«Костел преткновения». Новая атака на Смоленск

Надо быть совсем уж наивным, чтобы не понимать, что на самом деле стоит за этой готовностью польской стороны потратить огромные средства на реконструкцию католического храма в чужой (а с учетом нынешних реалий и вовсе — враждебной) стране

kostel-2

Польский костел — действительно жемчужина историко-культурного наследия Смоленска. Вот только со временем «потемнела жемчужина». Фактически здание смоленского костела капитально не ремонтировалось с момента постройки, то есть с 1896 года.

Проводились лишь локальные ремонты — после Великой Отечественной войны, потом в годы, когда здание находилось в пользовании Государственного архива Смоленской области.

В настоящее время здание костела находится в неудовлетворительном состоянии и не используется.

Кому предъявлять претензии, что тема необходимости реставрации костела вообще не обсуждалась серьезно с его собственником (а это памятник федерального значения), сказать сложно. С кого теперь спросишь, что польский костел вдруг стал предметом политических спекуляций?

Пожалуй, было бы справедливо упрекнуть в этом всех прежних руководителей региона (и советских, и постсоветских времен). Но толку от этих упреков? Что было, то было, что называется, «проехали»…

Но дело в том, что эта недальновидность прошлых руководителей в конечном итоге и позволила «польской стороне» претендовать на смоленский костел.

Кстати, свои претензии на нашу «жемчужину» польская сторона стала активно раскручивать сразу же после развала СССР. «Акела промахнулся», почему бы не урвать кусок ослабшей плоти?

Стоит отметить, что польская «атака» (а если называть вещи своими именами — идеологическая операция) проводится весьма умело: с использованием манипуляций и эксплуатацией темы межконфессиональных отношений.

На первый взгляд, «польская сторона» действует исключительно в интересах сохранения этого памятника культурного наследия и заботой о смоленских католиках.

В случае передачи костела, как неоднократно заявляли поляки, они незамедлительно начнут там масштабные восстановительные работы.

Они «готовы приступить к работам хоть на следующий день» после принятия решения о передаче костела «верующим католикам».

Надо быть совсем уж наивным, чтобы не понимать, что на самом деле стоит за этой готовностью потратить огромные средства на реконструкцию католического храма в чужой (а с учетом нынешних реалий и вовсе — враждебной) стране.

И надо быть совсем слепым, чтобы закрывать глаза на то, что на самом деле тема передачи польского костела — это даже не отдельная, не самостоятельная тема. Требование по смоленскому костелу, как нам представляется — это одна из трех составляющих «Большой Смоленской Темы».

Первые две — Катынь и катастрофа польского борта №1 — уже много лет беззастенчиво и мощно используются для подогрева антироссийских настроений. И, как говорят в Одессе, таки после этого ви будете мне говорить о добрых намерениях польской стороны?

Помните, какие нешуточные страсти вокруг темы передачи костела разгорелись в 2013 году, когда этот вопрос был вынесен на рассмотрение Смоленской Общественной палаты?

Заметим, тема «чудесным образом совпала» чудовищными событиями, развернувшимися вокруг российского посольства в Варшаве в день независимости Польши.

Тогда журнал «О чем говорит Смоленск» не мог «пройти мимо», и высказал свои соображения по данному вопросу в редакционной статье.

Какой поднялся шум после выхода этого номера журнала в свет! А автору этих строк и вовсе пригрозили запретом на въезд в Польшу и транзитный проезд через эту страну.

Потом появились «переговорщики», которые предлагали мне разместить от своего имени иную точку зрения: то есть, поставить запятую в предложении «ПЕРЕДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ» совсем в другом месте….

Так вот, теперь тема смоленского польского костела опять оказалась в центре внимания и бурного общественного обсуждения вопроса «передачи».

И опять «чудесное совпадение» — в Польше прошла процедура эксгумации останков жертв смоленской авиакатастрофы. Вряд ли стоит напоминать, с какой целью проводится эта процедура, и какая «предъява» должна последовать со стороны Польши российской стороне.

Те, кто внимательно следит за событиями в мире, вряд ли будут спорить с тем, что Польша — один из главных застрельщиков антироссийских настроений в Европе и ярый апологет США.

Печально, что в этой большой антироссийской политической игре «смоленская тема» используется, повторю, по всем трем направлениям.

Печально, что в игру эту втянули верующих. Вы заметили, насколько агрессивно ведутся дискуссии по вопросу передачи смоленского костела? Вы уверены, что эта агрессия может идти от истинно верующих людей?…

Как нам представляется, тема передачи смоленского польского костела должна быть закрыта раз и навсегда. Пора в этом вопросе поставить точку. И мы надеемся, она будет поставлена.

Некоторое время назад губернатор Алексей Островский обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с инициативой создать на базе костела филиал федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония».

По предложению Алексея Островского, одним из возможных вариантов использования объекта культурного наследия «польский костел» могло бы стать размещение зала органной музыки для осуществления регулярной концертной деятельности, в том числе, с участием смоленских коллективов.

А недавно губернатор провел и предметные переговоры по этому вопросу с Мединским (здание костела находится в федеральной собственности, соответственно, только собственник и вправе решать вопрос его дальнейшего использования).

И появилась надежда, что костел обретет вторую жизнь.

Конечно, пока это только переговорный процесс. Говорить о конкретном решении по использованию здания Польского костела преждевременно.

Но если бы удалось реализовать задумку губернатора Островского — это было бы реальным прорывом в вопросе решения судьбы костела.

Это позволило бы не только восстановить и сохранить нашу «жемчужину», но и сделать ее одной из центральных фигур туристических достопримечательностей нашего древнего города.

Мы следим за развитием событий.

 

НАША СПРАВКА

Польский костел. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры федерального значения).

Здание костела возведено в 1894 году. Благодаря значительной высоте оно доминирует над окружающей застройкой. Принадлежит к произведениям стилизаторского направления с ориентацией на композиционные приемы и формы ранней северо-германской готики.

Здание объекта культурного наследия «Польский костел» является федеральной собственностью. В настоящее время не используется. Находится в неудовлетворительном состоянии.

В 2016 году для решения вопроса финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по приведению в надлежащее состояние здания объекта культурного наследия «Польский костел» в Министерство культуры были направлены документы на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в части разработки научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта.

Пакет документов был принят к рассмотрению. Решение Министерства культуры по данному вопросу будет принято в первом полугодии 2017 года.

 

текст: Светлана Савенок
фото: Олег Ермаков

178119178119
Следите за важнейшими новостями в Telegram

10 комментариев

  1. Если думать о Боге, а не о политике, то справедливо передать костел католикам и, если Польша при этом готова его реставрировать за свой счет, да ради бога, пусть реставрируют! А, так получается: «Ни себе, ни людям». Я не понимаю чего власть опасается? Польского влияния? Но, Россия имеет храмы и строит новые за рубежом. Лично я считаю, что все наоборот в этом споре: надо искать взаимопонимание с Польшей и передача католикам костела была бы хорошим шагом в сближении.

  2. Даааааааавно пора подарить полякам-пусть сделают из храма храм-кто у нас будет слушать орган ?,да и когда ?если денег нет даже чтобы во дворах ямы залатать? И не надо чекистские заморочки заморачивать и путать тёплое с мягким

  3. По действующему российскому законодательству храмы, отобранные у церкви в советское время, должны быть возвращены верующим. В Смоленске четверть века действует довольно крупный католический приход. Построенный когда-то католиками храм должен быть возвращён католикам, это законно и справедливо: в храме должны проводиться богослужения. Не нужно политизировать этот вопрос. Просто верующие должны получить свой храм обратно.

  4. У автора этой статьи точно всё в порядке с головой? Или польские «атаки» и иностранные шпионы ему в каждом подъезде мерещатся? Да-да, это именно они выкручивают смолянам лампочки и делают на лестничных клетках свои темные дела! И как они будут осуществлять свою «идеологическую операцию» с помощью Католического храма? Насильно обратят нас в другую веру?
    Писать подобный шизофринический бред в серьезном издании просто непозволительно, куда только ваш главный редактор смотрит!? В самом центре города стоят самые настоящие руины — памятник бесхозяйственности и пофигизму, но нет, пусть лучше он развалится окончательно, чем католическая община(которой он исторически и принадлежал!) за свои средства приведет красивейшее здание в неоготическом стиле в порядок! Лучше займемся охотой на ведьм…

    • Действительно, «куда только главный редактор смотрит?» :) А, если серьезно, удивляет упорство, с которым агрессивные комментаторы продолжают ставить вопрос так: «либо передать, либо развалится окончательно». Шоры мешают принять к сведению, что на сей раз речь идет о планах, подразумевающих реставрацию? Или «методичка» не позволила заметить то, что не вписывается в ваш заученный рефрен?… Попробуйте еще раз.

  5. Это, очень красивое когда-то, создание рук человеческих я вижу более 40 лет. Однако знаю о нём со слов мамы, которая училась в Смоленске ещё до войны, уже с 10 лет. Мама рассказывала, что и до и после войны в народе не очень одобряли «складско-хозяйственное» отношение к предмету почитания тысяч людей, символу их веры. Сколько десятилетий проезжая и проходя мимо я видел, что даже в «жирные» времена не находилось средств на восстановление костёла. И уж точно не найдётся сейчас! А ремонт-аналог ремонту многовекового символа Смоленска — крепостной стены «вагонкой»!!! — это ПОЗОРИЩЕ стране! Сейчас людям позволили сообразно их вере и убеждениям восстановить сотни церквей и храмов. Люди идут туда. И это очень красивые сооружения! Дважды, к примеру, возил дочку и внучку в Вязьму- любоваться подворьем женского монастыря. Такой красоты ни в Италии ни в Арабии не видел! Если есть люди, готовые воссоздать красоту на смоленской земле, надо дать им такую возможность.

  6. Если восстанавливать его за чужой счёт неприемлемо, то, может, восстановить его за счёт нашего бюджета, но, как компромисс, позволить католикам (среди которых, я полагаю, немало наших земляков) проводить в нём службы? Ведь есть у нас Исаакиевский собор в Питере: музей, в гос. собственности, но службы проводятся. И концерты органной музыки можно было бы проводить, только время удобное согласовать. А то не по человечески это как-то, ведь костёл-то католический. И у него есть вполне определённое предназначение.

  7. Г-жа Савенок!
    Попробовал еще раз!
    А Вы попробовали? Или «методичка» мешает?
    А может был такой сигнала с Ленина, 1?
    Когда отстаиваете честь мундира, прислушивайтесь к мнению Ваших оппонентов.

    • Павел, а вас не смущает, что я не заблокировала ни одного комментария — а они все(!) не совпадают с моей позицией, или вы этого тоже «не заметили», как «не заметили» того, что сейчас речь о реставрации идет и надежде на «второе рождение»? Не стоит горячиться с подобными обвинениями, право. Сбавьте агрессию! :)

  8. Кстати, Исаакий передали РПЦ за так и даже вовсе не в разрушенном состоянии, да и строился он на государственные, а не на церковные денежки…
    Вот что потрясает, та это «Методичка» голове г-жи Савенок. Некоторое время даже думала, что времена «комсомолок 20-х» прошли с совком, ан нет, на этой земле ничто не пропадает, а даже наоборот: эти голубушки возродились и замечательно колеблются вместе с Линией Партии и Правительства. И весь пафос и слова о «врагах (нашего) народа» — старшему поколению всё знакомо до боли. (Ещё про израильскую/американскую/польскую военщину вспомнила бы). Только раньше вообще с церковью воевали, а теперь только с «чужой». Хотя стыдно не знать истории земли, где живёте.
    Мои предки были прихожанами Смоленского прихода и как раз на их средства этот храм и строился… Да уж…. И теперь его судьба зависит от таких вот «создателей общественного мнения»?

Комментировать