На смоленской клумбе выросли домики

Главную аллею центрального парка культуры и отдыха в Смоленске украсила миниатюрная копия снесенной в советское время Одигитриевской церкви и окружавших ее некогда построек. Она выполнена в пропорции 1:20 и позволяет не только рассмотреть все детали давно исчезнувших с карты Смоленска объектов, но и сфотографироваться на их фоне. Макеты выполнены из керамики и пластика, ни солнце, ни дождь им не страшны.

Новая достопримечательность, появившаяся благодаря энтузиазму и стараниям руководителя творческо-экспериментальной мастерской «Архитектурная миниатюра» Юрия Воробьева — первая в серии из шести работ, которые планируется разместить на газонах парка в этом году. Место для них выбрали, что ни говори, удачное. Во-первых, на территории парка, заложенного XIX веке губернатором Александром Лопатиным (несколько лет назад ЦПКиО было возвращено историческое название — Лопатинский сад), сконцентрирована большая часть наиболее известных памятников, связанных со Смоленским сражением в Отечественной войне 1812 года. Здесь расположены могила генерала Антона Скалона, погибшего при обороне Смоленска от французов и похороненного с почестями в присутствии императора Наполеона, монумент защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года по проекту Антонио Адамини, открытый в 1841 году, а также памятник Софийскому полку, открытый в августе 1912 года в присутствии императора Николая II. Размещение в подобном интерьере архитектурных миниатюр, напоминающих о том, каким когда-то был город, как минимум, уместно. Во-вторых, территория парка охраняется, что обеспечит сохранность макетам, изготовление которых требует скрупулезности и огромного количества времени.

В ближайшем будущем в парке появится миниатюрная копия комплекса построек Авраамиевского монастыря с фрагментом Смоленской крепостной стены и Заалтарной башней, ведутся работы над макетом комплекса Троицкого монастыря.

Проект для Смоленска

Восстановлением исторического облика Смоленска москвич Юрий Воробьев занимается с 2009 года и преимущественно за собственный счет. Несколько лет назад он разработал проект крупномасштабного видеомакетного шоу, посвященного Смоленскому сражению 1812 года. Его корни следовало искать в знаменитой Бородинской панораме, но средства выражения предполагалось использовать современные — видео высокой четкости, лазеры, компьютерную графику и так далее. Высокие технологии позволяют создавать весьма реалистичные картины: поле сражения в нужные моменты затягивает дым, пушки — стреляют, деревянные постройки — полыхают, день — сменяется ночью.

Ничего подобного в России нет. Юрий Воробьев убежден, что создавать суперсовременный туристский продукт необходимо не в столице, где плотность достопримечательностей и без того зашкаливает, а в Смоленске. Представления, рассчитанные примерно на 40 человек, предполагалось устраивать в павильоне диаметром около 35 метров, основную площадь которого будет занимать макет Смоленска — такого, каким город был 200 лет назад — в масштабе 1:80. Действие было рассчитано на полтора часа, в течение которых зрители могли получить представление о том, что побудило Наполеона прийти в Россию, и какую роль сыграло в той кампании Смоленское сражение. Оно, по мнению авторов проекта, недооценено — командовал русскими войсками тогда не Кутузов, а Барклай-де-Толли, и это сказалось на недостатке пиара.

Смоленское сражение не уступает, а по некоторым своим характеристикам и значимости превосходит Бородинское, — говорит Юрий Воробьев. — На Бородинском поле погибло 28 тысяч русских солдат и 23 тысячи французов, а в Смоленском сражении — 8 тысяч русских и 26 тысяч французов. И это притом, что оно состоит фактически из трех сражений — у Красного, под Смоленском и на Валутиной горе.

Домики на клумбах

Павильоном дело не ограничивалось. По задумке авторов, вокруг него должен развернуться парк с необычными «клумбами» площадью около 10 квадратных метров. Вместо цветов на них будут расти утраченные архитектурные сооружения Смоленщины в масштабе 1:20 — церкви, усадьбы и так далее. Эта часть проекта больше напоминала уже не о Бородинской панораме, а о популярных у туристов всего мира аттракционах, позволяющих побродить Гулливером среди достопримечательностей, самые высокие из которых доходят тебе до пояса.

Проект оказался слишком амбициозен для Смоленска. Какие-то готовые архитектурные миниатюры удалось разместить в усадьбе композитора Михаила Глинки в Новоспасском, что-то — во Фленове, что-то — в холлах общественных и административных зданий… В общем, весь он как-то распылился, однако в этом году благодаря поддержке администрации Лопатинского сада мало-мальски близкий к первоначальному проекту вариант задумки Юрия Воробьева все-таки начал воплощаться. На территории парка, кстати, нашелся и павильон, бывший зал игровых автоматов, где можно будет в перспективе разместить видеомакет Смоленского сражения. Энтузиасты мечтают, что эту постройку, удачно расположенную у крепостных ворот, предварительно можно было бы перестроить в виде кордегардии — помещения для караула.

Музей в овраге

Лопатинский сад — не единственная территория в Смоленске, которую сейчас насыщают содержанием специалисты мастерской «Архитектурная миниатюра» — историки, краеведы, искусствоведы, картографы, архитекторы. Уже в августе в городе появится музей православного зодчества под открытым небом.

— В историческом центре Смоленска есть удивительное место, где практически не слышно городского шума, — рассказывает Юрий Воробьев. — За стенами Свято-Троицкого монастыря, совсем недалеко от Успенского кафедрального собора есть овраг, по которому течет ручей, где находится святой источник, известный 800 лет. Овраг был сильно запущен, но мы занимаемся его расчисткой, а в дальнейшем планируем разместить здесь большие клумбы диаметром 6-8 метров, на которых будут установлены макеты самых знаменитых произведений православного зодчества в масштабе один к двадцати, позволяющем оценить не только красоту храмов, но и рассмотреть детали. Мы планируем сделать пару лесенок, по которым посетители смогут спускаться в музей, пешеходную дорожку, разбить на склонах оврага цветники, облагородить русло ручья, проложить пешеходную дорожку, кроме того, в перспективе здесь появится закрытый баптистерий, а святой источник будет помещен под крышу. Таким образом, в городе появится совершенно новая, уникальная туристическая зона.

Любая архитектурная идея в последние годы наталкивается в Смоленске на почти непреодолимые препятствия, связанные, в первую очередь, с выделением земли. Здесь же крупный туристический объект создается на территории, которая не только не привлекает застройщиков, но о которой и знает-то не всякий горожанин, настолько скрыто оно от посторонних глаз.

Создание музея под открытым небом — дело не одного года, но уже к концу лета определенная часть этого проекта будет завершена, и Юрий Воробьев надеется, что гости города, которые примут участие в праздновании 1150-летия Смоленска, уже смогут оценить первые результаты.

Справка «РГ»

Лопатинский сад был заложен губернатором Александром Григорьевичем Лопатиным в 1841 году на месте бывшей Королевской крепости. Место пользовалось дурной славой. Когда-то здесь размещалась тюрьма для политических преступников, в которой содержались польская знать, генеральный судья канцелярии гетмана Мазепы Василий Кочубей и полковник Полтавского казацкого полка Иван Искра, грузинский царевич Александр Багратович и даже бывший император Иоанн Антонович. Ходила по Смоленску и легенда о «Железной маске» — таинственном узнике, якобы содержащемся в этой темнице.

Стараниями губернатора Лопатина на месте мрачных тюремных строений появились ресторан и летний театр, на валах крепости — беседки и цветочные клумбы. Через пруд был переброшен деревянный двухарочный мостик, а древние валы соединила каменная арка, по сей день известная как Мостик вздохов, вокруг пруда и у лестниц, ведущих на валы, установили статуи античных богов. Вскоре Лопатинский сад стал местной достопримечательностью и был признан одним из лучших парков в России.

Фото: Ольга Лисинова
Текст: Дмитрий Раичев
Российская газета

3430434304



Комментировать