Контроль за подготовкой водителей усилят
Всем автошколам придется обзавестись собственной площадкой для обучения вождения.
Пока это еще не закреплено ни в каких законодательных актах. Но к этому все идет. На прошедшей в Сочи 16-й международной конференции по подготовке водителей «Автошкола-2013», представители этих организаций предложили закрепить требования к площадке, предназначенной для обучения будущих водителей первоначальным навыкам управления автомобилем, в программах обучения.
Свершилось неожиданное. Еще не столь давно большинство автошкол требовало вообще отменить площадку, а также и первый этап экзамена по вождению. Эта волна поднялась в 2009 году, когда был принят известный регламент по приему экзаменов в ГИБДД, который обязывал все автошколы строить автодромы. А сейчас директора этих учебных заведений ратуют за то, чтобы и площадки были, и требования к ним прописали бы.
Что же случилось? Напомним, что не столь давно лицензирование автошкол было максимально упрощенно. Раньше такую учебную организацию на наличие помещения для обучения, площадки, учебных автомобилей, методических материалов и прочее проверяли сотрудники ГИБДД. И только на основании их заключения выдавалась лицензия. После упрощения процедуры для получения лицензии необходимо было представить в лицензирующий орган только необходимый пакет документов. Никто не проверял соответствие написанного на бумаге, тому, что есть в действительности. В результате появились так называемые портфельные и сетевые автошколы. Первые, по пакету документов, под которыми ничего нет, получали лицензии. Как правило, в такой автошколе кроме директора да бухгалтера больше никто не работал. Директор либо сам читал лекции, либо нанимал не слишком претенциозного педагога. А на вождение отдавал учеников вообще на сторону, частным автоинструкторам.
У сетевых автошкол, как правило, есть хотя бы одна нормальная автошкола. Но далее они начинают развивать свои филиалы, в том числе в соседних регионах. А в качестве материальной базы указывается то, что числится за основной школой. В итоге, у сетевой автошколы в Омске, учебный класс и площадка — в Воронеже.
Бесконтрольность данной сферы позволяет не обучать водителя, а торговать сертификатами об окончании обучения. Для этого никакой материальной базы, кроме принтера и печати, не требуется. Цены в таких автошколах — как раз равны стоимости канцелярских принадлежностей. В Интернете можно найти предложения по подготовке водителя по полной программе всего за пять тысяч рублей. Именно это привлекает желающих получить права и оттягивает их от нормальных автошкол.
Проблема ведь еще и в том, что большинство желает именно получить права, а не обучиться управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих.
Между тем министр транспорта Максим Соколов недавно заявил, что стоимость подготовки водителя не может быть ниже 26 тысяч рублей. Если она ниже, значит, сделано это в ущерб программе подготовки водителя, то есть за счет сокращения количества положенных часов.
По мнению министра транспорта, стоимость подготовки водителя не может быть ниже 26 тысяч рублей
Напомним, что сейчас программа предусматривает 106 часов теории и 50 часов вождения. Вы найдете инструктора, который за пять тысяч откатает с вами все 50 часов? Какого качества водитель выедет из ворот такой автошколы — догадаться не сложно.
Примечательно, что бороться с такими автошколами довольно тяжело. Потому что те, кто воспользовался их услугами, никому не жалуются. Им даже не на что жаловаться. С ними либо не заключались договоры, либо заключались такие, по которым никто никому ничем не обязан.
Министр транспорта видит выход в том, чтобы удалять нарушителей с рынка, но этим должно заниматься министерство образования.
В связи с вступлением в силу нового закона об образовании у минобрнауки могут появиться нужные рычаги. Сейчас разрабатываются новые правила лицензирования. В них, в частности, пока предполагается вернуть инспектора ГИБДД для проверки материальной базы автошкол.
И порядочные автошколы увидели в площадках средство защиты от недобросовестных демпингующих конкурентов. Ведь площадка это не просто кусок земли. Она должна быть заасфальтирована, на ней должны быть некие элементы для обучения, например, так называемая «горка». А это уже сложное инженерное сооружение. Да и все элементы на этой площадке должны обеспечивать безопасность учеников и учителей. Во все это нужно вкладывать деньги. Уже на одном принтере как бы учебного бизнеса не построишь. А если содержать всю материальную базу, то остается только два варианта: работать по правилам или уйти с рынка.
Напомним также, что ГИБДД прорабатывает вопрос о том, чтобы перенести теоретический экзамен и проверку первоначальных навыков обучения вождению на территорию автошкол. Действительно, раз уж самоподготовки больше нет, зачем содержать огромный парк учебных машин? Зачем свои собственные площадки, которые также требуют средств, если все это уже есть у автошкол?
Но тут возникает новая проблема. В небольших городах найти место для площадки, а то и для автодрома — не проблема. Но в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, да даже в Екатеринбурге земля — на вес золота. И власти с большим удовольствием отдадут ее под какой-нибудь торговый центр, чем под обучение будущих водителей. Как быть с этим?
В резолюции конференции участники предлагают законодательным и исполнительным органам проработать вопрос о выделении участков автошколам именно для учебных площадок. Чтобы было и где обучать, и где ГИБДД принимать экзамены.
Кстати, и минтранс, и минобрнауки, и Главное управление ОБДД МВД России пообещали учесть рекомендации конференции при подготовке нормативных актов.
А в это время снова зазвучали призывы отказаться от проверки первоначальных навыков управления, то есть от площадки. Кто поднимает эту волну — не сложно догадаться. Понятно, что если их не будут проверять, то и площадка в автошколе станет не нужна. И единственного средства защиты населения от «серых» автошкол уже не будет. И снова пышным цветом расцветут сетевые и портфельные организации.
Текст: Владимир Баршев
Российская газета