Две «беды» города Смоленска

Избавляйтесь от иллюзий и не ждите чудес, их не будет. «Будет только хуже». Ямочным ремонтом некоторые дороги уже не спасти

1

У Смоленска действительно есть две большие проблемы. Обострение происходит дважды в год — весной и осенью. В этом плане жители областного центра выступают синхронно с жителями сел и деревень. Только у селян на первый план выходят посевная и уборка урожая, у горожан — разбитые дороги весной и проблемы с отоплением осенью и зимой.

И поскольку проблемы с отоплением теряют сезонную актуальность вместе с тающим снегом, сейчас мы ставим «вопрос ребром» по дорогам. Давайте разбираться, почему весной вместе со снегом «тает» асфальт. И тут есть два главных вопроса. Это что, неизбежное зло? И когда нам вернут дороги?

 

Капризная зима и законы физики

Как известно, главная причина «весенней дорожной болезни» — наша «капризная» зима с ее резкими перепадами температур.

Итак, немного физики. Из–за перепада температур асфальт сначала трескается. И ладно бы трещины, с ними хоть как–то можно ездить… но далее (с нашей «сопливой» зимой) в них попадает вода. Замерзая, она расширяется, увеличивая трещины. Дальше свою лепту в разрушение дороги вносят шины автомобилей. При наезде на микроскопическую трещинку, заполненную водой, создаются условия, когда воде из этой трещины вытекать некуда. А поскольку жидкости несжимаемы, то возникает «гидроудар» (явление, которое не только асфальт, но и стальные трубы разрывает «на раз»). Словом, асфальтовое покрытие крошится, дорога разрушается.

Это неизбежно. И не только в Смоленске, но и в Санкт–Петербурге, и в Москве, etc. (кто не верит, почитайте автофорумы других городов средней полосы).

Все закономерно, проблема не нова. И те, кто сегодня справедливо возмущается «разбитыми в хлам дорогами», наверняка причины этого явления уже прекрасно знают. Повторю: ситуация не нова, и в отличие от УБОРКИ дорог здесь далеко не все зависит от властей и подрядчиков.

От нашей «капризной зимы» и законов физики никуда не деться. Это данность. Но каждую весну, выезжая на наши дороги, мы с этой данностью мириться справедливо не желаем. Что же делать?

 

«Ускорение» по «вертикали»

2

Конечно, идеальный вариант, как пишут наши читатели, «срезать все дорожное полотно и уложить дороги Смоленска заново». Но мы же понимаем, что денег на такую роскошь не было и в сытые времена, что уж говорить теперь. Как говорится, «мечтать не вредно», но и возмущаться не запрещено.

После таяния снега тема «вылезших» разбитых дорог стала самой обсуждаемой смолянами в социальных сетях. Много было обращений и напрямую губернатору через Twitter. Реакция не заставила себя долго ждать. После февральской инспекционной поездки по городу Алексей Островский поручил главе города Смоленска Николаю Алашееву и его заместителю по городскому хозяйству Александру Захарцову организовать проведение необходимого ямочного ремонта и привести дорожное полотно в соответствующее требованиям ГОСТа состояние.

А уже в начале марта губернатор вновь вынужден был вернуться к теме.

«Ремонт сделан безобразно. Буквально несколько дней назад, когда асфальт был без снега, я здесь проезжал, и люди мне в социальных сетях пишут соответствующие комментарии. Я думаю, что надо реально с Захарцовым прощаться или сделать ему последнее предупреждение. Он курирует эту сферу, отвечает за жилищно–коммунальное хозяйство, за состояние дорог, в том числе. Снег растает, потеплеет — будете все переделывать», — возмутился глава региона.

 

В авральном режиме

После «внушения сверху» инспекционную поездку по дорогам города совершил уже мэр Николай Алашеев. По итогам «под раздачу» попал начальник управления дорожного хозяйства Александр Петраков.

«Мы сейчас занимаемся только аварийным ремонтом. Нужно, чтобы среднесуточная температура установилась в пределах +5–10 градусов, чтобы просохло дорожное полотно. «Автодор» пробовал использовать горячий асфальт, но он не держится и вылетает из ям. Литой асфальт гораздо надежнее, но дороги сильно изношены, ямы начинают образовываться рядом с теми, что были недавно отремонтированы. Единственное, что нам остается — ждать улучшения погоды», — пояснил Петраков и тут же получил выговор.

На самом деле, властям города в данной ситуации не позавидуешь: сверху «давит» требование губернатора, снизу — недовольство населения… в такой нервной ситуации доводы о среднесуточных температурах и необходимых погодных условиях для проведения ямочного ремонта быстрыми темпами не прокатывают. Когда «верхи» и «низы» недовольны одновременно — это «страшная сила». «НАДО СРОЧНО ДЕЛАТЬ!» С остальным потом разберемся (как говорили, «жить захочешь, не так раскорячишься»).

 

 

Владислав Апаков, директор СОГБУ «Смоленскавтодор»:

3

— В настоящее время предприятие ежедневно осуществляет аварийный ямочный ремонт с целью обеспечения безопасности проезда автомобильного транспорта по улично–дорожной сети города Смоленска. Работы ведутся с применением литых асфальтобетонных смесей, которые обладают повышенной износостойкостью и хорошо себя зарекомендовали. Однако нынешние погодные условия (а именно — резкие перепады плюсовых и минусовых температур, большая влажность) способствуют появлению новых ям, особенно на тех улицах, где капитальный ремонт асфальтового покрытия проводился 10 и более лет назад. Когда установится теплая сухая погода, на дорогах Смоленска будет проведен ямочный ремонт, а также ремонт асфальтового покрытия целого ряда улиц, в соответствии с поручениями губернатора Смоленской области Алексея Островского.

 

 

«Мы хотим сейчас!»

«Нет, нет, нет, нет! Мы хотим сегодня! Нет, нет, нет, нет! Мы хотим сейчас!» На самом деле, надо понимать, что при всем желании и городских властей, и дорожников быстро привести дороги в порядок после зимы при нынешней погоде нереально.

Делать ямочный ремонт с применением горячего асфальта технологически недопустимо из–за погодных условий. Надо ждать, пока закрепится устойчивый «плюс» (синоптики, кстати, вообще возвращение зимы обещают). А ямы заделывать надо. Поэтому при такой погоде остается применять только технологию литого асфальта. А это дорого, и говорить о хороших темпах работ при этой технологии не стоит.

Поэтому сейчас речь идет не о ШИРОКОМАСШТАБНОМ, а об АВАРИЙНОМ ямочном ремонте. Так что, пока не потеплеет, «сейчас» — не получится.

Пожалуй, единственные, у кого нет претензий к городским властям, это ГИБДД. «Поймите, городские власти правильно поступают, заделывая ямы литым асфальтом (применение горячего — недопустимо), — приводит «Рабочий путь» комментарий командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Смоленску Юрия Гончарука. — Таким образом, они прикрывают выбоины, защищая автомобилистов от материальных трат, вызванных ушатанной подвеской их транспортных средств. Долго ждать, пока все высохнет, нельзя: администрация Смоленска должна в надлежащем порядке содержать полотно независимо от температурных условий. Так, к примеру, если не получается заделать ямы, необходимо оградить опасный участок. С нашей стороны к ним нет претензий».

«Смоленскавтодор», для которого «горячие денечки» наступают сразу, как только из–под снега «вылезает» асфальт, тоже работает «на всех парах»: «Автодор» ни на один день работы не приостанавливал. Сейчас мы работаем только с литым асфальтом, которому требовалось специальное оборудование. Мы его собрали со всей области. То есть, материалы, оборудование — это все есть, осталось дождаться устойчивой плюсовой температуры воздуха, чтобы увеличить темпы работы», — пояснила замдиректора СОГБУ «Смоленскавтодор» Галина Микотина.

Бег по кругу. Неужели ничего нельзя сделать, чтобы его остановить?

 

Что делать? Реалистичный прогноз

4

Прежде всего — запастись терпением и не ждать чудес. Их не будет. И не потому, что «кто–то ворует», не потому, что у кого–то «руки не оттуда растут»… На самом деле, наши «две беды» — отопление и дороги — очень схожи. В том плане, что эти две системные проблемы города Смоленска в обозримом будущем решения не найдут. Как заявил гендиректор «Квадры» (от регулярных аварий в теплосетях которой страдают жители Смоленска), «будет только хуже».

И в одном, и в другом случае все упирается в большие деньги. И дороги, и магистральные сети «Квадры» требуют капитального ремонта. Впрочем, сейчас не о «Квадре» речь (к этому мы снова вернемся осенью). Чтобы не было ям на дорогах весной, дороги нужно не «латать», а ремонтировать. Ну, не будет на плечах держаться пиджак, если нити его давно сгнили — хоть ты весь его заплатками утыкай, мы же это понимаем! Так и с дорогами: не ремонтировали по 10–15 лет, а потом начали недоумевать, почему же так много ям весной?

А теперь самая неприятная новость: насколько известно, в этом году в бюджете Смоленска заложены деньги только на содержание дорог. Ремонт городской бюджет нынче просто не потянул. Кризис. Поэтому «будет только хуже». В качестве утешительно приза добавлю — не только в Смоленске. Вся страна там.

Так что, избавляйтесь от иллюзий. На дорогах, которые долго стоят без ремонта, ямы будут каждую весну. Поэтому остается ждать, когда устойчивая плюсовая температура позволит «Смоленскавтодору» приступить не к АВАРИЙНОМУ ямочному ремонту, а просто к ямочному ремонту дорог. Разве что — «Единая Россия» сделает «невозможное»… и тогда мы будем готовы поверить в чудо.

 

Галина Микотина: «Ямочным ремонтом некоторые дороги уже не спасти»

5

О том, насколько быстро дорожники смогут снять «дорожную проблему» в Смоленске и какие улицы приведут в порядок в первую очередь, мы узнали у замдиректора СОГБУ «Смоленскавтодор» Галины Микотиной.

 

— Галина Владимировна, многие наши читатели (да и коллеги из некоторых СМИ) возмущаются, мол, «Смоленскавтодор» утверждает, что сейчас ямочный ремонт проводить нельзя, надо ждать устойчивых плюсовых температур, а сами латают асфальт. Естественно, вопрос ставится так: а нет ли здесь отмывания денег, ведь асфальт, уложенный «не по погоде», долго не продержится?

— Объясняю. Надо различать технологии проведения ямочного ремонта. Сейчас мы действительно не можем проводить работы с применением горячего асфальта. Мы их и не проводим. В настоящее время мы осуществляем лишь аварийный ямочный ремонт литым асфальтом (это специальная высокопрочная смесь).

Отличительной особенностью этой технологии является то, что укладывается смесь в текучем состоянии, поэтому легко заполняет все неровности выбоин, и получается очень прочное сцепление. Единственный минус этой технологии (который существенно влияет на возможности ее применения) — дороговизна. В ней используется большое количество битума и минерального порошка, что существенно увеличивает стоимость литого асфальта. Кроме того, эта технология требует специального оборудования (специальные термосы–бункеры, которые подогревают до 200 градусов, и они держат эту температуру). И разработана она как раз для проведения аварийного ямочного ремонта в зимний период времени (при температурах до минус 10 градусов).

Летом мы с литым асфальтом не работаем в силу его дороговизны. Но, безусловно, это долговечное покрытие, поскольку получается абсолютно гладкая поверхность, там нет пористости, поэтому вода не проникает внутрь и не разъедает его. Если вы проедете по городу и посмотрите, то убедитесь, что все наши прошлогодние литые пломбы стоят абсолютно прочно. Рядом старый асфальт может разрушаться, а пломба будет стоять. Но, повторю, есть «минусы», которые не позволяют ее применять массово: этот способ ремонта требует больше времени в работе, и он более дорогой.

Кроме литого и горячего асфальта есть еще одна новая технология, которая себя хорошо зарекомендовала — ремонт с применением машин — установок «Мадпатчер» (с применением эмульсии и щебня). Одна машина сама продувает, проливает битумной эмульсией и подает щебень, обработанный эмульсией. Это высокопроизводительная технология, но она тоже требует плюсовых температур. В прошлом году у нас по городу Смоленску работали четыре таких машины, и за 2–3 недели мы проблему «растаявшего» после зимы асфальта сняли. А сейчас в ожидании «плюсовых» температур мы делаем только аварийный ямочный ремонт с применением литого асфальта для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

 

— То, что дороги разрушаются весной из–за перепадов температур, понятно. Хотелось бы понять следующее: нам просто принять ежегодный аварийный ямочный ремонт как данность, или все–таки есть какое–то решение проблемы?

— Хороший вопрос. Первое. Есть такое понятие, как межремонтные сроки. Согласно федеральным нормативам, существует периодичность проведения капитальных ремонтов, она составляет 10–12 лет. И мы видим, что те улицы, которые прошли капитальный ремонт (Большая Советская, Кирова, Крупской) — там весной выбоин нет. А, например, проспект Строителей (от Рославльского кольца до Соколовского) — срок сдачи этого объекта 2001 год. Прошло 16 (!) лет, и на этой дороге ни разу не обновлялся верхний слой асфальта. Стоит учитывать, что и нагрузка на эту дорогу за 16 лет значительно возросла. Не только легкового транспорта, но и большегрузного — с учетом строительства в Соловьиной Роще жилого комплекса, строительства ортопедического центра… добавьте сюда прокладку коммуникаций (а это тоже дает «просадку асфальта)… здесь много факторов оказывает влияние. Конечно, если бы у города хватало денег на то, чтобы выдерживать межремонтные сроки, такой катастрофы весной мы бы не наблюдали.

 

— Где в Смоленске самые «убитые» дороги? Какие улицы требуют ремонта в первую очередь?

— Если говорить о самых проблемных магистралях, то это улицы Тенишевой, Николаева, Шевченко (от улицы Крупской до Попова), проспект Строителей (от Рославльского кольца до улицы Соколовского), Краснинское шоссе (от улицы Марины Расковой), Кловская. Вот эти магистральные улицы ямочным ремонтом не спасти.

На проспекте Строителей уже образовалась колея — то есть, там уже не просто верхний слой изношен, разрушено основание — щебень. Он от влажности за столько лет весь распался. Поэтому эти улицы нуждаются в серьезной реконструкции.

 

6
Список улиц Смоленска, на которых пройдет ямочный ремонт в первую очередь:

пр–т Строителей, ул. Попова, ул. Рыленкова, Пятницкий путепровод, ул. Кловская, пр–т Гагарина, ул. Кашена, ул. Памфилова, ул. Генерала Паскевича, ул. Индустриальная, ул. Соколовского, ул. Румянцева, Краснинское шоссе, ул. Нахимова, ул. имени Полка «Нормандия–Неман», ул. Шевченко, ул. 25 Сентября, ул. Соболева, ул. Тенишевой, ул. Большая Краснофлотская, ул. Багратиона, ул. Николаева, ул. Свердлова (3–я транспортная развязка)

 

текст: Светлана Савенок

146491146491



Комментировать