В Смоленске прошёл концерт «Были люди в наше время»

29 марта в Смоленской областной филармонии при полном аншлаге состоялся авторский концерт брянского композитора Владимира Дубинина «Были люди в наше время», посвященный юбилеям М.И. Глинки и М.Ю. Лермонтова.

Концерт поразил смоленскую публику разнообразием музыкальных жанров и стилей. Участие в нем приняли крупные исполнительские силы, как со смоленской, так и с брянской стороны — Смоленский симфонический оркестр во главе с дирижёром и художественным руководителем коллектива Александром Орловым, солисты смоленской филармонии Анна Майская (сопрано), Анатолий Смирнов (тенор), Брянский городской академический хор под управлением Марио Бустилло (хормейстер Татьяна Сапожкова), ансамбль народной музыки «Ватага» — руководитель Александр Колесников, автор, композитор и пианист — Владимир Дубинин и др. Открыла концерт «Глинканиана», сюита для оркестра с фортепиано в шести частях. «Глинканиана» была написана В. Дубининым специально для смоленского оркестра осенью 2013 г. Это последнее сочинение композитора. Каждая из частей сюиты отражает один из этапов глинковского творческого и жизненного пути. Одной из особенностей композиторской техники этого сочинения является эпизодическое использование автором некоторых известных глинковских мотивов, но не в качестве цитат, а поданных в преломлённом, как бы сквозь призму времени виде, соединяющем стиль Глинки с современностью. Прекрасным исполнением покорила публику сюита из музыкального спектакля «От Эллады до Техаса» в восьми частях. Это лёгкая, шутливая история о том, как один персонаж, искатель приключений и лёгкой жизни попадает в разные исторические эпохи, проявляя свои, как сильные, так и слабые стороны. Особое место в программе концерта заняла музыкальная фреска В. Дубинина «Война и Жизнь» на стихи М. Ю. Лермонтова. По словам автора, поиск темы для этого сочинения, посвящённого войне с Наполеоном, проходил очень непросто. Много музыкального материала уже было написано, а вот сам сюжет долго, как говорится, «не шёл в руки». Всё значительное на эту тему казалось уже написанным, и повторять великих мастеров вовсе не хотелось.

«Перед каждым, художником, обязательно должна стоять сверхзадача», — говорит В. Дубинин, — «мне, как композитору, представлялось интересным найти и выразить в этом, известном каждому школьнику, произведении что-то новое, ускользнувшее от внимания нашего читателя. Это и была для меня сверхзадача, работа над которой превратилась в крайне занимательное занятие».

Отказавшись от первоначального плана использовать всё стихотворение, композитор решил его несколько расширить, показать не только героизм русского солдата, через рассказ старого ветерана, участника той войны (исп. А. Сафронов), но и то, ради чего нужен был этот героизм, из каких глубинных пластов русской души он возник и что носил в сердце каждый русский солдат. Трагизм событий той эпохи автор сумел показать через столкновение конкретных персонажей, русского полковника (исп. А. Смирнов) и французского офицера, которого сыграл сам В. Дубинин, зрительно олицетворяющих собой обе противоборствующие армии. Закончилось сочинение появление новой жизни. По словам В. Дубинина, в течение работы над сочинением его не оставляла мысль о том, что какая бы страшная не была война, в человеческих силах сделать так, чтобы она сменилась новой, счастливой жизнью, чтобы новый родившийся на земле человек не знал ужасов и страданий, выпавших на долю его предков. Об этом знали наши люди в 1812 году, потому и отдавали свои жизни, почти не задумываясь только для того, чтобы другие люди чувствовали себя счастливыми. Для такого финала было найдено великолепное стихотворение всё того же Лермонтова «Ребёнка милого рожденье…».

Наталья Курбах (зритель), преподаватель: «Это настоящий музыкальный фейерверк! Просто восхитительно! Великолепный сюжет, постановки… Для меня это был самый запоминающийся день, я не ожидала увидеть такое. Желание посещать замечательные концерты Смоленской филармонии стало еще больше, хочется приходить сюда снова и снова, не только самой, но и приглашать своих близких и друзей».

Людмила Даникова (зритель), пенсионерка: « Хорошая музыка, шутливые истории, блистательная игра, артистизм, взаимное сотрудничество с брянскими исполнителями, с брянским хором – все очень понравилось! Я в восторге!».

Светлана Владимировна Сидяченко, директор Смоленской областной филармонии: «Последнее время хоровому искусству в России уделяется большое внимание: создан Координационный совет по развитию хорового искусства и пения при заместителе Председателя Правительства РФ Ольге Голодец, воссоздается Всероссийское хоровое общество. Мы считаем этот вид искусства важным и необходимым. Наша страна имеет давние традиции хорового искусства. В XIX –начале XX века создавалось даже несколько общественных организаций для любителей хорового пения, самой крупной из которых было Русское хоровое общество, которое просуществовало с 1878 по 1917 годы. Развитию хорового искусства уделялось большое внимание и в советское время. Хоровое пение – это искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества».

Текст: Анна Горшкова.

6682166821



Комментировать