5 сентября. День в истории Смоленщины

87 лет со дня рождения Андриана Григорьевича Николаева (1929-2004), летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза. Проходил службу в одной из частей Смоленского гарнизона. Почетный гражданин г. Смоленска. Его именем названа одна из улиц г. Смоленска.

Andriyan_Nikolayev_1976

Андриан Николаев родился в крестьянской семье в селе Шоршелы. В детстве Андриан хотел стать фельдшером, однако после раздумий перебрался к старшему брату в Мариинский Посад. Окончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум (1947), Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (1954), Военно-воздушную инженерную академию им. H. E. Жуковского (1968). Космонавт самого первого набора (Группа ВВС № 1).

Совершил два космических полёта:

— с 11 по 15 августа 1962 года на корабле «Восток-3», совершив 64 витка вокруг Земли (первый многосуточный полёт в истории космонавтики и первый групповой полёт космических кораблей). В этом полёте проведён первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите — по программе создания перехватчика спутников. Также в ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов;

— с 1 по 19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» (совместно с В.И. Севастьяновым). Корабль сделал 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации («эффект Николаева»).

После первого полёта связал свою жизнь с работой отряда космонавтов. В 1964 году Николаев назначен командиром отряда советских космонавтов.

В 1965—1969 годах Николаев входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

В 1968—1974 годах работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Проходил подготовку к полёту по «лунной» программе, являлся командиром одного из экипажей. После смерти С. П. Королёва и закрытия советской «лунной» программы готовился к полётам на кораблях типа «Союз». Являлся командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-8» (октябрь 1969 года).

С 1974 года — первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина. Параллельно с основной работой был депутатом Верховного Совета РСФСР ряда созывов. В 1981 году за достижения в области космических исследований Николаеву присуждена Госпремия СССР.

С 1994 года работал в аппарате Мандатной комиссии Госдумы РФ.
Автор книг «Встретимся на орбите» и «Космос — дорога без конца». Последняя и наиболее ценная книга Николаева написана им в 1999 году — «Притяжение Земли».

Был женат в течение 18 лет (1963—1982) на Валентине Терешковой — первой женщине-космонавте.

Умер 3 июля 2004 года в Чебоксарах, где был главным судьёй V Всероссийских летних сельских спортивных игр, по пути в гостиницу «Спорт», от сердечного приступа, повлёкшего пятый инфаркт.

По инициативе земляков, поддержанной первым президентом Чувашии Н. В. Фёдоровым, был торжественно захоронен на родине — в селе Шоршелы.
В октябре 2006 года Шоршелский музей космонавтики, открытый в 1972 году, переименован в Мемориальный комплекс лётчика-космонавта СССР А. Г. Николаева в Шоршелах.

 

 

88 лет со дня рождения Андрея Ивановича Лукашенко (1928-1977), фотожурналиста, краеведа. Член Союза журналистов РФ (1996). Автор книг «Дорогами воздушного десанта», «Там, за Царевичем». По проекту Лукашенко создан памятник воинам-десантникам в районном центре Угра.

lukashenko_ai_foto

Андрей Лукашенко родился 5 сентября 1928 года в деревне Палицкое Шумячского района.

Окончил семь классов в средней школе в Рославле. В 1949-1953 годах служил в Советской Армии на Дальнем Востоке. После демобилизации переехал в Смоленск. Окончил строительный техникум. Работал мастером механических мастерских в «Смолоблстройтресте».

В 1960-1962 годах – фотокорреспондент газеты «Сельская правда», с 1962 по 1971 год – газеты «Смена».

Активно сотрудничая в органах печати, много сил отдавал сбору материалов о подвигах воинов-десантников 4-го воздушно-десантного корпуса в Вяземской воздушно-десантной операции 18 января – 28 февраля 1942 года. Результатом упорной работы стал выход в 1971 году книги «Дорогами воздушного десанта». В 1974 году им написана книга «Там, за Царевичем» – о партизанской и подпольной борьбе, развернувшейся в Духовщинском районе.

По проекту Лукашенко был создан памятник воинам-десантникам в Угре.

Умер 28 мая 1977 года. Похоронен на Новом (Новодевичьем) кладбище в Смоленске.

 

 

101 год со дня рождения Михаила Васильевича Бекашонка (1915-1964), Героя Советского Союза, лётчика-истребителя, совершившего в годы Великой Отечественной войны 170 боевых вылетов. Родился на хуторе близ станции Лелеквинская ныне Руднянского р-на.

Михаил_Васильевич_Бекашонок

Михаил Бекашонок родился 5 сентября 1915 года на станции Лелеквинская (ныне — Руднянский район Смоленской области) в семье железнодорожника. После окончания семилетней школы поступил в Смоленский электротехникум, который окончил в 1933 году, после чего работал на электростанции в Камышине Сталинградской области.

В 1935 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, где по комсомольской путёвке был направлен в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, оконченное им в 1938 году. С января 1939 года Бекашонок служил в истребительном авиаполку. Участвовал в воздушных боях на Карельском перешейке во время советско-финской войны. В 1943 году вступил в ВКП(б).

С мая 1943 года лейтенант Бекашонок — на фронтах Великой Отечественной войны. Летом 1943 года он принял командование 3-й эскадрильей 27-го истребительного авиаполка (впоследствии — 129-го гвардейского). Участвовал в битве на Курской дуге, битве за Днепр. В составе этого полка Бекашонок находился до конца войны, который встретил в Берлине.

Был тяжело ранен во время разведывательного полёта в районе Белгорода, но сумел посадить самолёт, доставив ценные сведения о немецких войсках и фотоснимки в расположение своей части, за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В течение месяца находился в госпитале, после чего вернулся в полк.

Ко времени битвы за Днепр Бекашонок летал на истребителе «Аэрокобра». 20 сентября 1943 года в двух воздушных боях он сбил три немецких самолёта. С 14 октября по 6 декабря 1943 года он совершил 25 боевых вылетов, в ходе которых сбил 4 вражеских самолёта, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Всего же за годы войны гвардии капитан Михаил Бекашонок совершил 170 боевых вылетов, приняв участие в 50 воздушных боях, в которых сбил лично 18 и в группе — 4 самолёта противника. К концу войны Бекашонок был помощником командира по воздушно-стрелковой службе 129-го гвардейского авиаполка 22-й гвардейской авиадивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии капитан Михаил Бекашонок был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6556 м.

После окончания войны Бекашонок продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году в звании майора был уволен в запас. Проживал в Витебске. Умер 17 февраля 1964 года.

Был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а также рядом медалей. В память о Бекашонке на здании Замощанской школы Смоленского района установлена мемориальная доска.

 

текст: Семен Писарев

168184168184

Комментировать