Анна Антонюк: «Смоленский бизнес не отказывается от экспорта»

Евгений ВАНИФАТОВ

Как работает Центр поддержки экспорта в сложившейся ситуации, как решает вопросы с логистикой экспортных поставок и какие актуальные услуги предлагает малому и среднему бизнесу?

Попытка «отмены» Европой российской экономики стала болезненной для нас. Но еще больший негативный эффект она нанесла мировой торговой системе: утрачено доверие, которое годами складывалось как основной принцип торговли и было основано на правилах и соглашениях. Поэтому, пройдя через нынешние экономические сложности, торговая система будет иметь совсем другой ландшафт.

Об этом на полях ПМЭФ–2022 заявила руководитель Российского экспортного центра Вероника Никишина, говоря о сложившейся после 24 февраля ситуации в российском экспорте.

И действительно, пока Евросоюз с упорством мазохиста продолжает крушить экономические связи с Россией, мы видим огромный интерес к российским товарам на рынках Азии, арабского мира, Африки, Индии. Преодолев психологическую осторожность марта–апреля, российские экспортеры начинают разворот в сторону восхода Солнца. Туда, где нет и не предвидится проблем с логистикой и финансами.

В их числе и смоленские экспортеры, которые за первый квартал 2022–го при содействии Центра поддержки экспорта Смоленской области (главного помощника по выходу местных предпринимателей на внешние рынки) заключили почти двадцать экспортных контрактов, в два с половиной раза больше запланированного.

Процесс заключения новых международных контрактов и экспортных поставок в Смоленской области идет в режиме «двадцать четыре на семь». О том, как работает Центр поддержки экспорта в сложившейся ситуации, как решает вопросы с логистикой экспортных поставок и какие актуальные услуги предлагает малому и среднему бизнесу Смоленской области, в интервью журналу «О чем говорит Смоленск» рассказала его руководитель Анна Антонюк.

.

Сила «экспортного мышления»

— Анна, с началом специальной военной операции России на Украине многочисленные европейские санкции сделали ее товарные рынки труднодоступными и малопривлекательными для российского и смоленского экспорта. Но стоит ли так сильно горевать по данному поводу? Ведь с другой стороны для нас открыты рынки СНГ, Китая, Индии, Латинской Америки, Юго–Восточной Азии, Африки, которые в совокупности в десятки, а то и в сотни (!) раз превышают рынок Европы.

— Что касается тех экспортеров, кто до недавнего времени имел налаженные каналы сбыта в Европе, но потерял их, вряд ли они сильно обрадовались этому «в моменте». Но по большому счету дело не в международной обстановке (на которую небольшой бизнес не в силах влиять), а в самой готовности работать на внешних рынках, в наличии «экспортного мышления». В таком случае предприниматель понимает: если ранее он имел дело с Польшей или Францией, сегодня ему не так сложно переориентироваться на Иран или Египет. Тем более с помощью нашего Центра поддержки экспорта. Для этого у нас есть такая популярная — и бесплатная! — услуга как поиск иностранного покупателя, направленная на расширение рынков сбыта экспортера. Мы делаем предварительную экспертизу для конкретного предпринимателя и определяем перечень приоритетных зарубежных рынков. Также у нас есть перечень аккредитованных Российским экспортным центром подрядчиков, находящихся по всей стране, у которых уже есть готовые экспертизы определённой отрасли на определённом рынке.

— У самих предпринимателей (по вашим наблюдениям) есть понимание, что сейчас они получают отличную возможность выхода на огромные рынки многочисленных дружественных России стран, политические и экономические отношения с которыми стабильны и не рухнут в одночасье, как это произошло с Европой?

— Конечно. Многие из них видят рост конкуренции на внутреннем российском рынке и с оптимизмом смотрят на открывающиеся экспортные возможности. И не только компании–экспортеры, но и те, кто раньше особо не задумывались об экспорте. Тем более, что Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций оказывает страховую поддержку малым и средним предпринимателям при реализации экспортных и инвестиционных проектов, которые продают товары на условиях отсрочки платежа [подробнее об условиях и выгодах страхования читайте на https://export67.com/v-pomosch-eksporteru/strahovanie/ред.].

.

Смоленская область — территория трейдеров

— Говоря о Европе, какие–то возможности для экспорта в отдельные ее страны сегодня все же остаются? Или каналы поставки товаров в Евросоюз полностью перекрыты?

— Есть среди смоленских экспортеров те, кто не сдался и продолжает работать с Европой, несмотря на санкции и сильно осложненную логистику. К примеру, теперь нельзя доставлять товары в Европу на российских грузовиках — и наоборот. Но можно перегрузить их на границе Польши и Беларуси.

— А как сейчас ведут себя различные маркетплейсы?

— Сейчас в этой сфере постоянные новшества, возникают сложности, связанные с закрытием для нас европейских и американских площадок, но наши коллеги из Российского экспортного центра (который, собственно, и помогает экспортерам размещаться на маркетплейсах) максимально оперативно реагируют на меняющиеся условия, и перечень площадок постоянно расширяется.

Есть российские маркетплейсы, точнее те, которые работают на территории России, например, Wildberries, Ozon. Также мы работаем с Alibaba и AliExpress, и с профильными площадками, которые специализируются на продаже определённого вида продукции. Например, для предприятий лесоперерабатывающего комплекса есть площадка Fordaq, где сосредоточены продавцы и покупатели изделий из древесины.

— Что вообще экспортирует Смоленская область? Какие виды товаров составляют большую часть в структуре экспорта?

— Смоленская область в плане экспорта довольно специфичный регион, поскольку 80 процентов смоленских экспортеров — это не производители, а трейдеры — компании, которые занимаются продажами. Если говорить о структуре экспорта, то на первом месте, как правило, азотные удобрения, которые производит крупнейшее предприятие региона ПАО «Дорогобуж», входящее в группу компаний АКРОН. Второе–третье место обычно делят зерновые культуры (пшеница, ячмень, семена подсолнечника) или продукция из дерева.

— Трейдеры входят в зону вашей «опеки»?

— Да, конечно. Центр поддержки экспорта работает как производителями, так и с трейдерами. Главное — чтобы они являлись субъектами малого и среднего предпринимательства. С крупными компаниями мы не сотрудничаем, хотя консультационные услуги оказываем. Если к нам обращается крупная компания, мы не говорим «мы с вами не работаем». Если наши сотрудники могут оказать помощь, мы всегда её оказываем.

.

Перспективы экспорта на Восток

— Анна, экспорт — это какой–то особый вид бизнеса, когда компания изначально думает о внешних рынках сбыта? Или любой смоленский предприниматель может стать экспортером, если озаботится?

— Любой, у кого есть такое желание. Экспорт — это определённый этап для компании, иногда — мечта. Развитие бизнеса чаще всего идёт по такому сценарию: когда я научился продавать в России, я могу выйти на экспорт. Но не всегда всё бывает именно так. Бывает, что товар у компании больше ориентирован на экспорт, и продаваться на внешних рынках он будет быстрее, эффективнее, маржинальнее, а иногда ещё и проще. Такие примеры есть как по среднему и малому бизнесу, так и по микробизнесу.

— Говоря о новых рынках экспорта в планетарном масштабе, какие из них сейчас интересны смоленскому экспорту в первую очередь?

— Сейчас мы ориентируемся на страны, свободные от санкций. Очень перспективные направления — СНГ, Азия и Африка. Страны СНГ, Китай, Саудовская Аравия и Арабские Эмираты для нас уже стали популярными рынками сбыта. Вместе с тем нужно понимать, что выход на экспорт — процесс небыстрый, а в нынешних условиях он происходит ещё дольше, потому что новые — восточные — рынки, ментальность восточного бизнеса подразумевает необходимость определённого промежутка времени для того, чтобы удостовериться в надёжности партнера. С этой целью мы проводим целый ряд видеовстреч с участием наших специалистов, чтобы удостовериться в намерениях иностранного партнёра действительно перейти к заключению экспортного контракта.

Сегодня, в ситуации неопределенности, даже опытные экспортеры нуждаются в помощи. Неслучайно число обращений в наш Центр за последние месяцы существенно выросло. И это говорит нам о главном — смоленский бизнес не отказывается от экспортных планов, видит перспективы выхода на новые рынки. Сейчас к нам приходят компании, которые не то что год назад, а даже ещё вчера вообще не задумывались об экспорте. Но получив определённый багаж знаний, они начинают переформатировать свою деятельность, чтобы, может быть не сейчас, а когда–то в будущем, прийти к нам и стать экспортёрами. Таких компаний, которые мы берём за руку и выводим на зарубежный рынок, в нашем Центре ежегодно не меньше десяти.

.

Новые услуги в режиме санкций

— Ваш Центр как–то отреагировал на санкционные шаги Европы?

— Конечно. Мы, как и МИД, «ответили симметрично» (улыбается). Уже с июня смоленским предпринимателям доступны наши новые услуги, которые были разработаны именно в условиях санкций. Одна из таких услуг — финансирование логистических затрат для экспортёров. Учитывая, что в данном случае речь идёт о значительном финансировании российского «плеча» экспорта, эту часть логистических затрат мы теперь можем софинансировать в размере 80 процентов.

Вторая услуга — оплата складов временного хранения за рубежом. Она и ранее была доступна для экспортёров, которые размещались на международных маркетплейсах. Сейчас же стала доступной для всех категорий экспортёров. Если мы в принципе работаем с дистрибьюторами, крупными сетями за рубежом, то можем обеспечить хранение товаров на складах этих дистрибьюторов либо других компаний и полностью оплатить его — в размере до 300 тысяч рублей.

Продолжает пользоваться популярностью услуга по сертификации продукции. Это очень весомый финансовый вклад в экспортную деятельность, поскольку сертификация для работы на международных рынках, как правило, стоит дорого. У предприятий агропромышленного комплекса, например, сейчас особенной популярностью пользуются сертификаты «кошер» и «халяль», в СНГ мы также открываем новые направления по сертификации. Если требование о сертификации продукции внесено в экспортный контракт или является обязательным требованием рынка, то мы обязательно поможем. Эта услуга предоставляется на условиях софинансирования: 80 процентов оплачивает Центр, 20 процентов — экспортёр.

Ещё одна услуга — консультирование по любой внешнеэкономической теме, иногда даже не экспортной. На любой вопрос даем ответ максимум через пять дней, но чаще — на следующий день или через день. Сейчас консультирование приобрело бешеную популярность. Ежедневно в Центр приходит по несколько разноплановых запросов. Как общих, так и частных. К примеру: «Я решил продавать что–то в Китай, постройте мне логистический маршрут».

— И что вы отвечаете на частные запросы?

— В штате нашего Центра есть квалифицированный логист — мой заместитель Вероника Синицкая, которой можно позвонить в любое время, и она оперативно даст первичную консультацию, по крайней мере, по способу фасовки, доставки. Конечно, это будет консультация без полного логистического расчёта, но первичную консультацию мы можем дать оперативно, практически в любой момент.

— В прошлом году две смоленские компании, «Лазертаг» и «Точные поставки», стали победителями Всероссийского конкурса «Экспортер года». В этом году данный конкурс состоится?

— А как же. До 8 июля можно подать заявку на участие в нем на сайте Российского экспортного центра https://awards.exportcenter.ru/anketa/. Как заявила недавно генеральный директор этого центра Вероника Никишина, главная цель конкурса — показать, что в каждом уголке России есть компании, которые производят продукцию и оказывают услуги настолько высокого качества, что они востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире.

В условиях ограничений это особенно актуально, так что приглашаем смоленских экспортеров принять участие, тем более, что среди них, на мой взгляд, есть явные фавориты, которые по праву могут претендовать на победу в той или иной номинации. В этом году премия «Экспортер года» будет вручаться в 19 номинациях: 6 основных (отдельно для МСП и крупного бизнеса) и 5 дополнительных (в зависимости от размера компании).

— Анна, если бы лично вы занимались бизнесом и решили поработать на экспорт — какое географическое направление для поиска бизнес–партнеров выбрали?

— Во-первых, все зависит от того, что продавать на экспорт, какой товар. Необходима предварительная аналитика на наличие барьеров и ограничений и спроса на товар в той или иной стране. Кстати, такие услуги экспортер может получить самостоятельно, зарегистрировавшись на портале «Мой экспорт» https://myexport.exportcenter.ru/.

Помимо этого, не обязательно сосредотачиваться только на одном экспортном направлении. Можно брать несколько стран в работу. Мы часто так делаем при оказании услуги поиск иностранного контрагента. Например, для экспорта в страны СНГ применяется идентичный подход в ведении переговоров и заключении экспортных сделок.

Сейчас все большую популярность среди бизнес–сообщества набирает диверсификация бизнеса, и, соответственно, экспортных направлений. Это позволяет компании нивелировать риски полного банкротства бизнеса и развиваться в разных направлениях. Главное — начать движение в направлении экспорта. А мы поможем.

текст: Николай Жданов

Подписаться на новости смоленского экспорта: https://t.me/radioexprt
Центр поддержки экспорта в ВК: https://vk.com/export67
Все услуги Центра и как получить поддержку: http://export67.com/

445596445596