Потребительская корзина увеличится

admin

Госдума утвердила новую потребительскую корзину. В ней больше мяса и овощей, меньше масла и хлеба. Но экспертам она все равно не нравится. «Российская газета» выяснила, почему.

Новая потребительская корзина начнет действовать с 1 января 2013 года и утверждена на пять лет. «Собирать» ее будут несколько иначе, чем раньше.

В новой потребительской корзине больше мяса и рыбы. Сейчас на одного взрослого полагается около 32 килограммов мяса в год, а будет почти 59. Рыбы — 16 килограммов, а будет 18 с половиной.

Прибавку также заложили по овощам, яйцам, фруктам. При этом количество некоторых других продуктов наоборот уменьшили.

Это касается хлеба, картошки и, особенно, жиров. Разработчики документа посчитали, что взрослым людям масла и маргарина нужно есть вполовину меньше, чем сейчас.

Есть изменения в плане товаров и услуг. Расходы на них теперь «привязаны» к стоимости продуктов и должны составлять ровно половину от этой суммы. То есть 25 процентов отводится на товары и столько же — на услуги.

Стоимость новой потребительской корзины, если считать в деньгах, выросла всего на 200 рублей для взрослых, на 411 рублей для пенсионеров и на 250 рублей для детей. Это 6,3 тысячи, 5,4 и 6,4 соответственно.

Потребительская корзина — понятие достаточно условное. Рассчитывается она не для того, чтобы люди ориентировались на ее нормы при походе в магазин, а в основном для определения прожиточного минимума — это денежный эквивалент стоимости потребительской корзины.

В отличие от корзины, которая пересматривается один раз в пять лет, величина прожиточного минимума меняется ежеквартально и определяется исходя из действующих цен на продукты питания, товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. В целом по России этот минимум утверждается правительством, а на уровне регионов — местной властью. Он должен быть таким, чтобы хоть какой-то набор необходимых продуктов, товаров и услуг (то есть то, что есть в корзине) человек с небольшим достатком все же мог получить. Если доходы гражданина недотягивают до этого минимума, он признается бедным и получает право на помощь от государства.
6,3 тысячи рублей — величина новой потребительской корзины для взрослого человека

Именно от величины прожиточного минимума отталкиваются все расчеты социальных выплат — будь то пенсии или пособия. Если существенно увеличить стоимость корзины, то пропорционально должны вырасти и остальные параметры.

Кстати, как раз из-за того, что по прожиточному минимуму проводят черту бедности в стране, такие услуги, как мобильная связь или Интернет, при расчете новой корзины решили не учитывать.

Эксперты напоминают, что корзина практически не менялась с 1999 года.

При внимательном ее рассмотрении оказалось, что самых необходимых для человека продуктов там меньше, чем даже в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорилось в пояснительной записке к действующей сейчас корзине. К тому же реальные траты жителей страны на питание, покупку товаров и оплату услуг заметно превышали суммы, заложенные в потребительской корзине. К примеру, в 2008 году расходы на питание «на бумаге» составляли 44,8 процента семейного бюджета, тогда как на самом деле они почти достигали отметки в 50 процентов. На непродовольственные товары жители страны согласно параметрам потребительской корзины тратили 16,9 процента своих доходов, а на самом деле — 24,8 процента. Чтобы ликвидировать этот перекос, с 2013 года корзину решили наполнять по новому методу.

А как у них?

В потребительской корзине французов 250 продуктов, товаров и услуг. У американцев — около 300. У англичан — 350. А у немцев больше 470.

В минимальный набор товаров и услуг для европейцев и американцев входят мобильные телефоны, Интернет, DVD-плееры, посещение кафе и ресторанов, театров, футбольных матчей, абонементы в фитнес-центры, расходы на садовника, няню для детей, косметику, ремонт машины и дома. Учитываются даже траты на покупку корма для кошек и собак.

Как вам это?

Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни:

— Я очень сожалею, что закон о новой потребительской корзине принят в таком виде. По продуктам питания там, конечно, заложена более прогрессивная модель, с этим никто не спорит. Но к заметному увеличению общей стоимости минимального «набора» продуктов, товаров и услуг это не привело. Рост составляет в среднем всего четыре процента — это же капля в море. По нашим расчетам, корзина должна быть раза в три весомее. Это в идеале. На нынешнем этапе можно было бы учесть хотя бы некоторые вещи: мобильные телефоны, компьютеры. Получается, что дети, растущие в семьях с небольшим доходом, лишаются возможности вписаться в жизнь, где правят бал информационные технологии. Не заложены в корзину сбережения, возможность пользоваться кредитом, хотя бы изредка питаться вне дома…

Шаг назад — переход на процентный метод расчета стоимости товаров и услуг. В международной практике такие примеры есть. В частности, такой метод используют в США. Но для нашей страны он не подходит. Дело в том, что у нас основной рост инфляции идет именно по услугам. В основном из-за того, что регулярно повышаются тарифы естественных монополий. Проще говоря, дорожают электроэнергия, газ, вода, тепло, железнодорожные билеты… Рост цен на услуги в России опережает темпы увеличения стоимости продовольствия уже на протяжении многих лет.

Процентный метод расчета плох тем, что в потребительской корзине будет отражаться продовольственная инфляция. А расходы на услуги, которые в следующие пять лет будут расти даже заметнее, нет. То есть бедность в стране со временем будет искусственно занижаться.

Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций:

— Если сильно увеличить потребительскую корзину, можно серьезно подорвать экономику, поскольку придется подгонять под нее не только льготы, но и зарплаты. Себестоимость производства отечественной продукции в итоге увеличится, а конкурентоспособность снизится. Это с одной стороны. С другой — увеличивать ее размер, конечно, необходимо. С нового года тарифы на те же услуги ЖКХ опять начнут расти. Это подстегнет инфляцию, так что разрыв между тем, что люди будут реально тратить на услуги, и тем, что про это написано на бумаге, будет увеличиваться.

Я согласен с тем, что в потребительскую корзину нужно включать мобильную связь, расходы на Интернет. Это уже не роскошь, а необходимость. Тем более что во многих странах мира эти пункты в минимальный набор товаров и услуг вписаны. Но точечных изменений тоже недостаточно. Давно пора менять саму структуру потребительской корзины, которая у нас не корректировалась очень давно.

 «Российская газета»
Текст: Юлия Кривошапко

Фото: nnm.ru

1126511265