Россия может выйти в лидеры по продаже легковых автомобилей в Европе
Об этом на «Деловом завтраке» в «РГ» заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Также он подчеркнул, что из-за временного падения спроса на автомобили отечественного производства не стоит ожидать резкого снижения их стоимости.
В гостях у «Российской газеты» на «Деловом завтраке» был министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Начали разговор с того, что сейчас активно обсуждают: якобы минпромторг собирается продлить популярную в народе программу льготной утилизации старых автомобилей. Она, напомним, завершилась год назад.
Денис Валентинович, это правда, что программу хотят продлить?
Денис Мантуров: Сегодня у нас нет оснований для возобновления той программы, которая достаточно успешно отработала в кризисный период, в 2010-2011 годах. По ее итогам было утилизировано около 600 тысяч старых автомобилей, столько же продано новых, причем российского производства. На каждый старый автомобиль выдавался сертификат на скидку в 50 тысяч рублей.
Таким образом, общий объем средств, сэкономленных нашими гражданами при помощи государства на покупке новых автомобилей, составил 30 миллиардов рублей.
Но спрос-то на автомобили российского производства падает. Аналитики говорят о заметном затоваривании складов. Есть разные мнения о том, как это повлияет на рынок. Одни эксперты считают, что производители сократят поставки, и цены на автомобили в следующем году подрастут. Другие утверждают: конкуренция так высока, что цены могут упасть. Как по-вашему?
Денис Мантуров: Если я, к примеру, скажу, что цена снизится, то люди будут ждать этого момента, а значит, продаваться автомобили какое-то время не будут.
Многое на этом рынке сегодня зависит от маркетинговой политики каждой из компаний в отдельности. Естественно, никто в убыток торговать не собирается. За каждым крупным автомобилестроительным заводом стоит коллектив, который нужно кормить, вовремя платить зарплату. Если они будут продавать свою продукцию ниже себестоимости, себе в убыток, то, естественно, пострадают работники этих предприятий. Поэтому, здесь будет золотая середина. Ожидать каких-то массированных скидок не следует.
Что касается снижения продаж автомобилей, то, действительно, по октябрю 2012 года мы это наблюдаем. До конца года получим статистику по ноябрю. Но реальные выводы о рынке можно делать не раньше марта 2013 года. С учетом того, что январь традиционно сложный месяц для любых продаж, более-менее показательным будет февраль. В целом в этом году автопром демонстрирует один из лучших результатов. Второе место в Европе на рынке продаж легковых автомобилей. По продажам мы преодолеем в этом году планку в 3 миллиона единиц. По итогам года рынок вырастет почти на 12 процентов по отношению к 2011-го ). При условии сохранения этого тренда развития Россия к 2014 году может стать первым рынком в Европе.
Правда, что на днях АвтоВАЗ перешел под контроль иностранных производителей, но нашим людям не стоит по этому поводу расстраиваться?
Денис Мантуров: Чистая правда. Беспокоиться не стоит. АвтоВАЗ перешел под контроль Международного концерна. Но при этом когда мы говорим про АвтоВАЗ, то российский бренд «Лада», совершенно точно сохраняется. В этом особенно был заинтересован «Рено-Ниссан» при проработке сделки, поскольку 30 процентов нашего рынка занимает продукция АвтоВАЗа.
Основное в автомобиле, это массовое производство единой базы — шасси и силовых агрегатов. Если продукция массовая, она тем самым снижает издержки при инвестициях и производстве. Соответственно, снижается себестоимость, обеспечивается конкурентная цена. АвтоВАЗа это в данном случае прямо касается. Как «Ниссан» будет использовать платформу АвтоВАЗа, так и АвтоВАЗ будет использовать базу «Рено». И вот эта взаимозаменяемость, она дает тот самый экономический эффект.
Кстати, показатели автопрома, о которых мы сейчас говорили, складываются не только за счет российского аутентичного автопрома, но и в первую очередь, наверное, за счет динамики инвестиций, динамики развития иностранных производителей на территории России. Хорошо это или плохо? Наверное, это не плохо. С одной стороны, мы получаем конкуренцию, с другой — достаточно широкую гамму автомобилей на рынке, которые производятся и локализуются в России.
Накануне были озвучены итоги по расследованию катастрофы «Суперджета» в Индонезии. Причина — человеческий фактор. То есть самолет реабилитирован и катастрофа никак не повлияет на судьбу контрактов, будущие продажи?
Денис Мантуров: Как вчера было официально подтверждено, претензий к техническому состоянию самолета нет. Поэтому катастрофа в Индонезии не может повлиять на динамику продаж. Уже до конца этого года в Индонезию будет поставлен первый самолет — все это время его строительство продолжалось.
Какие еще отрасли, кроме автопрома, порадовали вас в уходящем году?
Денис Мантуров: В целом наша промышленность показала хорошие результаты даже в условиях непростой мировой конъюнктуры. За 11 месяцев этого года объем промышленного производства вырос на 2,7 процента, в том числе в обрабатывающей промышленности — на 4,4 процента. Положительная тенденция отмечается практически во всех отраслях — металлургии, машиностроении, электрооборудовании, химическом производстве, фармацевтике, оборонно-промышленном комплексе, лесной промышленности.
«Российская газета»
Текст: Татьяна Зыкова