В Смоленске обсудили реконструкцию улицы Николаева

Свои «за» и «против» по разным аспектам проекта высказали эксперты и общественники, профессиональные строители и урбанисты-любители, водители и пешеходы, велосипедисты и люди с ограниченными возможностями

общественные обсуждения 13.12.2019 реконструкции улицы Николаева_1

Смоленск, 13 декабря. Общественное обсуждение запланированной на 2020 год масштабной реконструкции улицы Николаева в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» состоялось сегодня в мэрии Смоленска.

Глава Смоленска Андрей Борисов, предваряя выступления и дискуссии, подчеркнул, что мероприятие проходит по поручению губернатора Смоленской области Алексея Островского для вовлечения активной общественности в вопросы городской жизни.

«Все знают, что проект был, прямо скажем, сырой. Он требует корректировки; возник основной вопрос для обсуждения — спил деревьев. Но спил — это только малая часть для всего проекта. По аналогии с проспектом Гагарина, мы будем здесь выносить и менять по возможности все сети. Чтобы не возникло ситуации, когда мы отремонтировали дорогу и заменили рельсы, а теперь из-за порывов ветхих труб всё это надо ломать и по-новой потом переделывать, это неправильно», — обозначил Андрей Борисов.

Мэр Смоленска уточнил: в обозначенной части улицы Николаева проходят большой канализационный коллектор на глубине от шести до девяти метров под трамвайными путями, два водовода и труба магистральной теплосети «Квадры».

«Мы послушаем доклады по проекту ремонта этой улицы от разработчика, кому администрация факультативно отдала все корректировки. Мы проводим сейчас синхронизацию со всеми сетевыми и ресурсными организациями в зоне ремонтных работ. В конечном итоге, идеальном случае после нашей встречи, мы должны выработать у всех единое понимание, что мы будем делать, корректировать, что оставлять, убирать или добавлять», — обозначил компромиссный формат встречи глава города.

Представитель подрядной организации доложил, что кроме перекладывания асфальта автодороги, замены коммуникаций под ней и обустройства новых трамвайных путей, также предстоит провести ремонт ливнёвки и замену дорожной инфраструктуры, в том числе обновление светофоров. По проекту под парковки хотят отвести 2400 квадратных метров; ещё около 500 «квадратов» — под обновлённые остановки. Запланировали также полосу под велодорожки (за пределами проезжей части), перенос 70-ти деревьев и высадку новых, а также 300 кустарников.

Мария Волкова, руководитель муниципального учреждения «Строитель» продолжила: проект подразумевает полную замену трамвайных путей, под плиты, по аналогии с проведённой в этом году реконструкцией проспекта Гагарина. По проекту хотят добавить дополнительные полосы, но лишь одну посадочную площадку для пассажиров трамвая — на пересечении с улице Октябрьской Революции. Сделать вторую невозможно, признала Волкова — имеется уклон, но заверила: и подрядчик, и городские власти готовы выслушать все пожелания для корректировки проекта.

Советник главы Смоленска на добровольных началах Алексей Антонов, по его словам, следящий за проектом с момента создания в 2014-м, согласился: физический размер улицы Николаева ограничен, и придётся отказываться, например, от деревьев в счёт парковки. Советник мэра, сославшись на воронежских составителей комплексной схемы организации дорожного движения в Смоленске, привёл следующие данные: по улице Николаева сейчас проезжают порядка 500 транспортных единиц в час (по дороге — около 700, на перекрёстке — уже 200).

По мнению Антонова, на улице достаточно имеющихся сейчас полос, а у перекрёстков (например, на пересечении с улицей Багратиона) стоит добавить по одной каждому направлению. По подсчётам советника, в час пик машины везут по Николаева порядка 750 человек; автобусы — от 1000 до 1500 пассажиров; трамваи — от 1500 до 2000 гостей и жителей Смоленска.

Антонов озвучил предложения от смоленского сообщества урбанистов: выделить трамвай бордюрным камнем, а это, по расчётам неназванных московских коллег, даст существенное ускорение — до 70%, и снизит аварийность, а низкий бордюр, до 10 см, якобы позволит проехать служебным машинам. Энтузист сослался на итоги ряда опросов в соцсетях: от 30 до 56% участвовавших в них пользователей поддерживают установку бордюрного камня, а ещё около 25-30% высказались за разметку.

Советник также пояснил, что в месте, где появится посадочная платформа, возникнет негативный для водителей эффект «бутылочного горлышка». Антонов предложил не строить новые парковочные «карманы», остановки и, таким образом, сохранить зелёные насаждения, а кроме того, ввести запрет на парковку в часы пик.

При этом энтузаисты поддержали решение застройщика создать велополосы, и предложили пустить их, где это возможно, не по проезжей части, а до парковок. Ещё одно предложение Антонова: на дворовых съездах не «спускать» дорогу, а поднимать до уровня тротуара, что создаст безбарьерную среду и естественным образом понизит скорость машин у тротуаров.

Советник мэра предложил поставить складные столбики, сославшись на опыт Москвы, чтобы не парковались на тротуарах (эта идея  не нашла поддержки в зале), установить лавочки и высадить кустарники вместо ограждений вдоль тротуаров, а на трамвайной платформе сделать двусторонний переход.

Аргументируя цифру запланированного спила деревьев на улице Николаева в 2020-м, начальник управления дорожного хозяйства администрации Смоленска Наталья Майорова указала на негативное влияние, которое корневая система деревьев оказывает на асфальт и подземные коммуникации. По словам чиновницы, велодорожки вблизи тротуаров могут представлять опасность для пешеходов.

Представитель отделения ГИБДД управления МВД по Смоленску Ян Золотарёв признал, что в горавтоинспекции к сожалению не успели полностью ознакомиться с проектом, но подчеркнул, что самое главное для ведомства — безопасность. Он также предложил вместе с завышениями перед заездами во дворы поднять и заезды у пешеходных переходов.

Отдельно выступившие из зала высказали ряд идей, в том числе, по возможности, где это не предусмотрено ГОСТом, отказаться от ограждений; выделить цветом или бручасткой велодорожку; учесть интересы людей со слабым зрением, создав дополнительное освещение на «зебрах».

Двое депутатов горсовета, руководители стройкомпаний, не поддержали предложения обособить трамвайные пути бордюром. Один из народных избранников и вовсе высказался за строительство подземного перехода на перекрёстке Николаева — Октябрьской революции. Андрей Борисов возразил, что реализовать эту идею не получится не только из-за непомерной для бюджета Смоленска цены, но и из-за проходящего там большого коллектора.

Третий депутат предложил ввести платные парковки. Замначальника главного управления МЧС по Смоленской области Геннадий Кабашуров также раскритиковал идею с бордюром вдоль рельсов, пояснив, что на вооружении пожарных есть техника, которая попросту не сможет маневрировать на двух ограниченных полосах. Предложение не поддержала и активист «Народного Фронта», медик Марина Сафонова.

Ещё один депутат горсовета Сергей Якимов призвал подрядчиков не забывать про доступную среду для пешеходов, и поднял проблему с парковками в историческом центре Смоленска, к примеру, на улице Дзержинского, где жители многоквартирных домов ставят во дворах заборы, чтобы у них под окнами не парковались посторонние. Ему вторила эколог и активист движения «Живой Смоленск» Ирина Ефимова. По её данным, в каждом районе Смоленска уже не хватает примерно по 1000 парковочных мест,во дворах уже тесно от машин.

Весьма эмоциональными и нашедшими отклик у собравшихся в зале оказались выступления одного из автомобилистов и представителя сообщества строителей. Они подчеркнули, что парковками пользуются в первую очередь те, кто едет в центр Смоленска и, в том числе, на улицу Николаева по работе, а не просто за покупками.

При этом владелица «Центрума» Галина Березина и участник сообщества «Среда по четвергам» Александр Жустарёв, обратившись к мэру и собравшимся, обозначили: пешеходный трафик также развивает бизнес, а увеличение полосности не снизит пропускаемость на перекрёстках.

Поддержку среди части собравшихся получили выступления молодых смолян. Уроженка Смоленска, 25-летняя Екатерина Шунаева, попросила местные власти развивать город так, чтобы было удобно не только автомобилистам. Молодая мама и автомобилистка Светлана Яковлева, как раз проживающая на улице Николаева, автомобилист, заверила, что ситуация в этой части Смоленска «достаточно критическая».

Она, рассмотрев её, как смогла, со всех сторон, констатировала: люди здесь уже задыхаются, и в скором времени улица Николаева может «составить конкуренцию» самому загазованному перекрёстку города — Медгородку. Смолянка добавила, что лавочки на тротуарах всё же нужны для отдыха большинства пешеходов среди жителей улицы Николаева — пенсионеров.

Макар Степанов, активист сообщества «Смоленск велосипедный», озвучил чаяния любителей езды на двухколёсном транспорте. Он высказался за сохранение зелёных насаждений и занижение на тротуарах, но категорически против брусчастки на велодорожках, так как в холодное время года она становится скользкой.

Тему дорог «в ноль» развила представитель местной организации инвалидов. Она призналась, что смоленские инвалиды, зная, где в городе идут реконструкции и ремонты дорог, подходят к рабочим и просят их по возможности убрать бордюры.

«Колясочников много, но они сидят дома. Им мешают дороги. 1,5 сантиметра уже высоко», — пожаловалась смолянка.

Мэр Андрей Борисов резюмировал проведённое обсуждение и анонсировал следующую встречу — уже с демонстрацией «проекта 2.0», с учётом озвученных сегодня и внесённых предложений.

«Все желающие смогли высказаться. Все друг друга услышали. Я очень рад, что и общественные организации здесь присутствуют, ОНФ, и депутаты в достаточно большом представительстве. Все ключевые вещи услышаны. Предлагаю через какое-то короткое время, может быть, конец января, чтобы было пару недель времени на разбежку, исходя из того, что было сегодня предложено, сделать визуализацию озвученного. Тут ключевое, основные вопросы: выше-ниже тротуары и съезды, деревья, велодорожки. По платформе, которую, как выяснилось, сделать нельзя, тоже надо смотреть», — подытожил глава Смоленска.

Напомним, в начале сентября этого года губернатор Смоленской области Алексей Островский рассказал о возможных планах по реконструкции улицы Николаева. А в начале зимы глава региона подчеркнул: при проведении работ в этой части Смоленска спилят только аварийные деревья.

текст: Анатолий Гапеенко

313270313270



2 комментария

  1. А на что будут жить работники МУТТП?! На 9-10 т? Год?

  2. Очень волнует вопрос парковок на тротуаре на ул. Николаева,59 — где дети выбегают из мазагина «Магнит» прямо под колёса автомобилей (как и на ул. Кирова,15 у «Пятерочки»), и на Николаева,27, где спускаясь с лестницы — упираешься в кучу авто, припаркованных прямо у ступенек, что не возможно проехать по тротуару с коляской! В этих местах широкие тротуары, так может здесь надо сделать больше карманов со стороны проезжей части для авто, а не устраивать парковку прямо на тротуарах, чтобы автомобили ездили по тротуару наступая на пятки пешеходов?

Комментировать