Водителям мопедов придется получать права

admin

Сесть за руль скутера можно будет только с водительским удостоверением. Сдать экзамен в ГИБДД на права — только после обучения в автошколе. А работодатели будут нанимать в качестве водителей только тех, у кого именно российские права.

Все это прописано в законе «О безопасности дорожного движения», утвержденный 27 апреля Советом Федерации. Ранее закон приняла в третьем, окончательном, чтении Госдума.

Начнем с мопедов. Теперь для управления этим видом транспорта вводится новая категория «М». Получить права на скутер можно будет только с 16 лет. Идея давняя, но она вызывала массу споров. Понятно, что таким образом законодатель старается оградить подростков от бессмысленной гибели. Не даром этот транспорт в народе прозвали «бешеными табуретками». Как только с дорог сходит снег, на них вылетают, и порой в очень неожиданных местах, лихие всадники, которые только трехколесный велосипед переросли. О знании правил дорожного движения речь в этом случае вообще не идет, да и понимании, что такое ответственность, тоже лучше промолчать.

Теперь желающим с ветерком прокатиться придется сдавать на права. Каким будет этот экзамен — пока неизвестно. Методику должна прописать Госавтоинспекция. Но предполагается, что  экзамен будет  теоретический. То есть на знания правил дорожного движения.

Зато в законе четко сказано, что тем, у кого есть права любой другой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамен не нужно. А таких по стране более 50 миллионов человек. Поэтому в ГИБДД особого ажиотажа в связи с нововведением не ожидают.

Помимо новой категории «М» в рамках существующих категорий («A», «C», «D», «BE», «CE» и «DE»), закон вводит подкатегории. Теперь в правах появятся еще и такие обозначения, как «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E». Объясним, что скрывается за этими символами. Например, А1 — это мотоциклы малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт. «В1» потребуется в правах для вождения трициклов и квадрициклов. К подкатегории «С1» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых свыше 3500 килограммов, но не превышает 7,5 тонн. В подкатегорию «D1» вошли машины для перевозки пассажиров, имеющие от девяти до шестнадцати сидячих мест помимо водительского. Подкатегории «С1Е» и «D1Е» — это возможность управлять машинами категорий «С1» и «D1» с большими прицепами.

Введение подкатегорий потребовалось, во-первых, для того, что привести наше законодательство в соответствие к требованиям конвенции о дорожном движении. А во-вторых, для облегчения обучения водителей. Зачем человеку, который собирается водить микроавтобус, проходить полноценный курс, как на управление городским пассажирским автобусом. Или зачем тому, кто собирается ездить на тяжелых пикапах, которые более 3,5 тонн, обучаться так, будто он собирается управлять многотоннажным грузовиком?

Также документ разрешает принимать экзамен на автомобилях не только с механической коробкой передач, но и с автоматической. Правда, таким водителям в права поставят соответствующую отметку. А если они захотят пересесть на механику, то им придется заново сдавать на права.

Расписаны и возрастные ограничения для каждой из подкатегорий. Например, получить права на легкий мотоцикл («А1») можно с 16. На категории «А», «В», «С», а также на подкатегории «В1», «С1» — с 18 лет. Сесть за руль автобуса («D1», «D») — с 21 года.

Массового обмена прав — не будет. Заменять водительское удостоверение потребуется только тогда, когда истечет срок его действия. При этом все открытые в них категории сохранятся. Если у вас есть категория «С», никто не напишет вам «С1». Можете управлять и теми и другими машинами.

Закон исключает возможность самостоятельной подготовки. Сдавать на права — только через автошколу. Таким образом, отменяется и экстернат. Требования к подготовке и переподготовке водителей, а также требования к автошколам должно установить правительство.

Также в законе предусмотрена аккредитация автошкол, соответствующих этим требованиям, при ГИБДД. Такая аккредитация даст возможность кандидатам в водители сдавать теоретический экзамен и первую часть практического — то есть площадку —  непосредственно в автошколе.

И напоследок, закон запрещает нанимать на работу в качестве водителей тех, у кого нет российских прав. Сейчас на многих маршрутках, на перевозке грузов, да и в обычном такси работают гастарбайтеры. Многие из них не то что русского языка не знают, но и российских правил дорожного движения. Поэтому маршрутки и такси до сих пор считаются у нас наиболее опасным транспортом. Приезжает человек из ближайшего зарубежья. У него есть права со всеми открытыми там категориями. У него есть перевод этих прав. Но как он их там получил, умеет ли водить, знает ли особенности наших дорог? До сих пор это работодателей не волновало. Лишь бы заработать побольше и заплатить поменьше. Теперь это их будет волновать. Ведь помимо поправок в закон «О безопасности дорожного движения», внесены и поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Если фирма наняла водителя без российского в/у, то ей придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Фото: Борис Кавашкин/ РИА Новости www.ria.ru
Текст: Владимир Баршев
Российская газета

2941729417