10 августа. День в истории Смоленщины

В Смоленской области 491 год назад (1525) установлен день памяти Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии в память возвращения Смоленска под власть Российской державы.

800px-Odigitriya_Smolenskaya_Dionisiy

Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Е. Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя.

В XV веке икона оказалась в Москве.

Имеются также указание, что «согласно разысканиям М. М. Сухмана, проведённым по летописям… икону Смоленской Богоматери взяли в Смоленске татарские ханы и подарили московскому князю».

Икона была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь, по совету с митрополитом Ионой, решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле — у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконе 28 июля (10 августа нового стиля).

Во время Отечественной войны 1812 года Ириней Фальковский вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск.

Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года.

Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

318 лет со дня смерти Святителя Питирима, епископа Тамбовского ( по старому стилю-28 июля).

Святитель_Питирим,_епископ_Тамбовский

Родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьма.

Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию и церковному пению. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон.

Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским. На 21 году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим.

Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.

Позднее братия монастыря избрали его игуменом. А 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор пал на архимандрита Питирима.

15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан Патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского.

За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми.

Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте.

Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, епископ Питирим старался, чтобы и населённые пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привёз с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезённые святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал её перед кончиной кафедральному собору.

Занимался строительством каменного кафедрального собора, но, чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счёт необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому. В этом соборе он завещал и похоронить себя.

Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской.

В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Было зарегистрировано 260 чудес.

28 июля 1914 года по ходатайству Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова) Решением Святейшего Синода епископ Питирим был причислен к лику святых.

Мощи святителя Питирима, изъятые после революции, возвращены Церкви в 1988 году и теперь почивают в кафедральном соборе Тамбова.

 

110 лет со дня рождения Вадима Святославовича Синявского (1906 (по старому стилю 28 июля)-1972), известного радиожурналиста, основоположника отечественной школы спортивного репортажа.

vs2

Родился 10 августа 1906 года в Смоленске.

Мальчик был необыкновенно одарен от природы. Обладая абсолютным музыкальным слухом, Вадим в молодости работал тапером в московских кинотеатрах. В 1924–1930 годах играл нападающим в Замоскворецком клубе физкультуры печатников.

В 1929 году выпускник института физкультуры Вадим Синявский был принят в штат радиокомитета Всесоюзного радио на должность инструктора по физкультурному вещанию. Им был создан и проведен в июле 1929 года первый урок гимнастики на радиостанции имени Коминтерна. Уроки утренней гимнастики он вел с Ольгой Сергеевной Высоцкой, впоследствии народной артисткой СССР.

Особенно прославился Синявский как спортивный радиокомментатор. За 40 лет своей работы он провел более тысячи репортажей, и это только о футбольных матчах. Свой первый зарубежный футбольный репортаж Вадим Святославович провел в 1935 году о матче СССР–Турция.

Он так увлеченно и талантливо рассказывал о перипетиях борьбы на футбольном поле, что людям казалось, будто они находятся на переполненных трибунах стадиона.

Война застала Синявского в Киеве, куда он приехал на открытие нового республиканского стадиона, назначенное на 22 июня 1941 года. В тот страшный для страны день матч не состоялся.

С первых дней Великой Отечественной войны начался нелегкий путь военного корреспондента «Последних известий» Всесоюзного радиокомитета майора Синявского. Он поддерживал эфирный мост Москва – Ленинград, вел репортаж об историческом военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года с участием войск, направлявшихся на передовую. А в марте 1942 года Синявский прибыл в осажденный врагом Севастополь. Ведя один из репортажей на Малаховом кургане, успел сказать в эфир лишь первую фразу: «Говорит осажденный Севастополь!..» В следующее мгновение его накрыло взрывом разорвавшейся поблизости мины. Звукооператор Натан Розенберг погиб, Вадим Синявский был тяжело ранен: осколком был поражен левый глаз. В госпитале на Большой земле Синявский лечился три месяца: искуснейшие московские окулисты спасли ему глаз. Но с больничной койки он рвался на передовую. Уже в июне 1942 года Синявский снова в Севастополе, чтобы завершить серию материалов о том, как сражается город русской славы. В окопах его называли корреспондентом переднего края.

В ноябре 1942 года в Сталинграде шли тяжелые бои. Министр пропаганды Третьего рейха Геббельс объявил на весь мир, что Сталинград пал под ударами доблестной 6-й армии фон Паулюса. В ответ прозвучал радиорепортаж из сражающегося города на Волге. Автор его – Вадим Синявский был настолько убедителен и эмоционален, что нельзя было не поверить в скорую победу русских. Разъяренный Геббельс включил В. Синявского в список своих личных врагов и врагов Германии. 31 января 1943 года Вадим Синявский присутствовал при пленении генерал-фельдмаршала фон Паулюса и его штаба.

А через два с половиной года Вадим Синявский вел с Красной площади Москвы репортаж о Параде Победы. Партизанские леса, горящий Смоленск – его родной город, пленение фон Паулюса, легендарный Севастополь, Курская дуга и освобождение Прибалтики – в итоге пройдено 10 фронтов и заслужены награды: орден Красной Звезды и медали.

В день, когда Вадиму Святославовичу исполнилось 38 лет, 10 августа 1944 года, в освобожденном Каунасе он получил телеграмму: «Синявскому немедленно вылететь в Москву». Он прилетел в Москву и услышал: «Победа близка. Вам поручается провести радиорепортажи о полуфиналах и финале на Кубок страны». Вскоре Вадим Синявский уже летел в Сталинград – предстоял футбольный матч «Трактор» – «Спартак» (Москва) на стадионе тракторного завода.

27 августа 1944 года состоялся финальный матч на Кубок СССР по футболу, в котором победил ленинградский «Зенит». Вел репортаж Вадим Синявский. В своих спортивных радиопередачах Вадим Святославович всегда был верен себе: «Комментатор не имеет права вести репортаж с позиции болельщика». «Внимание! Говорит Москва! Наш микрофон установлен на московском стадионе «Динамо».

Большим специалистом в области футбольной стратегии показала себя и жена Вадима Святославовича – Ирина Павловна Кириллова. Она была первой женщиной в стране, которая на страницах газеты «Труд» профессионально анализировала футбольные баталии.

29 июня 1949 года Вадим Синявский впервые в истории отечественного футбола провел телевизионный репортаж из комментаторской кабины стадиона в Петровском парке о матче между ЦДКА и минским «Динамо». Пробные трансляции на делающем робкие шаги отечественном телевидении проводились и раньше, но комментаторы работали из телевизионной студии, как сказали бы сейчас, под картинку. В отличие от коллег Синявский решился работать с места событий.

К сожалению, в жанре телевизионного комментария Вадим Святославович себя не нашел.

Помимо футбола Вадим Святославович продолжал комментировать на радио соревнования по боксу, легкой атлетике, плаванию, конькобежному спорту и другим видам спорта. С большим удовольствием работал на шахматных турнирах. Последний раз он вышел в прямой эфир 2 мая 1971 года во время репортажа с Садового кольца о легкоатлетической эстафете на приз газеты «Вечерняя Москва».

Под руководством Синявского делали первые шаги в спортивных радио- и телерепортажах Н. Озеров, В. Набутов, Н. Дымарский.

В.С. Синявский озвучивал очень добрые мультфильмы: «Тихая поляна» (1946), «Чемпион» (1948), «Кто первый?» (1950), «Машинка времени» (1967). В его фильмографии два документальных короткометражных фильма – «Центр нападения» (1946) и «Спортивная честь» (1951), где он выступил в качестве футбольного радиокомметатора.

Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета».

 

123 года со дня рождения Бориса Сергеевича Бурштына (Иринина) (1893-1964), поэта-переводчика, театрального критика. Жил и работал в г. Смоленске до 1938 г.

 

текст: Семен Писарев

164708164708



Комментировать