Андрей Рудометкин: «Избегать цифровых технологий в жизни становится всё труднее»

Евгений ВАНИФАТОВ

Какие полезные приложения нужно иметь каждому смолянину в смартфоне? Что за меры поддержки может получить IT–бизнес на территории Смоленской области? Какие социальные льготы переведены в цифровой формат в 2021 году и какие будут переведены в ближайшем будущем? Как смолянам не «потеряться» в условиях цифровой экономики?

IT–ликбез для читателей информагентства «О чем говорит Смоленск» проводит начальник департамента Смоленской области по информационным технологиям Андрей Рудомёткин.

— Андрей Николаевич, в России запущен онлайн–сервис «Готов к цифре». Какие возможности он дает жителям Смоленской области, кому (и почему) стоит внимательно присмотреться к этому проекту и добавить сайт готовкцифре.рф в закладки на своём браузере?

— Название проекта говорит само за себя. С его помощью каждый смолянин может проверить, насколько он «готов к цифре». На практике это означает, что любой человек может сначала протестировать свою готовность к цифровой экономике, а потом, если необходимо, тут же подтянуть свои знания. Проект бесплатный и подходит для людей самых разных уровней цифровых компетенций.

На ресурсе представлена информация в различных удобных форматах: тесты, лекции, видео, инструменты самооценки компетенций, полезные информационные материалы и электронные книги.

В создании ресурса приняли участие эксперты из 18 компаний, в том числе РЖД, Сбер, Мегафон, Ростелеком. Среди партнеров проекта также Яндекс, Mail.ru Group, Почта России и Газпромнефть.

Думаю, вы согласитесь, что избегать цифровых технологий в повседневной жизни становится всё труднее, а пользоваться вслепую — опасно. Поэтому считаю, что смолянам, независимо от уровня компетенций, будет полезно узнать, хорошо ли они владеют необходимыми в повседневной и профессиональной жизни цифровыми навыками, и при необходимости подтянуть их.

— А как реализуется регио­нальный проект «Кадры для цифровой экономики» на территории Смоленской области в текущем году?

— Считаю, что одним из самых серьезных вызовов для успешной реализации цифровых проектов является подготовка профильных специалистов. В прошлом году нам удалось обучить более 3 тысяч человек. Цель такого массового обучения — помочь гражданам научиться работать в цифровой среде. Например, врача необходимо научить пользоваться методиками телемедицины; учителя — осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

В этом году мы продолжили обучение государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы по программам повышения квалификации в сфере цифровой трансформации. Но особое внимание в 2021 году уделяется обучению руководителей цифровой трансформации (РЦТ), назначенных практически во всех органах исполнительной власти региона.

Анонсирую ещё один проект: осенью будет запущена интернет–платформа для популяризации ИТ–специальностей в Смоленской области «Войти в Айти». С ее помощью мы хотим привлечь внимание молодежи к ИТ–профессиям. Главная задача проекта — рассказать старшеклассникам, студентам и их родителям о перспективных и востребованных в регионе ИТ–специальностях, возможностях получения соответствующего образования и дальнейшем трудоустройстве. Помимо этого, мы поможем наладить взаимодействие между работодателями региона и будущими выпускниками.

— Летом Минцифры объявило о старте приема заявок на участие в проекте «Цифровые профессии», в рамках которого можно получить дополнительное профессиональное образование при финансовой поддержке государства. Для кого предназначен данный проект и смогут ли смоляне (и какого возраста) принять в нём участие?

— Присоединиться к проекту и получить дополнительное образование могут сотрудники ИТ–компаний, студенты, изучающие ИТ–специальности, и просто любые граждане трудоспособного возраста от 16 лет. Единственное требование — наличие образования не ниже средне—профессионального.

 Принять участие в проекте можно до конца 2021 года, пройдя регистрацию на сайте profidigital.ru. После создания личного кабинета сервис рекомендаций подскажет, какие курсы больше подходят под запрос пользователя.

Обучение проходит в онлайн–формате. Половину стоимости обучения возмещает государство, вторую половину оплачивает сам обучающийся или его работодатель. В проекте участвуют программы Корпоративного университета Сбербанка, ИТМО, Университета Иннополис, Санкт–Петербургского Политехнического университета, Финансового университета при Правительстве РФ и еще более 20 образовательных организаций.

Знаю, что жители Смоленской области уже направили свои заявки для участия в проекте.

— Осенью прошлого года в интервью «О чем говорит Смоленск» вы говорили, что «до конца 2021 года все больницы, фельдшерско–акушерские пункты, образовательные организации, местные администрации, а также пожарные посты и пожарные части, территориальные органы Росгвардии будут обеспечены высокоскоростным доступом к сети «Интернет». Ваши слова сбылись?

— Да, в текущем году департамент цифрового развития завершит проект по подключению всех социально значимых объектов к интернету. В 2019–2020 годах мы подключили 428 объектов, к октябрю 2021 года высокоскоростные каналы связи появятся ещё на 283 объектах (работы по ним уже завершены, идет приемка выполненных работ).

Кроме того, в этом году нам удалось дополнительно включить в проект ещё и объекты культуры — интернет появится в 93 культурно–досуговых учреждениях и библиотеках области.

В рамках проекта была проведена большая работа, только в 2021 году было проложено более 600 км волоконно–оптических линий связи. Данные работы позволили организовать площадки для обеспечения высокоскоростным доступом к интернету жителей населенных пунктов, участвующих в проекте: высокоскоростной интернет появится в 391 населенном пункте, в том числе, в сельской и труднодоступной местности.

— Какие дополнительные социальные (и не только) услуги в Смоленской области в 2021 году были переведены в дистанционный, цифровой формат? И какие планируется переводить в цифру в ближайшем будущем?

— Мы стремимся минимизировать «офлайновое» взаимодействие граждан и бизнеса с органами власти, повысить доступность услуг в электронном виде. На данном направлении ещё раз акцентировал внимание президент в своём послании Федеральному собранию, отметив необходимость перевода всех процессов по назначению и предоставлению мер социальной поддержки в «цифру».

До конца года в электронный формат поэтапно будут переведены 94 массовые социально значимые услуги (из них 25 — социальной сферы). Первый этап уже завершен, и с августа текущего года на Едином портале госуслуг доступна 51 новая услуга, в том числе 5 социальных услуг:

• назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно;

• установление статуса многодетной семьи;

• назначение и выплата ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

• назначение и выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения отдельным категориям граждан;

• предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Кроме социальных услуг в онлайн–формат перейдут и услуги в сферах строительства, имущественных и земельных отношений, образования, спорта, транспорта, лесного хозяйства и других. Это позволит минимизировать время смолян на решение жизненных ситуаций, связанных с государством.

Помимо социально значимых услуг отмечу запущенные в этом году и очень востребованные у смолян электронные сервисы: вызов врача на дом; запись на вакцинацию от COVID–19; запись в учреждения физической культуры и спорта Смоленской области.

— Как в целом развивается сфера IT в Смоленской области, насколько велик ее потенциал и что необходимо делать для его максимального раскрытия?

— Применение цифровых технологий — это не только возможность повысить качество жизни наших граждан, это ещё и залог конкурентоспособности бизнеса. На протяжении последних лет региональные предприятия ИТ–отрасли последовательно наращивают свой производственный, инновационный и кадровый потенциал, увеличивая размеры инвестиций в развитие новых проектов. На Смоленщине есть организации, которые не только внедряют, но и сами являются разработчиками прорывных технологий. Решения смоленских компаний успешно внедрены на предприятиях в России, а также экспортируются за рубеж.

Учитывая, что ИТ–отрасль с каждым годом играет все большее значение для жизни региона, ее поддержка — один из приоритетов администрации Смоленской области. В регионе созданы благоприятные условия для развития отрасли: система налоговых льгот, субсидий и кредитов, помощь в организации бизнеса, налаживании деловых связей и поиске новых рынков сбыта продукции, в том числе и зарубежных.

Предоставление мер поддержки —  это важный инструмент цифровой трансформации региона, поэтому считаю, что необходимо обеспечить бОльшую адресность мер поддержки ИТ–предпринимательства. Для этого Смоленская область подключилась к проекту Минпромторга, в соответствии с которым разрозненные меры государственной поддержки будут объединены на платформе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) и будет обеспечено применение искусственного интеллекта для проактивного оказания мер господдержки.

Предприятия в итоге смогут получать автоматизированный подбор наиболее подходящих для предприятия инструментов федеральной и региональной поддержки. Органы власти, в свою очередь, смогут быстро и обоснованно запускать новые меры стимулирования в цифровом формате.

— Андрей Николаевич, какой минимальный набор полезных приложений (вроде «Госуслуги» или, например, СберОнлайн) вы порекомендуете иметь каждому жителю Смоленской области в своем смартфоне? И какими приложениями пользуетесь часто сами?

— Я бы выделил несколько категорий полезных приложений.

1. Те, что помогают получать государственные услуги и сервисы.

 Конечно, это «Госуслуги». Мобильное приложение по своему функционалу ничуть не уступает стандартной версии портала государственных услуг. При этом гражданин может в любой момент им воспользоваться, не имея компьютера под рукой. В отличие от сайта, через приложение можно ещё и выполнить сканирование QR–кода на квитанции. Это поможет не вводить все данные вручную, а сразу перейти к оплате выбранной услуги.

 Используя планшет или смартфон, родители могут отслеживать расписание занятий, домашние задания, оценки и возможные прогулы ребенка, а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. В этом им помогает сервис «Электронный дневник». А школьникам он напоминает расписание и домашнее задание, дает возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам.

 Мобильное приложение «Мои документы» от МФЦ Смоленской области. У приложения много удобных функций: записаться на прием; узнать актуальный статус своей записи или своего заявления; просмотреть информацию об услугах и порядке их предоставления; отследить текущую ситуацию в каждом филиале (количество человек в очереди, среднее время приема по услугам, загруженность филиалов); оценить качество предоставляемых услуг или оставить отзыв о работе МФЦ; найти ближайший отдел МФЦ и уточнить информацию о любом интересующем отделе в Смоленской области (время работы, контактные данные).

2. Удобные сервисы для пассажиров общественного транспорта.

  Не приложение, но полезный веб–ресурс http://www.bus67.ru, который поможет получить актуальную и достоверную информацию о маршрутах, расписаниях, графиках движения пассажирского транспорта в онлайн–режиме; о прогнозируемом времени прибытия транспортных средств на остановочный пункт в режиме реального времени. Также с помощью портала можно узнать местоположение конкретного транспортного средства и отследить его движение по маршруту на карте.

3. Отдельно, как родитель, выделю приложения для организации образовательной жизнедеятельности ребенка.

 Новое мобильное приложение, запущенное департаментом цифрового развития летом текущего года — Мониторинг питания школьниками. С его помощью школьники могут принять участие в голосовании о качестве школьных обедов, оставить свои отзыв, жалобу или предложение. Приложение позволит сделать обратную связь о качестве школьного питания более массовой и удобной. Такой мониторинг поможет быстро определять проблемные точки и принимать необходимые меры для устранения недостатков в организации школьного питания.

— Когда–то задача интернетизации казалась чудовищно сложной. Но сегодня это уже решеный вопрос. Какие глобальные задачи (на среднесрочную перспективу) стоят сегодня на повестке дня вашего департамента?

— 20 августа мы утвердили Стратегию цифровой трансформации Смоленской области до 2024 года, над которой работали совместно со всеми органами власти. В нее вошли 11 отраслей и более 50 очень амбициозных проектов. Все эти проекты сконцентрированы на человеке — с их помощью будут обеспечены качественные условия жизни, доступность образования, здравоохранения и социальной поддержки; упростятся административные процедуры; сократятся время и издержки при получении услуг; будут развиваться цифровые инструменты активного участия граждан в жизни региона.

Отмечу, что в целях реализации проектов Стратегии будут внедрены технологии искусственного интеллекта, о результатах применения которых мы обязательно расскажем смолянам в нашем следующем интервью.

текст: Николай Максимов

401516401516