ГАИ вернулась в автошколу
Такой жесткий контроль будет гарантией того, что молодые водители действительно научатся управлять машиной, их шансы сдать экзамены с первого раза возрастут. А других водителей на дороге обезопасит от встречи с недоучками за рулем. За девять месяцев в аварии попали более 19 тысяч водителей. Каждый седьмой из них — новичок за рулем.
Теперь перед выдачей лицензии на обучение вождению автошколы проинспектирует Госавтоинспекция. Это требование прописано в новом положении о лицензировании образовательной деятельности. Постановление правительства, утвердившее эти требования, вступит в силу на следующей неделе.
До сих пор требования к автошколам были максимально либеральными. Лицензию можно было получить, предоставив в Рособрнадзор только пакет документов. При этом никто не проверял, а есть ли в школе учебные машины, кабинеты, преподаватели. В результате появилось огромное количество так называемых портфельных автошкол. При этом лицензия выдавалась бессрочно.
Автошкола могла ее лишиться, только если на нее поступали жалобы, и на основании этих жалоб назначались проверки. Но в большинстве случаев жалобы даже на самые халтурные заведения были единичными.
В прошлом году Генпрокуратура провела массовую проверку автошкол в некоторых регионах. Претензий у прокуроров оказалась масса.
У некоторых автошкол нет образовательных программ, графиков вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой. Прокуратуры Республики Башкортостан, Московской области, Санкт-Петербурга, Ставропольского края установили, что кандидаты в водители не проходят полный курс обучения.
Поводом для этой проверки послужил рост аварий почти на 12 процентов с участием водителей со стажем менее трех лет.
И вот либерализация рынка автошкол закончилась. Теперь перед получением лицензии инспектор ГИБДД должен будет посетить автошколу и либо выдать, либо не выдать заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям для образовательных программ подготовки водителей.
Это заключение будет документом строгой отчетности. При лицензировании в данные об автошколе будут вноситься реквизиты этой бумаги.
В ГИБДД пока еще не знают, что это будет за документ. Скорее всего его форму и содержание установят соответствующим приказом МВД или совместным приказом МВД и Рособрнадзора.
Сразу оговоримся, что тем автошколам, у которых есть лицензия, проходить заново эту процедуру не придется для обучения на ныне действующие категории .
Однако с 5 ноября вступают в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми у нас вводятся новые категории и подкатегории. Чтобы обучать водителей по новым категориям, например на мопеды, или легкие мотоциклы, или на квадрациклы, автошколам придется получать новые лицензии. Несложно догадаться, что категории «М» и «D1» (автобусы до 16 мест) будут очень востребованы. Понятно, что большинство автошкол не захочет упускать желающих обучиться на эти категории. Тем более что с пятого же ноября самоподготовка будет запрещена, и сдать экзамены в ГИБДД смогут только те кандидаты в водители, которые прошли соответствующее обучение в лицензированном образовательном учреждении. Так что лицензироваться автошколам все-таки придется. А значит, придется предъявить инспектору ГИБДД учебно-материальную базу, соответствующую образовательным программам.
Правда, пока еще сами программы не разработаны. Этим в спешном порядке занимается министерство образования.
Срок на подготовку документов установлен максимально короткий — 60 дней. Так что остается скромная надежда, что к концу декабря программы будут утверждены.
Предполагается, что именно в программах будут прописаны требования к учебно-материальной базе, то есть к классам, площадкам и автомобилям, которые и будут проверять сотрудники Госавтоинспекции.
Текст: Владимир Баршев
Российская газета