«Разделительная полоса»

Попытки «овелосипедить» Смоленск. «Казалось бы, должно уже появиться желание «идти, приветствовать, рапортовать!»… Есть ли место для бравурного настроения?

Ударим велопробегом «по бездорожью и разгильдяйству»! Власти Смоленска нешутейно увлеклись темой развития в городе велоинфраструктуры.

К велодорожке в Реадовке добавилась велоразметка на пешеходной зоне Октябрьской Революции, возле мэрии появилась велопарковка (чудо чудное, диво дивное!), и уже озвучены обещания оборудовать такие парковки возле всех школ Смоленска.

А недавно глава города Владимир Соваренко обсудил с активистами смоленского велосообщества планы по созданию новых (полноценных) веломаршрутов и даже — возможность проведения велопарада.

Прекрасно, что мэрия стремится привить смолянам «велокультуру», и в искренности этого стремления у городских чиновников сомневаться не приходится.

Начало положено, Владимир Соваренко «дал поручение профильным управлениям изучить предложения и выработать самый оптимальный вариант для нашего города с учетом мнений, как велосипедистов, так и пешеходов».

Казалось бы, должно уже появиться желание «идти, приветствовать, рапортовать»… Но есть несколько моментов, которые не оставляют места для бравурного настроения. И вот почему.

Судя по первым шагам, речи о создании отдельной инфраструктуры для велосипедистов (чтобы они не пересекались ни с машинами, ни с пешеходами), не идет. А «учет мнений пешеходов» — не более, чем фигура речи, увы.

К примеру, то, что произошло на одной из главных пешеходных зон Смоленска (на Октябрьской Революции), очень напоминает ситуацию, как если бы в вашу «двушку» в один прекрасный день чиновник привел бы условного «дяденьку с чемоданом» и ультимативно заявил: «Теперь он будет жить в одной из ваших комнат». Хорошо, если «дяденька» не окажется буйным, ибо речь может идти уже не только о неудобстве, но и о безопасности.

Да-да, безопасность – это первое, что надо учитывать, когда появляются планы по проектированию велодорожек. Соблюдено ли это условие на пешеходной зоне Октябрьской Революции – большой вопрос.

Товарищи дорогие, для того, чтобы сделать велодорожку, недостаточно нарисовать краской линии на пешеходной зоне или на тротуаре. Перед тем, как «нарисовать», хорошо бы просчитать последствия и подумать о комфорте и безопасности всех участников движения.

Так вот, есть ощущение, что в погоне за «велосипедизацией» Смоленска городские чиновники на комфорт пешеходов просто наплевали.

Впрочем, к тому, что с пешеходами в Смоленске не принято церемониться, мы уже привыкли (ремонт и уборка тротуаров происходят «по остаточному принципу», а «остатков», как правило, не бывает). И вот сейчас – очередной «плевок в лицо».
Упомянутая пешеходная зона Октябрьской Революции после появления велодорожки – очередное тому подтверждение. Яркое свидетельство того, что пешеходы для городских чиновников – это даже не «второй сорт» (после автомобилистов), а третий.

Нарисованная «разделительная полоса» окончательно «разделила» нас: деньги нашлись на ремонт только той полосы, где появилась разметка для велосипедистов. Две других пешеходных дорожки остаются в том же неприглядном — абсолютно разбитом — состоянии. «Блеск и нищета» как есть. Маркер отношения…

Повторим, как мы поняли, при разработке веломаршрутов, планов по созданию полноценных защищенных велодорожек на проезжей части — нет. Зоны для велосипедистов проложат за счет «уплотнения» пешеходных зон и тротуаров.

В этой связи, правда, появляется надежда, что отремонтируют хотя бы те тротуары, по которым проляжет велоразметка.

Впрочем, не удивимся, если отремонтируют только ту часть тротуаров, где будет располагаться зона для велосипедистов. Пешеходы же – «третий сорт», чего с ними церемониться?..

Словом, ударить велопробегом «по бездорожью и разгильдяйству» пока получается как-то очень уж однобоко…

Такие вот мысли посещают, глядя на первые попытки чиновников «овелосипедить» Смоленск.

 

текст: Светлана Савенок

199387199387



6 комментариев

  1. У меня три вопроса к автору:
    1) А раньше велосипедисты не ездили по октябрьской? Если ездили, то не отнимали ли они места у пешеходов таким поведением и безопасно ли это?
    2) Сейчас власти рисуют полосы по тротуару. Это дешево. Можно было конечно проложить рядом полноценную велодорожку, но это раз в 100 дороже. В таком случае на ремонт тротуаров не хватило бы в принципе еще лет на 10 вперед, еще бы пришлось одолжить денежек у врачей и учитилей. Так как лучше?
    3) Какую профильную литературу читал автор, готовя статью? Консультировался ли с экспертным сообществом? Есть, например, рекомендации от дептранса Москвы, которые рекомендуют в ряде случаев прокладывать велодорожку по существующему тротуару. Есть исследования от европейских организаций, которые говорят, что пешеходы в целом неплохо уживаются с велосипедистами на одном тротуаре.

    И да, критика это хорошо. А какое альтернативное предложение: оставить все как есть?

  2. Велодорожка на Октябрьской стоила по моим оценкам 50 — 100 тыс. рублей. Ремонт одной дорожки на Октябрьской (боковой) будет стоит от 600 тыс до 1 млн.
    Вы считаете, что вместо прокладки дорожки лучше отремонтировать 50-100 метров тротуара?

    Более конкретный вопрос: вот прямо сейчас планируется, на сколько я знаю, соединить велодорожкой Реадовку и Октябрьскую. По моим грубым оценкам стоить это будет 400 тыс. — 800 тыс., включая организацию съездов, установку знаков и т.д. Как по вашему — мэрии лучше создать этот велоучасток, или же отремонтировать одну дорожку на Октябрьсякой?

    • Повторю, я бы сначала тротуары отремонтировала. Кстати, очень жаль, что администрация Качановского не озаботилась этим, когда деньги на юбилей города «сыпались» на Смоленск из федерального бюджета.

      • Ну да, один тротуар можно отремонтировать.
        По мне, так целесообразнее велодорожки разметить. Велоинфраструктура — большой плюс для города.

  3. «Как жаль, что все, кто знает, как управлять государством, уже работают таксистами или парикмахерами» Франсуа Миттеран.

Добавить комментарий для Светлана Савенок Отменить ответ