспетчером» мы пришли в «Сколково», а чуть позже, в 2017 году, презентовали наш проект премьер–министру Дмитрию Медведеву. А ещё год спустя нас заметил стратегический инвестор — компания «Цифра», в состав которой в итоге и вошел «Станкосервис». Теперь наши объединенные усилия направлены на достижение лидерства в области промышленной цифровизации и искусственного интеллекта и продвижении технологии за рубеж. У нас есть около десятка фокусных стран, таких как Индия, Китай, Малайзия, страны Восточной и Западной Европы, Южная Корея.

«Бесплатные деньги для бизнеса — это всегда плохо»

— Василий, вы являетесь амбассадором центра поддержки предпринимательства Смоленской области «Мой бизнес». Чем занимаетесь в данном статусе?

— В этом статусе я просто занимаюсь своим бизнесом, показываю другим пример того, как можно делать интересный бизнес, с правильными ценностями и подходами, с инновационными решениями. Я не официальный представитель центра «Мой бизнес», а, если так можно сказать, народный — сам пользуюсь его услугами и при случае рассказываю о работе центра коллегам–предпринимателям. Другие его амбассадоры — это тоже смоленские предприниматели, это лица регионального бизнеса, с которыми можно консультироваться, на которых можно смотреть как на пример правильного развития и масштабирования бизнес–пути. Таких представителей у нас немного — десятка полтора — тех, кто реально что–то придумал, достиг результатов и продолжает развиваться и экспериментировать. Видимо, меня посчитали одним из таких (улыбается).

— Вы случайно не стояли у истоков создания этого центра?

— Нет, у истоков не стоял. Со мной, правда, консультировались в процессе его создания, спрашивали, чем бы такой центр мог быть реально полезен предпринимателям. Кажется, мои предложения были услышаны. По крайней мере, результатом я очень доволен — тем, как «Мой бизнес» себя позиционирует, как он помогает предпринимателям.

При этом надо понимать, что «Мой бизнес» — это не то место, где предпринимателю выдают «халявные» деньги на поддержку или развитие бизнеса. Вовсе нет. Бесплатные деньги для бизнеса — это всегда плохо, потому что к ним быстро привыкаешь и становишься зависимым от них, теряя чистую конкурентоспособность. Поэтому «Мой бизнес» помогает услугами иного рода. Например, медийным продвижением бренда — у центра есть связи, налаженные контакты с авторитетными СМИ, и он может профинансировать публикацию о том или ином бизнесе в таких масс–медиа, снять профессиональное промо видео. Также юристы «Моего бизнеса» постоянно консультируют своих бизнес–партнеров по актуальным юридическим и финансовым вопросам. Мы сами неоднократно такими консультациями пользовались. Это реально круто, раньше ничего подобного в Смоленске вообще не было. Кроме этого, они собирают вокруг себя людей по интересам, дают мелким предпринимателям возможность проводить переговоры у себя в хорошем офисе, что начинающие бизнесмены иногда элементарно не могут себе позволить.

«Смоленская область небогата на IT–события»

— Ещё один ваш проект, который считается одним из главных IT–событий Смоленской области — это фестиваль Tabtabus. Это уже мероприятие для души?

— В каком–то смысле, да. Изначально мы придумали проводить такой фестиваль дважды в год — осенью в закрытом помещении и летом на природе. Потом оставили только летний open air. Аналогов ему в России практически нет. Представьте: на территории красивого заповедника «Смоленское поозерье» на два дня собираются люди, неравнодушные к технологиям, чтобы послушать и поделиться своим взглядом на бизнес будущего.  Не только программисты, но вообще все, кому интересны гаджеты, роботы, искусственный интеллект, нейробиотехнологии и тому подобное. На время фестиваля все участники равны, нет боссов и подчиненных. Компании ставят свои лагеря, знакомятся, отдыхают, делятся опытом. Очень классная атмосфера развития и сотрудничества.

В прошлом году это было по–моему вообще единственное массовое мероприятие на территории Смоленской области. И в этом году тоже, естественно, его планируем. Только пока не определились с датами.

Сегодня Tabtabus — это не только лишь фестиваль, это уже наш полноценный образовательный проект. Одно из его ответвлений — школа Tabtabus School, где мы готовим или переобучаем смолян по таким IT–специальностям, как программирование, маркетинг, управление проектами.

— Это онлайн-школа или туда нужно ходить ножками?

— Нужно ходить. Люди приходят в класс и занимаются с преподавателем. Все по классике. Часто смоленские компании приводят к нам в школу своих сотрудников, иногда люди сами по себе приходят.

— Помимо фестиваля Tabtabus, насколько наш регион богат на IT–события?

— Небогат. Да и самими IT–шниками тоже небогат. Хотя в Смоленске есть несколько десятков IT–компаний, и некоторые из них очень известны за пределами нашего города, а тут их мало кто знает. А так… Изредка у нас проводятся небольшие конференции, семинары, которые, в том числе, организует и «Мой бизнес». Вот, по большому счету, и все смоленские IT–события. Просто Москва близко, и многие стремятся туда.

— Вы сказали, что сегодня Tabtabus — это уже полноценный образовательный проект. Однако у вас же есть ещё один не менее известный образовательный проект «Комбат–туры» — возможность попутешествовать по России вместе с экспертами в той или иной сфере.

— Как правило, в такие бизнес–путешествия едут люди, понимающие ценность времени, проведенного в компании экспертов и единомышленников, что невозможно сравнить с деньгами, потраченными на поездку. Через участие в «Комбат–турах» прошли уже более 700 человек. Сегодня это дружное сообщество, которое сформировано в единый клуб. Немаловажно, что уже в процессе поездок предприниматели не только общаются с экспертами, но и активно взаимодействуют между собой. В результате запускаются новые проекты и открываются совместные бизнесы.

Сегодня аудитория «Комбат–туров» — это не только взрослые, проект начал работать и с юным поколением. Мы создаем единую среду, которая будет интересна не только уже состоявшимся предпринимателям, но и тем, кто желает сделать первый шаг на бизнес–пути. Мы строим сообщество предпринимателей «Менеджерское братство» и сообщество будущих бизнесменов — Nexty. Два года уже действует развивающий лагерь для детей предпринимателей Batyrev.Camp, а в 2020 году был запущен образовательный симулятор для детей YKombat по развитию предпринимательского мышления.

— Василий, в завершение беседы поделитесь полезными прикладными советами с теми, кто, возможно, ещё находится в начале своего бизнес–пути. На что им, по-вашему, стоит обратить внимание уже сейчас, в фазе становления?

— Могу дать несколько советов, которые применимы абсолютно к любому бизнесу на любой его стадии. Собирайте сильную команду руководителей и доверяйте им. Когда команда чувствует доверие и поддержку со стороны лидера, она может достигнуть любых результатов. Они в свою очередь тоже будут подбирать в свою команду хороших людей и растить из них классных специалистов. А еще не жалейте сил и денег на цифровизацию бизнеса. Это позволяет настроить управление бизнесом в режиме онлайн и намного повысить эффективность. К примеру, мы в своих компаниях давно пользуемся информационной CRM-системой, в которую можно «заводить» все проекты, отслеживать, в какой стадии находится каждый из них, сколько времени над ним работает менеджер. Также мы используем дашборды, на которые выводятся метрики эффективности, чтобы в реальном времени видеть, например, поступление денег от клиентов, нагрузку на менеджеров (кто сколько проектов ведет, кто перегружен, а кто недогружен), нагрузку на службу техподдержки и тому подобное. Не составляет никакой проблемы вывести такие диаграммы на смартфон руководителя или на его отдельный монитор в кабинете, наблюдать все это в режиме реального времени и принимать управленческие решения. Таких и подобных инструментов у нас достаточно много. В совокупности все они позволяют контролировать свой бизнес и оперативно реагировать на любые отклонения. Пользуйтесь ими не только в кризис, но и повседневно. И — удачи в бизнесе!

беседовал Евгений Ванифатов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!

373419373419






Комментировать

Войти с помощью: 



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: