Архитектор «Матрицы» Смоленска
Почему смоленские застройщики пошли навстречу предложениям властей, как удалось снести в городе более 250 незаконных ларьков, можно ли бороться с точечной застройкой и зачем Смоленску канатный общественный транспорт
В начале декабря в Смоленске пройдут публичные слушания по поводу проекта строительства новой автодороги от Краснинского шоссе через улицу Воинов-интернационалистов до улицы Мало–Краснофлотской. Ожидается, что новая дорога разгрузит трафик в районе улицы Дзержинского и Петропавловского моста через Днепр.
Вообще, за последний год городские власти всё чаще радуют смолян крупными инфраструктурными решениями, систематизацией подходов к упорядочению строительства, внешнему виду ларьков, остановочных павильонов, малых городских форм, выработке алгоритмов по объектам незавершенного строительства и бесхозным разваливающимся объектам культурного наследия.
Это вдвойне приятно, если признаться самим себе, что данные задачи назрели уже давно: пробки на главных улицах Смоленска стали длиннее и продолжительнее, масса недостроев с бетонными остовами разбросана по всему городу, большинство застройщиков тянет с переходом на современные фасадные решения и элегантную планировку микрорайонов, не вводятся в хозяйственный оборот разваливающиеся брошенные объекты культурного наследия.
Всеми этими вопросами в администрации Александра Новикова с августа прошлого года занимается заместитель по строительству и архитектуре Алексей Выдрин. По его словам, многое в улично-дорожной сети существующей застройки Смоленска сложно исправить, но, тем не менее, этим начали заниматься. Главная задача — сохранить то, что связано с планировкой существующей застройки и улично–дорожной сети в исторической части города, и, безусловно, улучшить планировку, обеспечить наполнение общественными территориями, рекреационными и спортивными зонами новых строящихся микрорайонов.
«С точки зрения экстерьерных (фасадных) решений и формирования дворовых территорий — их в большинстве случаев определял коммерческий интерес застройщика. В большинстве случаев именно застройщик диктует проектировщику, каким тот должен «изобразить» будущий квартал. И в большинстве случаев принимаемые решения при застройке в Смоленске, мягко говоря, не отвечают современному пониманию комфорта», — объясняет чиновник, подчеркивая, что подобная ориентированность (только на коммерческую составляющую, без оглядки на мнение и требования будущих жителей) ушла в прошлое.
В интервью журналу «О чем говорит Смоленск» Алексей Выдрин рассказывает о том, почему смоленские застройщики пошли навстречу предложениям властей, как удалось снести в городе более 250 незаконных ларьков, можно ли бороться с точечной застройкой и зачем Смоленску канатный общественный транспорт.
«У меня за плечами более четырехсот реализованных проектов, но каждый я помню «до кирпичика»
— Алексей Николаевич, вы окончили известную в Смоленске языковую школу №8, однако после этого пошли в профессию строителя (колледж, институт — оба с отличием). Почему?
— После восьмого класса, когда у нас в школе началась языковая специализация, оказалось, что у меня имеются неплохие способности к изучению иностранных языков. Я попал в спецкласс к Сергею Владимировичу Монахову. Он как педагог не только вложил в нас, учеников, серьезные знания, но и в некоторой степени сформировал жизненную позицию. И я захотел связать свой профессиональный путь с лингвистикой. Это был 1997 год, тогда вузам нужно было зарабатывать деньги, поэтому они держали высокую планку на вступительных экзаменах на бюджет. Я решить поступить на иняз нашего пединститута, но на предварительных экзаменах не добрал один балл по причине технической ошибки.
Вместе с тем, мне всегда нравились технические науки, поэтому этим же летом я резко «развернулся» в сторону энергоинститута. И тоже не поступил. Тогда я твердо решил поступить в энергоинститут через год, а пока же поучиться в Cмоленском строительном колледже. Имея аттестат зрелости на уровне серебряной медали, меня зачислили в него без экзаменов. Когда замдиректора колледжа Геннадий Иванович Мелихов спросил о планах, я откровенно ответил ему, что планирую через год поступать в энерго. На что он сказал: «Жаль, конечно, такое слышать, но я уверен, вы поменяете свою точку зрения».
— Поменяли?
— Да, поменял! Буквально через месяц я настолько влюбился в геодезию, инженерную геологию, инженерную графику, начертательную геометрию, что решил учиться в колледже до конца. Тем более, что поступил я на младшего инженера, у которого уровень образования приравнивался к высшим учебным заведениям. После окончания колледжа получил предложение преподавать в нем компьютерную и инженерную графику. Параллельно поступил в «Московский институт коммунального хозяйства и строительства» и начал работать в проектной организации «Архстрой».
— В Смоленске?
— Да. «Архстрой» был создан двумя известными в Смоленске архитекторами: Юрием Александровичем Бакушевым и Павлом Васильевичем Пахомовым, а также талантливым инженером Александром Семеновичем Фоминым. В период с 2000 по 2010 годы команда компании «Архстрой» спроектировала немало интересных с точки зрения архитектуры объектов в Смоленске. Например, дом напротив Дома Советов (в котором находится кафе «Шоколад» (архитектор Калиновский А.Ч.), квартал жилых домов возле музучилища на ул. 2-я и 3-я Линии Красноармейской слободы (архитектор Калиновский А.Ч.), первая очередь строительства микрорайона «Соловьиная роща» (архитектор Генералова Л.Ф.), административное здание ПАО «МТС» на ул. Коммунистическая (архитектор Калиновский А.Ч.) и много других узнаваемых зданий. Я в этих проектах тоже принимал участие, развиваясь в профессиональном плане от техника до и.о. гендиректора проектной компании.
В 2010 году получил предложение перейти в крупнейший на тот момент проектный институт региона «Смоленский промстройпроект» (бывший ГПИ-6) на должность главного инженера — первого замгендиректора, по сути, это — технический директор организации.
В 2018 году выкупил «Архстрой», которую ее учредители планировали банкротить. Год спустя с компаньонами начали инвестировать в обновленный «Архстрой», планируя выйти на серьезный строительный рынок. В итоге за два года вышли на объем оборота в строительстве около 1,5 миллиарда рублей. Строили высотные жилые дома, а также школы и детские сады в городе Калуга. Параллельно создали научно-производственное предприятие «НПП Мануфактура», в которой я трудился в качестве главного инженера. Все–таки проектирование мне ближе и интереснее, чем собственно стройка. К данному моменту за 25 лет работы у меня за плечами более четырехсот реализованных проектов, но каждый я помню «до кирпичика», и каждый для меня важен.
«Уровень технических и планировочных решений жилищного строительства в Смоленске соответствует концу 80–х»
— Ваша строительная карьера выглядит более чем блестяще. Как вы пришли в администрацию Смоленска? Без сожаления оставили бизнес?
— Это случилось летом прошлого года. 19 июня 2023 года я неожиданно получил предложение от Александра Александровича Новикова встретиться и переговорить, он в тот момент уже был и.о. главы города Смоленска.
— Вы с ним не были знакомы?
— Нет. Мы встретились в первый раз, он предложил мне поработать в его команде в Администрации, показал осведомленность о моей инженерной и проектной работе. В связи с уровнем ответственности, я взял тайм–аут, чтобы подумать. Тайм–аут растянулся почти на два месяца. В итоге дал положительный ответ.
— Почему?
— Во-первых, Александр Александрович оказался очень энергичным, харизматичным и конкретным человеком, я понял, что очень хочу работать в его команде, мне нравится его стиль и подход — профессионализм, последовательность, чёткий план, справедливые, быстрые и правильные решения, полная отдача работе, желание улучшить всё и вся.
Еще одна из причин — возможность упорядочить и поменять регламенты, законодательные и технические акты по развитию города. В свое время мы много дискутировали с коллегами по цеху о не совсем верных планировочных решениях, которые принимала городская власть с точки зрения размещения зданий и формирования улиц, кварталов и микрорайонов. Я постоянно говорил о том, что многое делается неправильно. И вот мне, получается, представилась возможность предложить так, как я считаю нужным.
Понятно, что многое исправить уже очень сложно. Но многое, то что было заложено при формировании плана города в советское время, еще можно сохранить, улучшить: планировочные, структурные решения и наполнение кварталов, микрорайонов, улично–дорожной сети. В Смоленске она, в частности, сильно страдает от безответственности как некоторых строительных организаций, так и просто частных лиц, которые полны решимости сократить ширину улиц и проездов общего пользования в угоду своих зданий, ограждений, гаражей, нестационарных объектов — киосков. Сегодня механизм препятствования такой безответственности усложнен вариантами трактовки требований регламентов. Предприниматели обращаются в суды с требованием узаконить их расширенные границы, незаконно построенные здания, и суды, очень часто, в силу отсутствия конкретики в регламентах и законах, удовлетворяют их требования.
Я как заместитель главы Смоленска по строительству и архитектуре выступаю категорически против таких схем и отклоняю все проекты, в которых сокращается, сужается, уменьшается по ширине и параметрам пропускной способности улично–дорожная сеть. Понимаю, что на меня могут подать в суд, в прокуратуру. Что ж, пусть подают, будем в этих госорганах объяснять целесообразность принимаемых нами решений. Вот, например, буквально перед нами на столе лежит схема микрорайона «Семичевка» города Смоленска, в которой изначально по плану застройщик предлагал уменьшить ширину улицы с 25 до 16 метров. Мы не дали ему это сделать.
— Как вы помните, губернатор Василий Анохин довольно скоро после выступления в должность раскритиковал работу большинства смоленских застройщиков. Дескать, вы строите дома на уровне СССР, вообще на задумываетесь о социальной инфраструктуре, и цены на жилье у вас при этом высокие.
После этих слов строительство новых объектов жилья в Смоленске вроде как приостановилось. Было заявлено, что новые стройки будут разрешать только при условии участия застройщика в строительстве социальных объектов. И вообще, пикейные жилеты предрешали серьезный передел строительного рынка в пользу крупных не местных компаний.
Сегодня, как мы понимаем, в Смоленске продолжается новое строительство. Означает ли это, что игроки строительного рынка приняли озвученные Анохиным условия?
— Я не являлся свидетелем тех событий, но будучи участником строительного рынка Смоленской области, краем уха, естественно, слышал. Василий Николаевич абсолютно прав в части того, что уровень технических и планировочных решений жилищного строительства в Смоленске соответствует концу восьмидесятых годов прошлого века. С точки зрения экстерьерных (фасадных) решений и формирования дворовых территорий — их в большинстве определял коммерческий интерес застройщика. В большинстве случаев, именно застройщик диктует проектировщику, каким тот должен «изобразить» будущий квартал. И в большинстве случаев принимаемые решения при застройке в Смоленске, мягко говоря, не отвечают современному пониманию комфорта.
Анохин вовремя поставил вопрос о том, что строительный бизнес должен меняться. Оставлять формирование городских кварталов и внешний вид фасадов так, как это было раньше, нельзя. Ранее власти, скажем так, не настойчиво требовали повышения качества продукта под названием «жилой дом», и застройщик делал все, что хотел. Сейчас тенденция противоположная. Было обозначено, что застройщикам необходимо активнее участвовать в реализации объектов социального назначения, то есть нужна социальная ориентированность. И от застройщиков пошли положительные мнения по данному вопросу. Никто явно не был против.
— Что понимается под фразой «социальная ориентированность»? Строительство за счет застройщика детского сада или школы в том месте, где он ведет жилую застройку?
— Этот термин шире. Есть опробованный механизм, который действует в других регионах — договор комплексного развития территорий (КРТ). Так вот, с 1 сентября прошлого года все смоленские застройщики при обращении за выдачей разрешения на строительство предлагают нам заключить договор КРТ. Социальная нагрузка в рамках такого договора может выражаться в строительстве дорог, инженерных сетей, средств на строительство школы или детского сада, общественные территории, ремонты объектов культурного наследия, проектирование, прохождение госэкспертизы и передачу проектов на будущие объекты (школы, сады, спортсооружения и тому подобное). Как видите, вариантов много.
— Эти дополнительные затраты застройщиков в итоге отразятся на росте стоимости «квадрата»?
— Пока я не вижу, чтобы смоленские застройщики вкладывали свою социальную ориентированность в стоимость «квадратного метра». По крайней мере, по внешним признакам. При этом, если бы для застройщиков в Смоленске стоимость квадратного метра жилья была комфортной, то участие в социальных задачах рассматривались бы ими более спокойно. Сейчас застройщик должен либо снижать свою себестоимость, чтобы увеличить прибыль, либо увеличивать продажную стоимость «квадратного метра». Как администратор–чиновник и покупатель я, конечно же, не поддерживаю рост стоимости квадратного метра.
«Прецеденты, когда застройщик снес бы свой недострой по решению суда, скоро будут»
— А что сейчас происходит в Смоленске с точечной застройкой?
— Давайте также определимся с данным термином. В законодательстве он отсутствует. Вместе с тем, все прекрасно понимают, что имеется в виду. Под точечной застройкой мы понимаем объект капстроительства на условно пустующем месте в сложившейся застройке, объект чаще всего «оторванный» от окружающей застройки в стилистическом, смысловом, конструктивном и инженерном отношении. Такой объект, который не вписывается в ранее сформированный квартал. Моё мнение, и оно имеет абсолютную поддержку и одобрение со стороны губернатора Смоленской области и главы Смоленска, — категорическое отрицание подобной практики — практики точечной застройки.
Если на этапе изучения проекта планировки территории комиссия обнаруживает элементы точечной застройки, то сразу направляет замечания разработчику.
Это принципиальная позиция, и я рад, что ее поддерживает и глава Смоленска, и губернатор. Мы уже пресекли более десятка подобных эпизодов за последний год. В основном подобным «грешат» некрупные строительные организации.
— Еще одна беда внешнего облика Смоленска — недострои, как жилые, так и нежилые. Горожане проезжают мимо них каждый день на улице Шевченко, Кирова, Нормандия–Неман и других. Вам же наверняка известны собственники этих объектов. Вы ведете с ними диалог о будущем этих строек? Что они вам говорят? Есть ли у мэрии какие–то рычаги воздействуя на таких бизнесменов?
— Главный механизм борьбы с объектами незавершенного строительства — судебный. Есть объекты, которые создают (или будут создавать в будущем) транспортную или логистическую сложность для улично–дорожной сети. Например, незавершенный объект на улице Нормандия–Неман около ДК «Шарм». В свое время этот объект в нынешней конфигурации получил разрешительные документы через суд. Мэрия Смоленска разрешения на строительство не выдавала. И мы предлагали собственнику возобновить строительство и быстрее его вести, поскольку объект, мягко говоря, портит облик города. Один раз продлили ему разрешение на строительство на год, посчитав, что за этот срок реально все достроить. Однако собственник в течение года ничего не делал, и вновь пришел за очередным продлением. Второй раз мы ему разрешение на строительство не продлили, и он подал в суд, считая наши действия незаконными. Суд принял решение в его пользу и обязал нас продлить такое разрешение еще на год, надеемся, что собственник сможет достроить данный объект за указанный промежуток времени, иначе будем принуждать его к сносу, механизмы для этого существуют.
— А если бы суд встал на вашу сторону, тогда что?
— Тогда бы мы вышли с судебным иском к собственнику о сносе.
— Но прецедентов, когда застройщик снес бы свой недострой по решению суда, в Смоленске не было?
— Пока не было, но скоро будут. Каждый должен понимать: если он работает в городе, строит, ведёт свою коммерческую деятельность, то обязан делать так, чтобы жители и гости города не имели от этой деятельности неудобств, везде должен быть порядок. Хотя в большинстве своем собственники незавершенных объектов идут администрации навстречу и после обсуждений начинают активно вести работы по завершению и вводу объектов в эксплуатацию. Например, ФОК на улице Шевченко и магазин по ул. Гагарина сейчас активно занимаются сбором документов для завершения строительства. Собственники общественного здания по улице Бакунина дом 9 и музыкального(органного) зала по той же улице Бакунина, несмотря на сложности, сейчас активно занимаются завершением строительства, благоустройством территории.
— Администрация Александра Новикова проявила просто неслыханную волю в вопросе борьбы с незаконными ларьками. Многие годы, если не десятилетия, городские власти говорили смолянам о том, что убрать какой–то там незаконно установленный ларек безумно сложно, практически невозможно. Однако после прихода в мэрию Новикова все кардинально поменялось. Как вам это удалось?
— Как оказалось, всё возможно. Это мощная воля губернатора области и главы Смоленска, который систематически проводит контрольные мероприятия. Глава ставит для чиновников KPI, и такая схема работает. Совместно с главами районов при поддержке профильного замглавы Юлии Сергеевны Никифоровой и трех управлений — торговли, земельных отношений и архитекторы — уже демонтировано более 250 незаконных НТО (нестационарных торговых объектов — авт.) либо НТО, не соответствующих требуемому внешнему облику. В последнем случае почти все предприниматели согласны менять облик своих НТО, понимая необходимость и своевременность.
«Собственник участка на площади Победы не против сделать там сквер»
— Одно из знаковых мест в Смоленске, светлое будущее которого для горожан пока не очевидно — это площадь Победы. Нам не понять логику благих намерений городской власти, которая продала этот земельный участок в частную собственность за смешные, в общем–то, деньги (говорили, что за 70 миллионов рублей, хотя это не точно). Однако если сегодня на уровне правительства Смоленской области принято решение о выкупе стадиона «Спартак», то почему не выкупить обратно и площадь Победы и не сделать на ее месте красивый парк? Каково будущее этого земельного участка на данный момент?
— По этому участку у нас ведется положительная работа с собственником. Определенные изменения уже произошли: первая линия освобождена, все объекты убраны на заднюю линию. Собственнику было предложено сделать на этой территории сквер, он не выразил мнения против и уже разработал более десятка вариантов благоустройства этой территории с точки зрения совмещения там сквера и небольшого объекта общественного назначения, удобного для горожан и гостей города. Пока мы ему ни один из вариантов не согласовали. Вместе с тем, обозначили ему примерные параметры объектов, которые будут органично выписываться в окружающее пространство на данном участке. Он, в свою очередь, продолжает работу по разработке концепции.
— Этим летом мэрия Смоленска заказала научно–исследовательские работы по разработке проекта генплана и правил землепользования и застройки. Как пишут СМИ, генплан должен быть готов к концу следующего года. А чем вас не устраивает существующий генплан?
— Он морально устарел. При этом я не говорю, что он плохой. Сейчас у нас действуют правила землепользования от 2007 года с изменениями от 2022 года. Ничего принципиально нового в новом генплане, конечно же, не будет. Он будет сформирован на базе бывшего. Но мы хотим исправить много неточностей и недочетов, которые были допущены до нас. Речь идет о видах разрешенного использования земельных участков, зонирования и развития территорий Смоленска. Рано или поздно город потребует своего изменения даже в плане границ. Когда–то Миловидово было пригородом, сейчас же это уже неотъемлемая часть Смоленска. И таких территорий у нас несколько. Да, это сложные задачи, они увязывают между собой многие направления жизнедеятельности — и социальное, и образовательное, и жилищно–коммунальное, и транспортное и другие. Но этими задачами всё равно необходимо уже сейчас заниматься.
Также в предыдущих генпланах были исключены некоторые важные элементы транспортной инфраструктуры, как, например, дополнительные мосты через Днепр. Когда–то во времена СССР они были продуманы и предусмотрены, а затем, так скажем, исчезли. Мы вновь рассматриваем включение их в структуру генплана.
— И где именно нужны дополнительные мосты?
— Там, где они и были предусмотрены. Один мост — ниже по течению улиц Лавочкина и Краснофлотской, другой — выше по течению, в районе окончания улицы Соболева. Да, это дорогие проекты, но генплан — это стратегический документ, и он делается не на десять, не на двадцать лет.
Необходимы и дублеры главных городских магистралей. В основном по периферии города. В генпланах СССР они тоже были предусмотрены, но в результате жилой застройки девяностых и нулевых некоторые из них уже неисполнимы, так как на их месте стоят жилые дома. Поэтому сейчас разработчик генплана ищет обходные пути, коридоры, где можно, в том числе, с наименьшей нагрузкой для бюджета изымать застройки территорий.
«Идут работы по развитию канатного транспорта через Днепр»
— А если говорить о перспективе развития общественного транспорта, какое будущее ждет Смоленск?
— Исходя из стратегии развития управления дорожного хозяйства администрации Смоленска, не планируется кардинальных изменений в части набора видов общественного транспорта. Дополнительно есть идеи (и по ним уже идут оценочные работы) по развитию канатного транспорта — подвесные канатные дороги через Днепр.
— Звучит весьма экзотически.
— Но при этом весьма эффективно. Профильное министерство области проводило встречи с инвесторами, с изготовителями таких канатных систем, и даже уже есть конкретная схема, где именно могут проходить маршруты канатного транспорта. Один из предлагаемых маршрутов — от церкви Петра и Павла до смотровой площадки на улице Ногина. При этом серьезной эстетической нагрузки на видовые точки города и панорамы при определении маршрутов и самой инфраструктуры мы не допустим. Аналитические исследования и визуализацию некоторых ракурсов мы уже сделали, так что с этим проблемы не будет.
— Уточню на всякий случай: это мы говорим именно про общественный канатный транспорт?
— Да. Возможны даже варианты обустройства перехватывающих автомобильных парковок на обеих сторонах Днепра. И стоимость проезда на канатном транспорте должна быть сопоставима со стоимостью проезда в муниципальном. Хотя сам проект если и будет, то будет инвестиционный.