30 апреля. День в истории Смоленщины

77 лет назад (1939) состоялось открытие нового здания Смоленского областного театра драмы по проекту архитектора С.А.Ильинской

YurcOl5dQCYоооПервоначально драмтеатр располагался в одноэтажной постройке бывшего кинотеатра «Художественный» в саду «Эрмитаж». Современное здание театра построено в 1939 году. Монументальное сооружение возвели по проекту московского архитектора С.А. Ильинской. Драмтеатр оказался выполненным в неоклассическом, «имперском» стиле, характерным для сталинской эпохи. Театр имеет две сцены — большую и малую, и рассчитан на аудиторию в 885 человек.

 

43 года со дня открытия (1973) музея скульптуры С.Т.Коненкова (ул.Маяковского,7)

Музей-Коненкова-СмоленскМузей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова посвящен яркому самобытному художнику, неожиданному и оригинальному мыслителю, чье имя известно, без преувеличения, всем ценителям прекрасного как в России, так и за рубежом. Музей был открыт в Смоленске 30 апреля 1973 года по инициативе самого скульптора. Выбор города был не случайным, поскольку именно здесь на Смоленщине в деревне Караковичи родился будущий великий скульптор. Мастер трепетно относился к своим творениям, волновался за их судьбу, ему хотелось, чтобы на родине были не только отдельные работы, но и большое собрание, музей скульптуры. Из мастерской художника в Москве было передано 41 произведение Коненкова, что положило начало экспозиции будущего музея. «Дорогим землякам дарю свое искусство» написал по этому поводу Сергей Тимофеевич Коненков.
Несколько позже коллекция произведений скульптора пополнилась работами, переданными из Министерства культуры РСФСР и СССР, из ГТГ, Волгоградского художественного музея, а также из музеев Тюмени, Самары, Твери, Краснодара, частных собраний.

Сейчас собрание насчитывает свыше 90 уникальных работ, среди которых особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Тема сказки, создание фантастических образов, отмеченные национальным своеобразием – одна из любимейших тем творчества С.Т.Коненкова. Неразрывная связь с родной природой, преданиями вдохновляли мастера на создание «Совы-ведьмы», «Птицы Сирин», «Пана, играющего на дуде», «Наяды». Для их создания мастер использовал свой любимый материал – дерево, как никто он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Близка к сказочным скульптурам и мебель, сделанная из пней, коряг, ветвей деревьев. Каждая из скульптур Коненкова – часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей.

 

96 лет со дня рождения Александра Ивановича Гусева (1920-1944), Героя Советского Союза (посмертно). Родился в д. Богданово Сычевского р-на

gusevАлександр Иванович Гусев (1920-1944) — ефрейтор Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Александр Гусев родился 15 апреля 1920 года в деревне Богданово (ныне — Сычёвский район Смоленской области) в крестьянской семье.

После окончания семи классов школы работал в колхозе. В 1937 году приехал в Москву, где окончил ремесленное училище, после чего работал помощником машиниста крана на Московском автозаводе имени Лихачёва. В октябре 1940 года Гусев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С сентября 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на Украине. К августу 1944 года гвардии ефрейтор Александр Гусев был пулемётчиком 60-го гвардейского стрелкового полка 20-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й армии 3-го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Молдавской ССР.

20 августа 1944 года при прорыве вражеской обороны Гусев ворвался в немецкую траншею и уничтожил 3 солдата противника. В бою за село Поляска он уничтожил ещё 6 вражеских солдат. 21 августа противник предпринял контратаку пехотными и танковыми подразделениями против полка, в котором служил Гусев. Когда четыре танка приблизились к его окопу, раненый Гусев со связкой гранат бросился под один из них, подорвав его, но и сам погибнув при этом. Танки противника после этого повернули назад, обнажив пехоту. Обратив противника в бегство, однополчане Гусева ворвались в село Ермоклия. Похоронен у села Попяска Штефан-Водского района Молдавии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии ефрейтор Александр Гусев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденом Ленина и рядом медалей. Навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

 

41 год назад (1975) начал работу театр-студия «Диалог»

19_big-crop-u182881Театр-студия «Диалог» — это существующее уже более 40 лет объединение молодых и талантливых актеров, готовых на смелый эксперимент и творческий поиск. За время существования театра сменилось несколько поколений актеров, но не менялось главное — свободная, живая атмосфера «Диалога». На сцене театра идут преимущественно спектакли современных авторов, а действующая при «Диалоге» студия занимается подготовкой самых юных актеров. В театре всегда очень уютная, дружественная атмосфера. Спектакли проходят на одном дыхании, вызывая у зрителя гамму эмоций и обязательно оставляют след в душе.

90 лет со дня рождения Ольги Сергеевны Артамоновой, художника-керамиста, уроженки Смоленской области

d4bb42672ef8961cb4ce669c932a9918Артамонова Ольга Сергеевна (1926-2006)
Фарфор-один из традиционных для мелкой пластики, эффектный, таящий разнообразные возможности, но многотрудный и капризный материал. Немногие скульпторы предпочитали работать в фарфоре. Среди них Ольга Сергеевна Артамонова, интересный и оригинальный автор.

В 1944 году поступила на подготовительное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). Стала заниматься живописью и скульптурой. В 1945 году поступила в этот же институт на керамический факультет. Училась у Я. М. Соколова, Ф. В. Антонова, А. Т. Манасян. В 1954 году с отличием окончила МИПИДИ, а с 1955 по 1964 год работала в лаборатории Дмитровского фарфорового завода скульптором по созданию образцов фигур малой пластики. Ее обучали такие учитиля как Р.Р. Иодко, В.А. Васильева и З.В. Баженова. Хорошей школой профессионального мастерства стала и постаянная, самостоятельная работа на Дмитровском заводе. Сама расписывала свои работы, т. к. считала, что это дает возможность добиться целостности скульптурного и живописного решения вещи.

С 1952 года систематически и активно участвует на всесоюзных, республиканских и московских выставках. Произведения (фарфор) Ольги Сергеевны представляли советское искусство в Копенгагене, Хельсинки, Варшаве. Ряд ее работ хранится в Государственном Русском музее, Кусковском музее керамики, Горьковском художественном музее, Пермской художественной галерее, Орловской картинной галерее.

Излюбленная тема-танец, групповой и сольный, классический балет и национальные танцы. На этом этапе своего творчества Ольга Сергеевна обращается к изучению народного искусства. Именно здесь она ищет пластическую выразительность человеческой фигуры, характерность движения, позы, жесты. Особую привлекательность ранним работам придает роспись. Сама расписывая статуэтки, Ольга Сергеевна достигает целостности скульптурного и живописного образа, органичного синтеза скульптуры и живописи. Это такие скульптуры как «Балерина с розой», «Индийский танец», «Китайский танец с зонтиком», «Арлекин» и миниатюры- «Корейский танец «Лотос», «Индиец с барабаном».

Композиции 60-х годов, чаще всего свободные вариации на музыкальные, танцевальные, литературные и другие темы. Рождаются циклы «Клоун», «Марсель Марсо», «Арфистки», «Испанский танец Марии Россы», «Обнаженные» (некоторые решены в шамоте) и сцены по мотивам оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Произведения покоряют совершенством линий и изяществом силуэта. Интересны находки автора в группах. В основе двух и трехфигурных композиций лежит ритмическое начало. Красота движений, ритм связывают фигуры непрерывным движением в единое целое. В работах 70-х годов автор достигает наивысшей виртуозности мастерства, самой сущности скульптуры-пластичности. Изысканная роспись (подглазурная) как драгоценность рассыпанная по скульптуре, радует богатством и неожиданностью открытий.

Параллельно, с 50-х годов Ольга Сергеевна делает сервизы, туалетные наборы, декоративные блюда с тематическим и абстрактно-живописным рисунком.
Декоративные работы Ольги Сергеевны совершенно точно отвечают своему назначению-украшать жилой интерьер, доставлять радость и эстетическое наслаждение людям.

 

текст: Семен Писарев

151987151987



Комментировать