Смоленский музей ГИБДД принимает гостей
Музей ГИБДД – не самый посещаемый из музеев Смоленщины. Да и попасть туда не так просто: находится он в управлении ГИБДД, что на Тихвинке, а режим там пропускной. Хотя экскурсии туда всё же водят: стоит только собрать небольшую группу – от пяти человек и позвонить в ведомство.
Музей появился в 1986 году, и вот уже больше 25 лет сотрудники бережно собирают экспонаты. По крупицам, помогают в основном ветераны ведомства. Кто-то принёс давно пылившиеся дома фотографии, кто-то – грамоты, значки, вымпелы и прочую атрибутику.
Несмотря на то, что музей ютится всего в двух комнатах управления ГИБДД в Тихвинке, здесь полным-полно любопытного раритета.
– Посмотрите: здесь у нас приборы, которыми раньше измеряли скорость, – говорит инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД по Смоленской области Виктория МАРИНА. – Вот этот называется «Фара». Его выпустили в 50-х годах. Это дедушка нынешних радаров.
Дедуля выглядит грозно: металлическая коробка с кнопочками, с виду напоминающая большой секундомер, только шкала проградуирована в километрах в час. Кстати, максимальная скорость, которую могла уловить «Фара», – 120 км/ч.
Рядом на полочке стоит странный железный кирпич с антенной. Это переносная радиостанция «Виола», объясняет наш экскурсовод. Ну, переносная – это громко сказано. Прибор весьма увесист.
– А это, – миниатюрная Виктория пытается поднять какую-то штуку одной рукой, – радар «Барьер-2». Долго с ним не простоишь, он тоже тяжёлый.
Конечно, громоздкая техника прошлого – не чета сегодняшним разработкам. Но инспекторы с ней работали и успешно ловили нарушителей. Садились, например, на мотоцикл и ехали патрулировать городские улицы. Один из мотоциклов, колесивших по Смоленску, выставлен в музее ГИБДД. Это «Урал» 1960 года выпуска. Именно на таком герой Жжёнова гонялся за Юрием Деточкиным в фильме «Берегись автомобиля».
На экспонате 40 лет назад ездили инспекторы смоленской ГАИ. Затем транспорт списали, подкрасили, оборудовали и перевели в ранг экспонатов. Теперь верхом на байке сидят уже не полицейские, а дети, которых приводят на экскурсии.
Кстати, за музеем присматривает нетипичный охранник. Волк из «Ну, погоди!». Эту мягкую игрушку в костюме полицейского подарили воспитанники одного из смоленских детских домов.
– Вот здесь у нас тоже любопытный уголок. Ни за что не догадаетесь, что это, – говорит Виктория, указывая на какую-то железную коробку с надписью «Вятка-20. 1974 год». – На этой штуковине сдавали на водительское удостоверение до того, как в распоряжении ГИБДД появились компьютеры. Желающие сесть за баранку выбирали на приборе билет и нажимали соответствующую кнопочку ответа. И по каждому вопросу высвечивалось – верно ответил или нет.
Рядом, на табуретке, лежит доска с разметкой и миниатюрными дорожными знаками и машинками. Это оборудование для сдачи второй части экзамена на права: будущие водители тащили билет и расставляли машинки.
В музее хранится не только техника прошлого века, но и атрибутика, форма, фотоархивы инспекторов дорожного надзора.
– Здесь личные вещи инспектора ДПС 4-го взвода отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Александра Скакунова, – говорит Виктория Марина. – Молодой лейтенант милиции трагически погиб при исполнении в декабре 2005 года. Он участвовал в преследовании угнанной «Ауди-80» в посёлке Сортировка. Александр Скакунов ценой своей жизни спас товарища. Преступник начал стрелять и ранил коллегу лейтенанта. Скакунов прикрыл инспектора патрульной машиной и блокировал преступника. И был расстрелян в упор из автомата Калашникова. Благодаря отваге молодого лейтенанта напарник Скакунова смог вытащить пистолет и открыть огонь по преступнику.
К слову, в память о погибших при исполнении установлен памятник. Он стоит у дверей ведомства.
– Наша комната истории ГИБДД создана для того, чтобы учить молодёжь на традициях ветеранов, – говорит Виктория Марина. – Чтобы убедить новое поколение в том, что наша служба очень важна для общества.
«Смоленская газета»
Автор: Юлия Веселова