Взгляд изнутри. Или что происходит за дверьми геронтологического центра «Вишенки» в Смоленске

Олеся Томашова

После статьи в местных и федеральных СМИ на центр «посыпались» проверки и визиты журналистов

Смоленск, 28 декабря. Последние дни в геронтологический центр «Вишенки» приходят много нежданных гостей. После статьи в местных и федеральных СМИ на центр «посыпались» внезапные проверки и визиты журналистов.

Напомним, в публикациях от имени студентов-медиков рассказывается о якобы некачественном оказании медицинской помощи постояльцам социального учреждения и не должном уходе за стариками.

Губернатор Алексей Островский поручил своему заместителю Оксане Лобода провести проверку в «Геронтологическом центре «Вишенки» по фактам, изложенным в публикациях. Доклад по итогам проверки должен быть представлен лично главе региона. Также Алексей Островский потребовал, чтобы к проверке были привлечены общественники.

Мы решили выяснить, как живут постояльцы «Вишенок» на самом деле: прошлись по коридорам и заглянули в палаты центра, побеседовали с людьми, которые находятся и работают здесь.

Напомним, центр официально открылся летом 77-го. В то время он представлял собой трехэтажный корпус. В 1994-м был введен в эксплуатацию 9-этажный корпус.

На сегодняшний день в центре живут 550 человек (всего учреждение рассчитано на 623 пациента). Из них 112 — лежачие. В структуре центра — 3 отделения — социально-реабилитационное (здесь проходят реабилитацию больные после перенесенного инсульта), отделение «Милосердие», где осуществляют уход за лежачими пациентами и теми, кому трудно обслуживать себя самостоятельно, и отделение общего типа.

«Штат учреждения укомплектован более чем на 75 процентов, — говорит директор геронтологического центра «Вишенки» Наталья Корчигина. — Врачами мы укомплектованы практически на 90%, и мы не чувствуем нехватки. В учреждении на постоянной основе трудятся 16 врачей, есть узкие врачи-специалисты, работают 3 невролога. Медицинская помощь оказывается в полном объеме».

Наталья Корчинина опровергла информацию о нехватке памперсов и медикаментов. И пояснила, что закупка всех необходимых для работы материалов, в том числе лекарственных препаратов и средств ухода за пациентами, происходит в порядке, предусмотренном для бюджетных учреждений.

«Мы осуществляем закупки по 44-му Федеральному закону, учреждением закуплены дезинфицирующие средства, антисептики и средства ухода, а также лекарственные препараты. Памперсы и протипопролежневые матрасы поступают за счет средств фонда социального страхования по индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов (ее составляет МСЭ). Количество памперсов прописано в индивидуальной программе».

По словам руководителя центра, если человек не является инвалидом и ему «не прописаны» памперсы, но он в них нуждается, ему также выдают эти средства гигиены.

Сегодня и памперсы, и абсорбирующее белье и пеленки есть в наличии и в достаточном количестве.

Забота о здоровье и досуге постояльцев — на постоянном контроле сотрудников. Пациенты регулярно проходят обследование пациентов на туберкулез. Руководитель центра заверила: случаев опасного заболевания в «Вишенках» выявлено не было.

Чтобы постояльцы не скучали, для них составляется насыщенная культурная программа. Мероприятия проводятся практически каждый день. Перед бабушками и дедушками выступают волонтеры, детские коллективы, юнармейцы. И здесь таким визитам всегда рады.

Журналисты посетили социально-реабилитационное отделение центра, где восстанавливают здоровье люди, перенесшие острые нарушения мозгового кровообращения. И многих здесь буквально ставят на ноги.

«Если сначала они передвигаются в пределах комнаты и выходят в коридор, то потом ходят на водные процедуры, начинают гулять на улице. Если человек сам не в состоянии передвигаться на большие расстояния, он делает это в сопровождении персонала», – рассказывает заведующая отделением Ирина Игнатьева.

Возраст больных — от 35 до 80 лет. Курс лечения — от месяца до шести. При этом, возможна повторная реабилитация. Отделение включает тренажерный зал, 2 массажных зала, физиокабинет, зал ЛФК… Работает кабинет эрготерапии. Психолог помогает пациентам восстанавливать моторику руки после инсульта и вновь обрести навыки, которые были утрачены. В ход идут детские игрушки.

При необходимости подключается логопед. После инсульта, к сожалению, некоторые не могут «нормально» говорить. Приходится учиться заново. Большой популярностью среди перенесших инсульт пользуется тренажерный зал — в момент прихода журналистов он был полон.

В рамках реабилитации по назначению невролога проводятся занятия в бассейне. Пациентам делают подводный массаж, они принимают циркулярный душ, душ Шарко, жемчужные ванны.

Прежде чем попасть сюда, больной должен пройти отборочную комиссию — его осматривают специалисты для выявления противопоказаний. Если таковых не выявлено — то человек «оформляется» через отделы соцзащиты и поступает в центр с полным набором необходимых документов.

В коридорах центра журналисты встретили одну из пациенток отделения — Надежду, которая пришла на повторную реабилитацию. У женщины случился инсульт год назад. Летом она поступила на курс реабилитации, прошла его, и вот теперь вернулась. «Попросилась» — уточняет Надежда.

«Мне предстоит активный и пассивный вид реабилитации. Это я их так называю . Активный — это тренажеры, зарядка, прогулки. А пассивный — это массаж, физиокабинет», — рассказывает женщина. Большую роль в реабилитации Надежда отводит общению с другими пациентами.

Отделение рассчитано на 39 пациентов, которые проживают в двух- и четырехместных палатах.

В центре есть и одноместные палаты. На них вправе претендовать любой пациент. Однако существует определенная процедура распределения одноместных палат. «В учреждении есть положение о предоставлении одноместных комнат. Те, кто хочет получить такую комнату, пишут заявление на имя руководителя. По мере освобождения комнат их по очередности предоставляют желающим. Льготные категории граждан — инвалиды и участники войны, а также малолетние узники имеют право заселиться без очереди», — уточнила Наталья Корчигина.

В центре — 152 одноместные комнаты. Все они в данный момент заселены. Заявления от желающих регистрируются в журнале входящих заявлений. И этот журнал журналистам также показали.

Посещение отделения «Милосердия» оставляет, пожалуй, самые тяжелые впечатления, ведь многие пациенты – лежачие больные. И без помощи персонала им не обойтись. Поэтому главная задача персонала «Вишенок» – создать для них максимально комфортные условия, и, судя по словам пациентов, у сотрудников это получается. Об уходе за такими пациентами рассказала старшая медсестра отделения «Милосердия» Юлия Ермолаева:

«Каждое утро начинается с гигиенических процедур, больных умывают, подмывают, чистят им зубы, при необходимости меняют белье. Смена подгузников происходит 2-3 раза в день, при необходимости и чаще. Для профилактики пролежней в соответствии со стандартом применяются косметические средства по уходу за кожей и за волосами. Для ухода за лежачими применяем питательные крема, моющие лосьоны и салфетки, содержащие питательный лосьон».

В случае наличия у больного покраснений или гиперемии на коже медсестра приглашает доктора и в соответствии с назначением врача проводит лечебные манипуляции.

Все лежачие больные обеспечены индивидуальными суднами. «Они после применения замачиваются в дезинфицирующем растворе, моются и возвращаются пациенту», — уточнила Юлия Ермолаева.

Гигиене лежачих больных уделяется повышенно внимание. Банные дни здесь проходят по графику. Если пациент себя плохо чувствует, то водные процедуры проводятся на этаже — в ванных комнатах. Для этого оборудованы душевые кабины, есть ванные. После водных процедур обязательна смена нательного и постельного белья.

О своей жизни в центре рассказала одна из пациенток отделения Анна Григорьевна Тузова, которая находится здесь с июля. Смолянка перенесла инсульт, и у нее отказали ноги. Но женщина не теряет оптимизма: «Мне лучше. Самочувствие было на троечку, сейчас на пятерку, правда с минусом…. Когда на ножки встану, тогда буду проситься на выписку – к маю. Медсестры укольчики делают, процедуры разные, санитарочки белье перестилают. Отлично ухаживают, не отходят от меня».

Чтобы уход был более качественный, руководство учреждения проводит необходимые ремонтные работы. В планах на следующий год — ремонт 3-этажного здания центра. Сюда потом переселят лежачих больных с верхних этажей девятиэтажки. Чтобы проходили многофункциональные кровати, планируется расширять проемы. В дальнейшем при наличии денежных средств ремонты будут продолжаться.

Сейчас на повестке дня — подготовка к Новому году — повсюду стоят искусственные елки, висят поздравления, мишура, другая новогодняя атрибутика. Сотрудники стараются создать для подопечных уютную и домашнюю атмосферу. И надо отметить, это удается. Как доказательство этому — открытость руководства учреждения. Пациенты могут прийти на прием к заместителям директора и директору «Вишенок» и не только в дни, которые отведены по графику. Но и в любой момент. Жалобы (такое также бывает), заносятся в журнал обращений, оперативно рассматриваются и становятся предметом тщательной проверки со стороны руководства. Впрочем, помимо жалоб, есть еще и благодарности. Пациенты официально благодарят медперсонал за помощь, поддержку и человеческое участие. Такие обращения также фиксируются в журнале. И их, поверьте, немало. Что не может не радовать.

текст и фото: Ирина Иванова

267143267143