Смоленский автовокзал перечислит незаконно полученный доход в 2,7 миллиона рублей
Как сообщает пресс-служба Смоленского УФАС, 9 июля Федеральный арбитражный суд Центрального округа отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций по делу о незаконном взимании ООО «Смолоблпассажиртранс» комиссионного сбора за предварительную продажу билетов для проезда автобусным транспортом.
Теперь ОАО «Смолоблпассажиртранс» должно перечислить в федеральный бюджет незаконно полученный доход в размере 2,7 миллиона рублей.
Напомним, летом 2013 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (Смоленским УФАС России) по итогам рассмотрения заявления смолянина было принято решение по делу № 04-01/03-2013 о признании ОАО «Смолоблпассажиртранс» (Смоленского автовокзала) злоупотребившим доминирующим положением и нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так, при продаже билетов на регулярные межобластные, внутриобластные и пригородные перевозки пассажиров Общество взимало с пассажиров дополнительную плату в виде комиссионного сбора. Ставка комиссионного сбора была установлена в зависимости от дальности поездки:
на межобластных маршрутах – 42 рубля;
на внутриобластных маршрутах – 27 рублей;
на пригородных маршрутах – 10 рублей.
Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что продажу таких билетов в г. Смоленске осуществляло только ООО «Смолоблпассажиртранс», и дополнительная плата взималась со всех потребителей, если они приобретали билеты более чем за 24 часа до отправления автобусов в соответствии с распоряжением руководства автовокзала. Более того, расходы на оплату услуг автовокзалов были учтены при утверждении Департаментов Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политики Обществу тарифов на перевозки пассажиров и багажа.
Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что вследствие данного правонарушения ОАО «Смолоблпассажиртранс» незаконно получило доход в размере 2,7 миллиона рублей.
Обществу было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет данной суммы и прекращении взимания с пассажиров комиссионного сбора за предварительную продажу билетов.
Однако ОАО «Смолоблпассажиртранс» обжаловало решение и предписание Смоленского УФАС России в арбитражный суд, что позволило обществу не исполнять предписание.
Суды первой и второй инстанций поддержали Общество, признав ненормативные правовые акты антимонопольного органа недействительными. Суды посчитали, что Смоленское УФАС России неправильно определило продуктовые границы товарного рынка, на котором было выявлено нарушение, и не учло при проведении анализа рынка деятельность организаций, занимающихся перевозками фрахтования. Также суды усмотрели в действиях Общества признаки навязывания невыгодных условий договора, и антимонопольному органу до возбуждения дела согласно статье 39.1 Закона «О защите конкуренции» необходимо было выдать предупреждение, что указывает на существенное нарушение процедуры рассмотрения дела № 04-01/03-2014.
Смоленское УФАС России только в суде кассационной инстанции сумело доказать правомерность принятых по вышеуказанному делу актов. Федеральный арбитражный суд Центрального округа отменил решения нижестоящих судов и принял новое решение об отказе Обществу в удовлетворении требований в полном объёме.
Как пояснил заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России Андрей Романов, «Перечисление в федеральный бюджет незаконно полученного ОАО «Смоленскпассажиртранс» дохода является компенсационным видом ответственности нарушителя антимонопольного законодательства перед государством и не снимает ответственности Общества перед теми потребителями его услуг, которые уже оплатили комиссионный сбор. Такие потребители вправе требовать возврата незаконно полученных Обществом сумм в судебном порядке».