Смоленский самолёт стал рестораном
В центре международной столицы банков – швейцарском Цюрихе – пару лет назад открылся необычный ресторан, «изюминкой» которого стал… некогда базировавшийся в Смоленске советский самолёт
Название у ресторана тематическое – «Runway 34» (в переводе – «Взлётная полоса 34»). Узнать подробнее о необычной судьбе крылатой машины смог смоленский блогер Кирилл Солок.
Как пишет наш земляк в своём «Живом Журнале» (www.solock.livejournal.com), основой интерьера заведения стал Ил-14Т, расположенный внутри ресторанного зала. Вокруг самолёта разместились столики для посетителей, а внутри фюзеляжа – сигарная комната. Здание ресторана представляет собой стилизованный ангар. Автор идеи и хозяин этого уникального заведения – швейцарский пилот Рето Сипел, ранее летавший в SwissAir.
Блогер выяснил, что 20 лет назад этот самолёт базировался в Смоленске. Ил-14Т выпустили в 1957 году на авиазаводе в Ташкенте. После его по бортовым номером «21» поставили ВВС Советского Союза. Службу транспортный Ил-14 нёс до конца 80-х годов, после чего был списан и некоторое время находился на стоянке аэродрома «Смоленск-Северный». В 1989 году самолёт передали ДОСААФ, и он перелетел на «Смоленск-Южный». Больше года машина стояла без дела на стоянке местного аэроклуба «Полёт».
В начале 90-х самолёт продали за 22 тысячи тогдашних рублей в подмосковное Мячково. Там Ил-14 получил белую окраску «РОССИЯ» и новый регистрационный номер Федерации любителей авиации. Крылатому «транспортнику» нашли работу: он несколько раз курсировал между столицей, Липецком и Петрозаводском.
В 1996-ом самолёт опять перебазировали – на аэродром Лётно-исследовательского института в Жуковском. Там он и простоял в забвении до начала 2000-х, пока его не приметил деловитый швейцарец. Будущий ресторатор присматривался к американским ретро-самолётам, но они стоили недёшево. Зато наш Ил-14Т обошёлся гораздо дешевле. И более того – до Цюриха он смог добраться своим ходом (при том, что машине было почти полвека и налетала она без малого 10 тысяч часов). Правда, настойчивому Сипелу пришлось преодолеть бюрократическую препону, перерегистрировав покупку в Киргизии. По пути в Швейцарию лётчики совершали посадки в Бресте и Варшаве, а в Цюрихе их встретили восторженные местные жители, где самолёт с неспокойной судьбой нашёл свой окончательный приют.
Анатолий ГАПЕЕНКО