В Смоленске обсудили проблемы инклюзивной практики

DSCN1588На базе Смоленского центра диагностики и консультирования состоялся региональный межведомственный круглый стол с международным участием «Роль психолого-педагогических служб образовательных учреждений области по сопровождению инклюзивной практики: перспективы, проблемы».

Организатором круглого стола выступила Областная методическая психолого-педагогическая служба. В работе круглого стола приняли активное участие специалисты смежных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, аппарат уполномоченного по правам ребенка) Смоленской области. Всего в работе приняло участие 42 специалиста из 11 районов области.

DSCN1582Опыт работы Республики Беларусь по теме круглого стола был представлен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Барановичского университета, докторантом Хитрюк Верой Валерьевной.

Цель круглого стола – определение перспективных направлений и проблемного поля в деятельности психолого-педагогической службы по сопровождению инклюзивной практики в системе образования.

В рамках работы круглого стола была обозначена актуальность комплексной, системной работы по сопровождению инклюзивной практики в системе образования, намечены пути взаимодействия смежных ведомств по созданию благоприятных условий для внедрения инклюзии, рассмотрен опыт работы специалистов психолого-педагогических служб образовательных учреждений Смоленской области по обозначенной теме. Были представлены результаты добровольного анкетирования специалистов по рассматриваемой проблеме, свидетельствующие о недостаточности профессиональных знаний и умений по внедрению инклюзивной практики.

DSCN1577Ранее на мероприятиях, которые проводились до этого в нашем регионе, действительно неоднократно обсуждалась необходимость внедрения инклюзивной практики в образовательные учреждения. Однако инклюзия рассматривалась в контексте решения конкретных проблем отдельных категорий «особенных» детей (детей с РДА, детей с синдромом Дауна и др.)

Круглый стол ставил своей задачей рассмотрение внедрения инклюзивного образования с точки зрения психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Специалисты областной методической психолого-педагогической службы, проанализировав данные добровольного мониторинга, вычленили наиболее распространенные запросы педагогических коллективов, и в рамках обозначенного проблемного поля предоставили возможность обменяться мнениями и опытом работы.

Как выяснилось, уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов образовательных учреждений (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной среде,  наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Еще одной проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы, особенно на региональном уровне, что создает предпосылки к путанице на уровне локальных актов.
Третьей, и не менее острой и важной проблемой остается неготовность социума принять «особенных» детей в свою среду. А это требует активной работы по формированию толерантности. Кроме вышеперечисленных аспектов были рассмотрены другие актуальные вопросы.

Опыт работы по данному направлению осветили представители образовательных учреждений региона: Соколова М.В., заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» г.Гагарин, Барсукова Э.Ю, заместитель директора по работе с детьми с ОВЗ МБОУ СОШ№3г. Вязьма, Устименко Л.Н. учитель-логопед Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Смоленск. Специфику работы с детьми-инвалидами в условиях реабилитационного центра осветили Крупенина А.Н и Шаповалова Н.В. специалисты СОГБОУ «Вишенки».

Опыт работы Республики Беларусь был представлен к.п.н., доцентом кафедры педагогики ОУ «Барановичский государственный университет», докторантом Хитрюк Верой Валерьевной.

Медицинские аспекты и необходимость взаимодействия смежных ведомств осветила в своем выступлении Шестакова Вера Николаевна, д.м.н., академик МАНЭБ, профессор СГМА.

Проблемы переподготовки педагогических кадров рассматривались в выступлении Лукиной Галины Петровны, к.б.н., доцентом, заведующей кафедрой «Специального образования и социальной педагогики» ГАУ ДПООС «СОИРО».

Ведущий специалист отдела по защите прав и интересов ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области Загребаева Юлия Андреевна, подчеркнула необходимость создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях.

В результате работы круглого стола были приняты решения о необходимости разработать нормативно-правовое обеспечение инклюзии, организовать переподготовку педагогических кадров, провести реконструкцию зданий по созданию безбарьерной среды, содействовать формированию позитивного отношения к инклюзии в обществе.

Текст: старший методист ОМППС Светлана Трифаненкова.

6543565435



Комментировать