Юлия Никифорова: «Центр Смоленска каждый день выглядит как будто в День города»

Евгений ВАНИФАТОВ

За последние пять лет туристический поток в Смоленск увеличился втрое. Прошедшим летом было достаточно выйти погожим летним днем в центр города и… буквально потеряться среди многочисленных групп туристов. Как будто это и не Смоленск даже, а Питер. По словам замглавы Смоленска по инвестициям и комплексному развитию Юлии Никифоровой, в городе вот уже несколько лет практически отсутствует такое понятие как сезонность туризма (устойчивые колебания потока путешественников в зависимости от времени года). Туристы едут в Смоленск круглый год.

Каким образом удалось достичь такого результата, какие минусы вскрывает большой туристический поток, а также на какие меры поддержки со стороны администрации Смоленска может рассчитывать бизнес любого размера — об этом Юлия Никифорова рассказала в интервью «О чем говорит Смоленск».

Юлия Сергеевна, давайте начнем наш разговор с темы инвестиций. Слово, с одной стороны, всем давно понятное и привычное, тем не менее, за ним, в конечном итоге, должны стоять конкретные объекты городской инфраструктуры: кафе, гостиницы, кинотеатры и прочее–прочее. Вы курируете в структуре мэрии Смоленска, в том числе, управление инвестиций, поэтому кого как не вас спросить о том, что происходит в этой сфере, куда мы движемся, где у нас прорывные места, а где еще не совсем.

— Управление инвестиций занимается как привлечением инвесторов, так и последующим сопровождением их работы. Мы работаем с инвесторами различного уровня — и с крупным, и со средним, и с малым бизнесом. И ко всем из них относимся одинаково трепетно. Как говорит глава Смоленска Александр Новиков, даже небольшой торговый павильон для нас — это инвестиционный проект. Каждому инвестору мы предоставляем ряд мер поддержки. Самая основная из этих мер, по отзывам самих предпринимателей — сопровождение по принципу одного окна. Ее суть — снижение административных барьеров на всех стадиях: от разработки проектно–сметной документации до получения разрешения на строительство и непосредственно стройки.

Безотносительно его (инвестора) финансовых вложений? Одно дело, когда бизнес намерен вложить миллиард рублей и другое — индивидуальный предприниматель, экономические аппетиты которого ограничены открытием овощного ларька. У вас одинаковый подход и к первому, и ко второму?

— Да. Вопрос в, скажем так, дистанции. В первом случае это забег на длинную дистанцию, во втором — на короткую. Но мы ни в коем случае не делим инвесторов на «хороших» и «плохих» только по объему вложений. Каждый из них вносит свою лепту в улучшение социально–экономического климата Смоленска.

А финансовые меры поддержки инвесторов у вас есть?

— Основная финансовая мера поддержки (в этом году она будет предоставляться уже во второй раз) — это гранты на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Она была организована по поручению губернатора Василия Анохина. Всем муниципалитетам Смоленской области доводятся бюджетные средства на данную поддержку. Бюджет Смоленска, в свою очередь, тоже вносит свой небольшой финансовый вклад. В прошлом году общий объем данной поддержки составил около 67 миллионов рублей по всей Смоленской области. Из них в городе Смоленске мы выдали гранты на сумму 27 миллионов рублей. В итоге 56 физических лиц стали субъектами малого и среднего предпринимательства. Это смоляне, которые хотели начать свое дело, но в силу каких–то причин у них это не получалось. Мы их подтолкнули к этому, выдав невозвратные гранты в размере до 500 тысяч рублей.

Помимо этого, для малого бизнеса у нас востребована такая мера поддержки, как предоставление по преференции помещений, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, предприниматель может не только получить грант на открытие собственного бизнеса, но и выбрать помещение для этого бизнеса.

Такие гранты предусмотрены только для начинающих предпринимателей?

— В прошлом году они выдавались только начинающим предпринимателям. В этом году перечень дополнен также теми, кто закончил свою предпринимательскую деятельность до 2023 года, а теперь опять имеет желание ее возобновить. Конкурс на гранты 2025 года уже объявлен. Вся информация по нему находится на сайте администрации Смоленска в разделе «Малое и среднее предпринимательство».

Данная мера поддержки как–то пересекается с работой центра «Мой бизнес»?

— Да. В данном случае у нас получилась такая интересная коллаборация министерства инвестиционного развития Смоленской области (оно выделяет денежные средства муниципалитетам), центра «Мой бизнес» (проводит обязательное обучение для потенциальных грантополучателей) и администрации города Смоленска, которая проводит конкурс и доводит гранты до предпринимателей.

Это мы говорим о малом бизнесе. А если посмотреть на крупных инвесторов, которые хотят построить в Смоленске гостиницу, большой логистический центр, какие преференции может предложить им городская власть?

— В целом наши меры поддержки перекликаются с аналогичными мерами поддержки правительства Смоленской области. Мы можем предоставить инвестору земельный участок без аукциона при определенных условиях, можем предоставить ему налоговые льготы, если это необходимо. Вообще, когда речь идет о крупных инвесторах, то здесь мы активно взаимодействуем с правительством Смоленского области. Если говорить про объем привлеченных инвестиций по итогам 2024 года — это порядка 27 миллиардов. Надеемся, что по итогам 2025 года объем инвестиций будет еще больше, поскольку в Смоленске сейчас реализуются серьезные инвестиционные проекты.

Вот о серьезных инвесторах хотелось бы поговорить подробнее.

— Если говорить о крупных инвестиционных проектах, то один из них – это строительство логистического распределительного центра «Вайлдберрис» общей площадью более 179 тысяч квадратных метров. Логистический центр предназначен для хранения, упаковки и распределения товаров. Его запуск станет мощным стимулом для развития малого и среднего бизнеса в регионе, позволив предпринимателям существенно снизить логистические издержки, сократить сроки доставки товаров до покупателей и расширить географию продаж, включая рынки других регионов России.

Еще один интересный капиталоемкий проект — это физкультурно–оздоровительный комплекс «Дельфин». Он реализуется при поддержке министерства спорта РФ, правительства Смоленской области с привлечением средств частного инвестора. Это в своем роде пилотный проект для всей России. Многие спортивные объекты, которые были построены в 70–е годы прошлого века, требуют сегодня значительных денежных вложений. У муниципалитетов, как правило, таких средств нет. Выход из ситуации — форма государственно–частного партнерства. Инвесторы вкладывают средства, далее объект будет приносить им прибыль, вместе с тем само здание останется в собственности муниципалитета.

Что будет вместо старого «Дельфина»?

— Функциональное назначение останется прежним – спортивный бассейн. Плюс к нему добавится акватермальный комплекс. И мы рассчитываем, что «Дельфин» будет пользоваться спросом не только у местных жителей, но и станет точкой притяжения для гостей из других городов.

 Да, очевидно, что гостей в нашем городе значительно прибавилось. А как вы в целом оцениваете инфраструктуру гостеприимства? Например, что можете сказать о системе общепита в Смоленске?

— На данный момент в Смоленске работает около 380 предприятий общественного питания разного ценового и качественного уровня. Где–то качество оставляет желать лучшего, мягко говоря. Конечно, до идеала нам еще далеко, но вместе с тем за последнее время в Смоленске появилось много новых заведений, например, на улице Ленина. Эту улицу я, кстати, хотела бы отметить отдельно. Вспомните, ведь еще в начале 2020–х годов она была пустыней, транзитной улицей. Никто там не задерживался. Потом у нас появилась идея поставить там лавочки. Их помогли поставить смоленские предприниматели. Поставили и… сначала получили массу негатива от местных жителей. Но вместе с тем, на этих лавочках стали задерживаться люди, были не прочь выпить кофе или перекусить. Спрос, как говорится, рождает предложение. И в итоге на улице Ленина один за одним начали открываться уютные кафе.

От общепита перейдем к оценке гостиничного фонда Смоленска. Здесь интересна ваша оценка именно как представителя мэрии, поскольку наличие достаточного количества гостиниц — один из важных аспектов привлечения туристов, которые тратят здесь свои деньги, пополняя бюджет города.

— Я сейчас скажу всем очевидную вещь, но все–таки скажу: туризм — это драйвер развития территории. Как ни крути. Когда в городе есть на что посмотреть, есть большое количество объектов культурного наследия, но нет никакой инфраструктуры (чтобы туристам можно было остаться переночевать, перекусить) — эти объекты культурного наследия «затухают».

Говоря о динамике развития туристического потока в Смоленске, я все–таки считаю важным опираться не на цифры предыдущего года, а сравнить ситуацию с доковидным периодом. Так вот, за период с 2019 по 2024 годы туристический поток в Смоленске вырос втрое. Соответственно, если бы мы с вами беседовали про гостиницы в 2019 году, я бы, наверное, сказала, что в целом их достаточно. Однако далее у нас прошла большая рекламная кампания Смоленска на билбордах на улицах Москвы, мы стали проводить событийные мероприятия. (Мы — это я говорю в целом и про правительство Смоленской области, и про администрацию Смоленска.) Но самое главное — последние два года мы стали активно приводить в порядок территорию Смоленска, заниматься благоустройством, дорожными ремонтами улиц и парковых зон, сделали прекрасную архитектурную подсветку.

Не буду вам перечислять, какое количество таких территорий было приведено за три последние года, думаю, вы как горожанин сами все видите. Теперь перед туристами мы можем похвастаться не только своими объектами культурного наследия, но и красивыми и ухоженными улицами, парками, скверами. В летнее время центр Смоленска каждый день выглядит как будто в День города.

А про гостиницы я могу сказать, что в Смоленске катастрофически не хватает хороших трех–, четырех–, пятизвездочных гостиниц. Все имеющиеся (хорошие) загружены по максимуму практически круглый год.

Недавно я общалась со смоленскими туроператорами, и они также в один голос заявляют, что сейчас сезонности как таковой у них нет. Если раньше был высокий сезон — был теплый период и новогодние праздники, а в остальное время тишина, то сегодня все иначе. Очень много индивидуальных туристов. Наш основной туристический рынок — это Москва и Московская область. Транспортная доступность великолепная, поэтому туристы и едут круглый год. Мы это, конечно, прекрасно понимаем и ведем переговоры с потенциальными инвесторами для того, чтобы привлечь сюда гостиничные проекты (в идеале, конечно, сетевые).

Давайте представим, что вы турист. Что бы наиболее воодушевило вас после прогулки по Смоленску? И что разочаровало бы?

— Когда я посещаю другие города (неважно, по работе или с частным визитом), то сразу же начинаю там смотреть и сравнивать: что у них лучше, чем у нас, что хуже. Такая профессиональная деформация. Поэтому мне, наверное, сложно будет сказать, но если… Если бы я была туристом, я бы впечатлилась красивым уютным центром Смоленска и его убранством, особенно в вечернее время. Ну и, конечно же, достопримечательностями, отражающими наше героическое прошлое. Крепостной стеной, например. Ну и, естественно, я была бы в восторге от храмов. Лично мне очень нравится храм Архангела Михаила XII века. Он очень аскетичный, но вместе с ним несет такую мощную энергетику, которая ощущается физически. И не могу не сказать о Свято–успенском кафедральном соборе, который так торжественно возвышается над нашим городом.

А что бы не понравилось?

— Наверное, не понравилось бы обилие торговых объектов. Разношерстных, разнохарактерных. А также разношерстица в вывесках. Объясню, почему. Во–первых, мы в этом направлении работаем, поэтому у меня такое пристальное внимание к этим вопросам. Во–вторых, когда у нас такие исторические улицы, хотелось бы их вот эту историчность, эту красоту сохранить, чтобы не мешал визуальный шум, как принято сейчас говорить: эти огромные яркие вывески, будто вернувшиеся к нам обратно из девяностых. Хотелось, чтобы аутентичность улиц Смоленска была более заметна.

В завершение туристической тематики давайте обозначим перспективы вхождения Смоленска в какой–либо большой туристический маршрут а–ля «Золотое кольцо» (частью которого мы так и не стали).

— Если мы посмотрим географию «Золотого кольца», то увидим, что логистически Смоленск никоим образом не может войти в его состав. Хотя мы в 2021 году вместе с Ростуризмом занимались разработкой похожего маршрута «Большое Золотое кольцо». Но я вам точно могу сказать, если бы тот проект воплотился бы в жизнь, то Смоленск все равно бы в него не вошел. Вошли бы несколько муниципальных округов, граничащих с Московской областью.

Вместе с тем есть иные интересные направления. Например, по линии Союзного государства России и Белоруссии. Существующая транспортная инфраструктура позволяет связать в один туристический маршрут несколько областей Белоруссии и Смоленск. А треугольник «Витебск–Псков–Смоленск» уже давно не дает нам покоя, поскольку все эти города исторически очень близки друг к другу.

Получается, есть все шансы сделать не «Золотое кольцо», а, например, «Братский треугольник».

— Как вы сказали? Братский треугольник? Отличное название, возьмем в проработку.

620509620509