«Есть рамки, выйти за которые невозможно». Почему памятник на месте катастрофы польского «борта №1» в Смоленске так и не появился?

admin

Исполнилось пять лет со дня авиакатастрофы польского ТУ-154 под Смоленском. Почему памятник на месте падения польского «борта №1» в Смоленске, об установке которого было сразу заявлено, так и не появился?

Об этом «Российской газете» рассказала заместитель министра культуры Алла Манилова. По ее словам, каких-либо серьезных подвижек в вопросе установки мемориала за последние годы не произошло не по вине российской стороны.

«Дело в том, что регламентом состоявшегося в Варшаве конкурса на лучший проект памятника жертвам авиакатастрофы, в которой погибли польский президент Лех Качиньский, его супруга и другие официальные лица, предусматривалось, что мемориал займет территорию в 400 кв. метров. Но после завершения конкурса представители Польши предложили на рассмотрение российской стороне проекты размещения памятника и благоустройства прилегающей территории, многократно превышающие площадь, заявленную в условиях конкурса. С пониманием относимся к стремлению польской стороны создать максимально значительный монумент, повторяю — с абсолютным пониманием, — но есть рамки, выйти за которые невозможно», — пояснила замминистра.

Напомним, в марте 2012 года победителем прошедшего в Варшаве конкурса был признан проект польских скульпторов, предусматривающий сооружение вдоль траектории падения самолета мемориальной стены длиной 115,5 метра с памятной надписью и именами погибших. В рамках проекта предполагалось также обустройство территории вокруг памятника с сохранением ранее установленных на месте катастрофы памятных сооружений и знаков и включением в комплекс памятника березы с осколком обшивки самолета, который врезался в ее ствол.

«С момента получения данного проекта мы неоднократно информировали польских коллег о невозможности установки монумента подобного размера и необходимости его сокращения до 40 метров в длину. И это не прихоть министерства, это в первую очередь требования к безопасности полетов в условиях нахождения будущего памятника в непосредственной близости от действующего аэродрома — есть четко прописанные нормативы, накладывающие определенные ограничения на объекты, находящиеся вблизи аэродромов. Помимо этого существуют уже утвержденные планы развития аэродрома. Кроме того, предлагаемый польской стороной проект задействует земли, находящиеся в частной собственности. Наконец, мы не можем не учитывать мнение смоленской общественности», отмечает Манилова.

Действительно, в адрес губернатора Смоленской области было направлено обращение Смоленской областной общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, в котором говорилось о недопустимости создания мемориала такой величины. Свою позицию ветераны обосновывали, в том числе и тем, что на этой территории могут находиться останки советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны и здесь давно запланированы поисковые работы.

«О необходимости уменьшения длины памятника говорилось в том числе на встрече предыдущего министра культуры А.А. Авдеева с его польским визави Б. Здроевским в Москве еще 10 апреля 2012 года, при этом польский министр тогда с пониманием отнесся к доводам российской стороны. Мы неоднократно приглашали представителей польского министерства культуры приехать в Москву и лично проговорить все детали проекта, найти устраивающее всех решение, однако встреча так и не состоялась. Ожидаем приезда польских коллег в конце апреля. Надеюсь, откровенный разговор с ними поможет продвинуться в решении спорных вопросов», — пояснила заместитель министра.
Текст: Роман Грозный

 

 

107813107813